Православный Календарь
Библия программа
http://www.biblezoom.ru/ полезный продуктИкона дня
Статьи
http://www.proza.ru/avtor/afanasii2Истина и жизнь
Сретение :: Новый Завет :: Евангелие
Страница 2 из 3
Страница 2 из 3 • 1, 2, 3
20171219
Истина и жизнь
<iframe style="max-width: 100%" src="https://penshin-an.livejournal.com/26948.html?embed" width="502" height="348" frameborder="0"></iframe>
Истина это и цель, и источник жизни. Жизнь это путь к ней и с ней, Бог вечно творящий Себя и всё. Бог же «есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем». [1 Ин.4:16] Истина и одна и многолика, как и Бог Троица. Оказывается истина это та сила, что сильнее всего на свете. Она…
Читать далее
Истина и жизнь
Истина это и цель, и источник жизни. Жизнь это путь к ней и с ней, Бог вечно творящий Себя и всё. Бог же «есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем». [1 Ин.4:16] Истина и одна и многолика, как и Бог Троица. Оказывается истина это та сила, что сильнее всего на свете. Она…
Читать далее
Истина и жизнь :: Комментарии
А вот это? Это откуда?
Новая афера киевских адептов о. Георгия Кочеткова.
Их глава Андрей Дудченко, ключевая фигура секты Думенко, приказал своему единомышленнику о. Сергию Сморыге, перейти из УПЦ в раскол Агафангела Пашковского, это группа, не признавшая воссоединение РПЦ и РПЦЗ, присутствующая в Южной Осетии и лично контролируемая экс - послом США на Украине Джоном Херстом.
И кочетковец Сморыга увёл свой приход в раскол к Пашковскому.
Задача ясна - увести в "сверхрусский" раскол русофилов из УПЦ, чтобы повысить в ней вес сторонников униатского проекта "канонической автокефалии".
Кирилл Фролов
Новая афера киевских адептов о. Георгия Кочеткова.
Их глава Андрей Дудченко, ключевая фигура секты Думенко, приказал своему единомышленнику о. Сергию Сморыге, перейти из УПЦ в раскол Агафангела Пашковского, это группа, не признавшая воссоединение РПЦ и РПЦЗ, присутствующая в Южной Осетии и лично контролируемая экс - послом США на Украине Джоном Херстом.
И кочетковец Сморыга увёл свой приход в раскол к Пашковскому.
Задача ясна - увести в "сверхрусский" раскол русофилов из УПЦ, чтобы повысить в ней вес сторонников униатского проекта "канонической автокефалии".
Кирилл Фролов
Мне интересна ситуация раскола как проблема, большая трагедия Православия постконстантиновского периода. Люди, называющие себя христианами (напр. многие греки), все дальше уходят от Христа. Этот период, получается, зтронул не только нашу несчастную страну, пережившую ужасы XX-го века, с тем небольшим хорошим, что каждый из нас имеет в своей жизни как "поцелуй" Святого Духа. Никогда не доверяла духу и плодам Кирилла Фролова... Какие-то идеологические построения... Да, у нас, насколько я сама связана с Украиной (я украинка по маме, была и в паломничествах там раз 10-15), - есть друзья. В основном нас объединяет интерес к трудам Сергея Сергеевича Аверинцева, печатающимся в Киеве, да к Крестовоздвиженскому Трудовому братству, история которого началась в конце XIX-го века. Там есть и общины, которые занимаются подлинной катехизацией, длящейся не меньше года. А это Божье дело, как и просвещение людей, ищущих Бога. Все остальное, в том числе церковная политика, - во многом суета сует, лукавство, что-то еще... Ничего не могу сказать про этот "перл" Фролова - мне он совсем не интересен...
Последний раз редактировалось: Тамара (Ср Фев 12, 2020 6:33 am), всего редактировалось 1 раз(а) (Обоснование : PS. Ппрости, ушиб павой руки... плохо печатаю из-за этого...)
Последний раз редактировалось: Тамара (Ср Фев 12, 2020 6:33 am), всего редактировалось 1 раз(а) (Обоснование : PS. Ппрости, ушиб павой руки... плохо печатаю из-за этого...)
Вот тут несколько размышлений о расколе в принципе.
https://www.proza.ru/2018/11/03/1564
https://www.proza.ru/2018/11/03/1564
https://www.blagogon.ru/biblio/982/?fbclid=IwAR1oDlulOeTvLbKOOXRU1wnzAoiMJk9MhtB3VkrT-Xr4hWNi6ejIx8t5oLo
1.Меня "размышления о расколе" не интересуют, ибо раскол есть один из признаков постконстантиновского периода, связанный с политизацией церковной политики, идущей от сращения церкви как структуры с государством...
2."Благогон" - САЙТ "ВТОРОЙ СВЕЖЕСТИ", я его не смотрю и тебе не советую - можно духовно отравиться... 3.о.-д. А. В. Кураева читала, если речь о теме раскола... церковная политика, взявшая на вооружение канонику. Формы без духа Божия. О возрождении церкви он не говорит, ибо не верит. А надежда у Бога - дочь любви. Соображай)))
2."Благогон" - САЙТ "ВТОРОЙ СВЕЖЕСТИ", я его не смотрю и тебе не советую - можно духовно отравиться... 3.о.-д. А. В. Кураева читала, если речь о теме раскола... церковная политика, взявшая на вооружение канонику. Формы без духа Божия. О возрождении церкви он не говорит, ибо не верит. А надежда у Бога - дочь любви. Соображай)))
Если человек с Богом, то "Богом все дано и дается" - вера, любовь и надежда... в том контексте, о котором речь - надежда на возрождение нашей церкви земной, врастающей в Церковь Небесную своими христианами, живущими так, что Божье слово прорастает и в их жизни здесь, на земле, в нашей стране...
А мы, грешники, где? В какой церкви? Ведь в Церкви Небесной - рядом с Господом святые, ангелы и архангелы...
Алексей Степанович Хомяков
Церковь одна
Содержание
1. Единство Цеpкви
2. Цеpковь видимая и невидимая
3. Цеpковь Хpистова на земле
4. Едина, Святая, Собоpная и Апостольская
5. Писание и Пpедание
6. Исповедь, молитва и дела
7. Символ веpы
8. Цеpковь и ее Таинства
9. Веpа и жизнь в единстве с Цеpковью
10. Спасение
11. Единство Пpавославия
https://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyakov/tserkov-odna/
В ответ на это все - всего одна цитата А. С. Хомякова, весьма уважаемого и почитаемого мной богослова-мирянина, причем по нашей теме, а не вообще, не обширно, как у тебя -
"Церковь - мистическое пространство, в котором человек становится самим собой".
Вот и решай: в какой мере ты становишься самим собой? Что это такое - в церковном пространстве - стать самим собой? Мешают тебе другие христиане, типа меня, например, становится самим собой или помогают? Что относительно этого тебе говорит опыт первоапостольских общин? (Апостол) и т. д. Божьей помощи!
"Церковь - мистическое пространство, в котором человек становится самим собой".
Вот и решай: в какой мере ты становишься самим собой? Что это такое - в церковном пространстве - стать самим собой? Мешают тебе другие христиане, типа меня, например, становится самим собой или помогают? Что относительно этого тебе говорит опыт первоапостольских общин? (Апостол) и т. д. Божьей помощи!
Для меня это: [Ин.8:32] и познаете истину, и истина сделает вас свободными.Тамара пишет:Что это такое - в церковном пространстве - стать самим собой?
Всё для меня полезно, если я в общении с Богом.
"сделает свободными" - для чего? В общении с Богом - что Он хочет от тебя конкретно - не только в твоем деле, за которое ты отвечаешь пред Ним, но и в общении с Его, Божьими людьми...
Для всего. На то она и свобода. И прежде всего свобода души.Тамара пишет:"сделает свободными" - для чего?
Нет, не для всего! А только для Божьего - в этом-то и закавыка. Многие христиане не понимают суть новозаветного послушания Христу. А оно есть и отличается от ветхозаветного - Богу, когда Господь человеку только провиделся в речах пророков...
Всё Божие в этой Вселенной. Он Вседержитель.
Не вижу отличий Завета Ветхого от Завета Нового.
Не вижу отличий Завета Ветхого от Завета Нового.
Новый Завет в Ветхом скрывается, Ветхий – в Новом открывается. блаженный Августин, † 430.
1. "Всё Божие в этой Вселенной. Он Вседержитель". - Не все Божие в этой вселенной. В начале сотворения Вселенной из-за грехопадения Адама сатанинский мрак остался, поэтому "мир сей", сотворенный Богом не совершен. Поэтому иногда человек попадает в "мире сем" в ситуацию, когда из двух зол приходится выбирать меньшее. А где зло, Бога нет, есть ад. Это азы христианства.
2. "Не вижу отличий Завета Ветхого от Завета Нового". Ты не видишь отличий между Ветхим и Новым заветами? Отличие, между тем, существенное. В Ветхом - о приходе Мессии говорили пророки. В Новом Он пришел сам. Бог воплотился в Сына Человеческого от девы Марии. Дополнив ветхозаветные нормы - новозаветной новой заповедью любви: Да любите друг друга, потому все узнают, что вы Мои ученики, как вы будете любить друг друга (не дословно, точно см. Ин 14-18 главы, в Прощальной беседе Иисуса Христа).
И последнее. Твоя основная ошибка (грех? см. сам) в том, что ты не соотносишь богословскую теорию со своей жизнью. Не знаю, что у тебя с новозаветной этикой, в смысле образа жизни (Нагорная проповедь, например, об отношении к врагам), но в общении с людьми во Христе ты очень плох (донимаешь своими вопросами, никого не поддерживаешь, не свидетельствуешь о Христе исходя из личного опыта (увидела по твоим комментам на фейсбуке). Не может быть служения Христу без общения с братьями и сестрами во Христе - Его учениками. Не знаю, как у тебя с церковной жизнью. Есть ли она? Если есть, то на приходе, куда ты ходишь, как у тебя с общением во Христе? Помогаешь ли ты священнику нести тяготы приходской церковной жизни? Отдаешь ли хотя бы десятину как Божьи деньги на Божье? и т. д. Читать твои наброски на Проза. ру не могу - ведь они никуда не ведут, может, ведут к тому, как именно ты понимаешь истину. Но это не суть христианства. А на земле мы свое любое дело ведем ко Христу и в Его Церковь - не в одиночестве, а вместе с братией, которых нам дает опять же Господь. И в любом таком деле мы получаем Божью благодать на несение своего креста. Я уж и не уверена в том, что именно Господь дал мне общение с тобой. Общаться с тобой тяжело... Общение у нас, как бы помягче, не вытанцовывается, то есть не ведет к изменениям внутри нас самих. Убеди меня в обратном! Я стараюсь быть тактичнее, Господь дает изменить учительские светские ноты на дружеские во Христе, дает помнить, что я не святая и имею свои прегрешения, что я не одна и нуждаюсь в братьях и сестрах. Но ты? В переписке с тобой ты наступаешь - я обороняюсь. Зачем эта тактика в диалоге? Не понимаю и, честно говоря, устаю от нее. Впереди Великий Пост. Если сейчас не ответишь и не убедишь в том, что общение со мной как с сестрой во Христе что-то значит и ведет к улучшениям внутри тебя, то Пост для этого. Думаю, нам обоим во вразумление! У меня есть духовная задача на него, и в ней - нет переписки с тобой. До Пасхи, если Господь даст дожить до нее, учитывая, что мне - 75!
.
2. "Не вижу отличий Завета Ветхого от Завета Нового". Ты не видишь отличий между Ветхим и Новым заветами? Отличие, между тем, существенное. В Ветхом - о приходе Мессии говорили пророки. В Новом Он пришел сам. Бог воплотился в Сына Человеческого от девы Марии. Дополнив ветхозаветные нормы - новозаветной новой заповедью любви: Да любите друг друга, потому все узнают, что вы Мои ученики, как вы будете любить друг друга (не дословно, точно см. Ин 14-18 главы, в Прощальной беседе Иисуса Христа).
И последнее. Твоя основная ошибка (грех? см. сам) в том, что ты не соотносишь богословскую теорию со своей жизнью. Не знаю, что у тебя с новозаветной этикой, в смысле образа жизни (Нагорная проповедь, например, об отношении к врагам), но в общении с людьми во Христе ты очень плох (донимаешь своими вопросами, никого не поддерживаешь, не свидетельствуешь о Христе исходя из личного опыта (увидела по твоим комментам на фейсбуке). Не может быть служения Христу без общения с братьями и сестрами во Христе - Его учениками. Не знаю, как у тебя с церковной жизнью. Есть ли она? Если есть, то на приходе, куда ты ходишь, как у тебя с общением во Христе? Помогаешь ли ты священнику нести тяготы приходской церковной жизни? Отдаешь ли хотя бы десятину как Божьи деньги на Божье? и т. д. Читать твои наброски на Проза. ру не могу - ведь они никуда не ведут, может, ведут к тому, как именно ты понимаешь истину. Но это не суть христианства. А на земле мы свое любое дело ведем ко Христу и в Его Церковь - не в одиночестве, а вместе с братией, которых нам дает опять же Господь. И в любом таком деле мы получаем Божью благодать на несение своего креста. Я уж и не уверена в том, что именно Господь дал мне общение с тобой. Общаться с тобой тяжело... Общение у нас, как бы помягче, не вытанцовывается, то есть не ведет к изменениям внутри нас самих. Убеди меня в обратном! Я стараюсь быть тактичнее, Господь дает изменить учительские светские ноты на дружеские во Христе, дает помнить, что я не святая и имею свои прегрешения, что я не одна и нуждаюсь в братьях и сестрах. Но ты? В переписке с тобой ты наступаешь - я обороняюсь. Зачем эта тактика в диалоге? Не понимаю и, честно говоря, устаю от нее. Впереди Великий Пост. Если сейчас не ответишь и не убедишь в том, что общение со мной как с сестрой во Христе что-то значит и ведет к улучшениям внутри тебя, то Пост для этого. Думаю, нам обоим во вразумление! У меня есть духовная задача на него, и в ней - нет переписки с тобой. До Пасхи, если Господь даст дожить до нее, учитывая, что мне - 75!
.
Не читала, но знаешь что не ведут? Это классно! У меня там 15801 читателей и ежедневно добавляются по 10 - 40 человек
Убеждать не буду, ибо сказано: [Мф.10:14] А если кто не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя из дома или из города того, отрясите прах от ног ваших.
Печально, но ты не понимаешь сути христианской жизни.
Извини, что потревожил, мне 74 года будет в апреле.
Бог тебе в помощь. Он Вседержитель, не сомневайся.
Убеждать не буду, ибо сказано: [Мф.10:14] А если кто не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя из дома или из города того, отрясите прах от ног ваших.
Печально, но ты не понимаешь сути христианской жизни.
Извини, что потревожил, мне 74 года будет в апреле.
Бог тебе в помощь. Он Вседержитель, не сомневайся.
Несколько лет моей жизни были отданы старообрядчеству. Нет, я не менял веру, просто основательно и глубоко увлёкся. Была эстетическая влюблённость, романтика гонимых за веру, пряный аромат старины. Водимый этим ароматом, я однажды оказался на Рогожском кладбище вместе с моим другом, который тогда тоже «болел» древней иконой.
И вот мы, два «зачарованных странника», с восторгом и почтением заходим в храм, ближе к алтарю, к священным иконам, ведь знатоки шептали, что где-то там в иконостасе есть подлинный Рублёв. Шла служба. Кажется, читали Часы. И вдруг откуда-то снизу выныривает маленькая бодрая старушка – вспышка взгляда, и – вердикт:
Архимандрит Савва (Мажуко)
– А вы не на-а-ши! Давайте-ка к дверям! Нельзя вам тут!
Было обидно. Даже скажу: очень обидно, долго я отходил. Староверы народ суровый. Но такое могло случиться со мной и в обычном «никонианском» храме, да и случалось, чего уж тут! Только последнее время всё чаще я вспоминаю эту историю, потому что проблема своих и ваших как-то резко обострилась.
А ведь, прежде чем обидеться, я растерялся. Очень хотелось поступить правильно, как положено, чтобы всем было хорошо. Но тут ещё одна тревожная мысль: а наши – это кто? Кому, собственно, я – наш? «С кем вы, мастера культуры?»
В одной из книг Ивана Солоневича есть такой эпизод: в разгар газетной истерии по борьбе с врагами социалистического строя некий гражданин сам на себя написал донос, а на собрании всё причитал: «Товарищи! Судите меня! Я не наш человек!»
Можете смеяться, но временами мне приходит что-то подобное в голову, потому что разочаровывать людей – неприятно. Человек тебя принимал за своего, верил тебе, крепко жал руку, и тут выясняется, что ты приятельствуешь с врагом или перебежчиком!
– Савва любит отца Александра Меня! – Наш человек!
– Савва подписал письмо в защиту заключённых! – Наш человек!
– Савва соглашается с Константином Сёминым! – Наш человек!
– Савва цитирует Ленина! – Наш человек!
– Савва уважает Николая Второго! – Наш человек!
Нет, я не стану длить утомительный список. Итог один: нигде не свой! Разочарование и обманутые надежды! Как-то не получается у меня примкнуть к какой-нибудь церковной или политической партии, да и не хочу, не вижу смысла.
Почему, собственно, человек непременно должен отождествлять себя с какой-нибудь партией? Ведь вот назвали меня недавно модернистом восьмидесятого уровня, может и правда я модернист?
[size=15][size=15]Вестник Рождества № 9. Как не убить Евангелием
Подробнее
[/size]
– Это вряд ли! Лентяев в модернисты не берут.
– А вдруг я обновленец, кочетковец, экуменист?
– Куда там! Я бы знал!
– А вот говорят: жидокатолик!
– Католиков люблю, и от Гомеля не скроешься, только нет такой партии – жидокатолики!
– Видно, я тайный коммунист!
– Да, так маскируюсь, что сам не в курсе!
Так и остаёшься ни к чему не пригодный. А вокруг бродят разочарованные товарищи с укором в глазах.
Так почему же человеку непременно надо быть в какой-нибудь группе, партии, движении? Почему я не могу быть, как дядя Фёдор из Простоквашино – «мальчик сам по себе», – может же быть у человека такое право – быть в мире со всеми, оставаясь не-нашим?
Дело в том, что меня отпугивает корпоративность. Много говорят о корпоративной лжи, и это, действительно, большая проблема, когда человек вынужден ради «священной» корпоративной чести лгать, убивая совесть и опустошая душу. Но есть ещё одна вещь, которая тревожит меня не меньше. Это корпоративная ненависть.
Если ты принадлежишь к некой группе, ты обязан ненавидеть наших общих врагов.
По-моему, это отвратительно, и особенно жутко и уродливо, когда обязанность ненавидеть налагается на тебя принадлежностью к церковной группе.
– Ненависть как признак принадлежности к Церкви? Так не бывает!
– Как далеки вы от народа!
Недавно к моему другу-священнику подошёл коллега и принялся обличать. Религиозные люди вообще большие любители пообличать, а тут прекрасный повод: почему ты служишь в греческой фелони? Разве не знаешь, что нам устроил Константинопольский Патриарх? Может, ты поддерживаешь враждебную политику греков, их антирусские происки?
Для несведущих товарищей поясню: фелонь – это часть священнического облачения, плащ – так это слово с греческого и переводится. Русская фелонь отличается от греческой своим высоким воротником, что делает ее не очень удобной, будто ты служишь в иконном киоте, поэтому, где возможно, батюшки служат в греческой. Но дело не в богослужебных одеждах, дело в самой претензии: наш человек греческого носить не станет!
[size=15]«Как вышло, что Церковь пропустила нацизм?» Увлекаясь патриотизмом, мы пропускаем угрозу
Подробнее
[/size]
Как-то неожиданно греки оказались в списке врагов. Но существует ли такой список? К сожалению, он не только есть, но является открытым и постоянно пополняется, опальные эллины прописались там совсем недавно. Раньше них туда, например, угодили евреи, к которым настоящий православный человек должен испытывать тревожное недоверие, поскольку всем хорошо известно, какие они плетут козни. Не верите? Послушайте внимательно проповеди священников в день убиения царской семьи. Немало проповедников считают своим долгом если не сказать прямо, то непременно намекнуть: «Мы-то с вами хорошо знаем, люди какой национальности свергли нашего императора!» – привожу точную цитату.
Далее по списку идут католики, которых почему-то надо ненавидеть даже больше, чем протестантов и евреев, и мне неоднократно приходилось слышать в качестве примера подлинной духовности рассказ про афонского старца, который каждую свою молитву завершал анафемой Римскому Папе.
Список ненависти будет неполным без злобной Америки и развратной Европы. Оттуда льётся столько всякой отравы, которая отравляет нашу исконную культуру и развращает молодёжь.
Есть в этом списке и почётные места для обновленцев, «экуменистов всех мастей», кочетковцев, которые «продали веру» и теперь хотят разрушить то, что осталось. Вот уж для кого анафемы не жалко!
Может показаться, что обязанность ненавидеть – признак неразвитости, скудного образования, болезнь традиционалистов и консерваторов, – но это не так!
Каждый лагерь лихорадочно составляет свои «синодики», которые громоздятся, словно теневой «символ веры», обязательный к затверживанию и исполнению.
Увы, те самые «продвинутые христиане», которые и книжки правильные читают, и в богословии сильны, отличаются не меньшей категоричностью в суждениях и скорым судом, так что обозвать оппонента мерзавцем ещё до всякого спора и прояснения позиций считается чем-то вполне естественным.
В 2018 году был запрещён в сане священник Андрей Федосов, проповедник и миссионер, известный под прозвищем Киберпоп. Ему вменили в вину, что он на одной из встреч со слушателями упомянул, что уважает Ленина и даже бывал в мавзолее. После этого священника подвергли настоящей травле в православной прессе, провели через два церковных суда, заставили написать множество покаянных писем. Он прослужил перед Престолом двадцать два года, построил храм, занимался разработкой школьных программ, проповедовал в интернете – всё оказалось не важным, и теперь такого священника нет, и никто из обвинителей не взял на себя его миссию.
Но ведь это сюжет для Салтыкова-Щедрина: священника отстраняют от службы из-за Ленина! Уважаешь вождя? – Запрет на проповедь и служение! То есть симпатии к Ильичу, высказанные однажды в общении с друзьями, являются достаточным основанием для репрессий? Причём ни у кого и сомнений не возникло – всё и так ясно! – Виновен! Невероятная история! Полвека назад сказали бы: «Белогвардейский террор!»
В этой истории интересен не ход событий, не ситуация в епархии или моральный облик священника – взрослые люди, сами разберутся, да уже и разобрались. Гораздо важнее этот теневой «символ веры», который предполагает, что православному человеку положено Ленина ненавидеть. Имя вождя мирового пролетариата есть в списках и православных модернистов, и православных консерваторов. Последние, правда, при этом вполне терпимо относятся к почитанию Сталина, потому что его фигура хорошо встраивается в околоцерковную мифологию. Но только не Ленин – это абсолютное зло и, как известно, он горит в аду, в отличие от Иосифа Виссарионовича, который перед смертью успел покаяться.
Конечно, в жизни бывает всякое, и каких-то деталей этого происшествия я не знаю и не в состоянии понять. Меня волнует другое: вся эта история стала возможна как раз благодаря существованию безмолвно принятого теневого «символа веры», который предписывает своим исповедникам долг ненависти к Ленину. Если ты православный, ты просто обязан ненавидеть Ленина, и точка! Иначе ты перечёркиваешь подвиг новомучеников, и знаешь, что сказал святитель Тихон про Ильича? Вот то-то же!
[size=15]Нам предложили взять ненависть за основу — давайте откажемся
Подробнее
[/size]
А почему, собственно?
Как так получилось, что теперь ненависть делает меня своим в Церкви?
Меня волнует не политический, а духовный аспект: каждый из церковных лагерей пылает нетерпимостью к непримкнувшим. Традиционалисты клеймят «модернистов», не стесняясь в выражениях, «обновленцы» не остаются в долгу. И самое грустное: отсутствие здорового любопытства и человеческого расположения друг к другу. Каждая из групп, лучше сказать, сект, вполне довольна своим райком, считает его достаточным и завершённым. Что происходит там, за стенами наших духовных цитаделей, даже не интересно. «Да и о чём говорить с людьми, которые Лотмана считают последним словом в семиотике?» И не успеваешь даже следить за этим опустошающим взаимным отрясанием праха!
При этом каждая из групп самостийно присваивает себе право вещать от лица церковного народа:
– Церковная общественность не допустит! Народ Божий нас не поймёт!
Странно. Мне одному кажется, что этот самопровозглашённый церковный народ, узурпировавший себе право вещать от лица всей Церкви, есть не более чем небольшая, но очень шумная и маргинальная группа, закрытый клуб избранных?
– А вы не на-а-ши!
– Отчего же?
– Оттого, что только у нас критерий веры и мерило ненависти – мы ненавидим согласно преданию и отцепреданному благочестию! Такой чистоты ненависти вы нигде не найдёте! Впрочем, и не ищите, потому что – мест нет! Все наши уже в сборе, остальные – как хотят! На днях отправляемся в рай как последний оплот и священный остаток!
Вот и придёт такой священноненавистник к вратам рая, а там его уже и ждут давно:
– Проходите, пожалуйста! Очень рады! Вам у нас понравится!
– Ой, спасибо! Я, конечно, недостоин и грешник, но приемлю и нимало вопреки глаголю! А что это у вас там из-за стен кто-то так заливисто смеётся?
– Да не обращайте внимания! Это Ленин – известный балагур! Он как Троцкого в шахматы обыграет, так смеётся, аж заходится. Мы уже и не замечаем!
– Как Ленин? В раю Ленин? Какой Ленин?
– Тот самый, который Ильич. Он ещё на броневичке выступал, помните?
– Это что у вас за рай тут? Нам такого не надо!
И пойдут сии… в свой собственный рай.
Конечно, это шутка, а не пророческое видение. Та картинка родилась после чтения притчи о блудном сыне. Помните, там старший сын, который ни разу не расстроил отца, отказался войти на торжественный пир и даже признался, что всё это время мечтал о частном пире, пире для своих, чтобы без тельцов, младших братьев и без отца, чтобы только свои. Не знаю, как это назвать, но на пир Царства это мало похоже.
Для христианина самое важное не классовая принадлежность, а Христос, вокруг которого собирается Церковь.
Если вам нужно определение Церкви, оно есть у меня: Христос посреде нас!
И мы вокруг Христа не по партийным спискам, а потому что мы – братья и сёстры, пусть даже нас разделяют различные политические пристрастия, эстетические вкусы, социальные страты. Я убеждён, что коммунист может быть христианином, то есть моим братом во Христе, так же, как и монархист, и либерал, и либертарианец, и я готов дать им целование мира, что не помешает мне с ними потом и поспорить. Нами должна двигать воля к единению, а не к раздорам. Не ненависть нас объединяет, а любовь и доброта.
И те, кто меня любят, и те, кто со мной спорят, и те, кто в борьбе за чистоту веры меня клянут – мои братья и сёстры. Мне с ними вечность коротать! Кстати, тогда будет время и для ярких дискуссий! Так что отъявленные спорщики, по логике вещей, должны пылать нетерпением попасть на тот свет!
– Но извините, никак не отойду! Вы и вправду полагаете, что Ленин в раю?
– Что мы об этом знаем? Всё в руках Божиих! Наш Папка полон сюрпризов![/size]
И вот мы, два «зачарованных странника», с восторгом и почтением заходим в храм, ближе к алтарю, к священным иконам, ведь знатоки шептали, что где-то там в иконостасе есть подлинный Рублёв. Шла служба. Кажется, читали Часы. И вдруг откуда-то снизу выныривает маленькая бодрая старушка – вспышка взгляда, и – вердикт:
Архимандрит Савва (Мажуко)
– А вы не на-а-ши! Давайте-ка к дверям! Нельзя вам тут!
Было обидно. Даже скажу: очень обидно, долго я отходил. Староверы народ суровый. Но такое могло случиться со мной и в обычном «никонианском» храме, да и случалось, чего уж тут! Только последнее время всё чаще я вспоминаю эту историю, потому что проблема своих и ваших как-то резко обострилась.
А ведь, прежде чем обидеться, я растерялся. Очень хотелось поступить правильно, как положено, чтобы всем было хорошо. Но тут ещё одна тревожная мысль: а наши – это кто? Кому, собственно, я – наш? «С кем вы, мастера культуры?»
В одной из книг Ивана Солоневича есть такой эпизод: в разгар газетной истерии по борьбе с врагами социалистического строя некий гражданин сам на себя написал донос, а на собрании всё причитал: «Товарищи! Судите меня! Я не наш человек!»
Можете смеяться, но временами мне приходит что-то подобное в голову, потому что разочаровывать людей – неприятно. Человек тебя принимал за своего, верил тебе, крепко жал руку, и тут выясняется, что ты приятельствуешь с врагом или перебежчиком!
– Савва любит отца Александра Меня! – Наш человек!
– Савва подписал письмо в защиту заключённых! – Наш человек!
– Савва соглашается с Константином Сёминым! – Наш человек!
– Савва цитирует Ленина! – Наш человек!
– Савва уважает Николая Второго! – Наш человек!
Нет, я не стану длить утомительный список. Итог один: нигде не свой! Разочарование и обманутые надежды! Как-то не получается у меня примкнуть к какой-нибудь церковной или политической партии, да и не хочу, не вижу смысла.
Почему, собственно, человек непременно должен отождествлять себя с какой-нибудь партией? Ведь вот назвали меня недавно модернистом восьмидесятого уровня, может и правда я модернист?
[size=15][size=15]Вестник Рождества № 9. Как не убить Евангелием
Подробнее
[/size]
– Это вряд ли! Лентяев в модернисты не берут.
– А вдруг я обновленец, кочетковец, экуменист?
– Куда там! Я бы знал!
– А вот говорят: жидокатолик!
– Католиков люблю, и от Гомеля не скроешься, только нет такой партии – жидокатолики!
– Видно, я тайный коммунист!
– Да, так маскируюсь, что сам не в курсе!
Так и остаёшься ни к чему не пригодный. А вокруг бродят разочарованные товарищи с укором в глазах.
Так почему же человеку непременно надо быть в какой-нибудь группе, партии, движении? Почему я не могу быть, как дядя Фёдор из Простоквашино – «мальчик сам по себе», – может же быть у человека такое право – быть в мире со всеми, оставаясь не-нашим?
Дело в том, что меня отпугивает корпоративность. Много говорят о корпоративной лжи, и это, действительно, большая проблема, когда человек вынужден ради «священной» корпоративной чести лгать, убивая совесть и опустошая душу. Но есть ещё одна вещь, которая тревожит меня не меньше. Это корпоративная ненависть.
Если ты принадлежишь к некой группе, ты обязан ненавидеть наших общих врагов.
По-моему, это отвратительно, и особенно жутко и уродливо, когда обязанность ненавидеть налагается на тебя принадлежностью к церковной группе.
– Ненависть как признак принадлежности к Церкви? Так не бывает!
– Как далеки вы от народа!
Недавно к моему другу-священнику подошёл коллега и принялся обличать. Религиозные люди вообще большие любители пообличать, а тут прекрасный повод: почему ты служишь в греческой фелони? Разве не знаешь, что нам устроил Константинопольский Патриарх? Может, ты поддерживаешь враждебную политику греков, их антирусские происки?
Для несведущих товарищей поясню: фелонь – это часть священнического облачения, плащ – так это слово с греческого и переводится. Русская фелонь отличается от греческой своим высоким воротником, что делает ее не очень удобной, будто ты служишь в иконном киоте, поэтому, где возможно, батюшки служат в греческой. Но дело не в богослужебных одеждах, дело в самой претензии: наш человек греческого носить не станет!
[size=15]«Как вышло, что Церковь пропустила нацизм?» Увлекаясь патриотизмом, мы пропускаем угрозу
Подробнее
[/size]
Как-то неожиданно греки оказались в списке врагов. Но существует ли такой список? К сожалению, он не только есть, но является открытым и постоянно пополняется, опальные эллины прописались там совсем недавно. Раньше них туда, например, угодили евреи, к которым настоящий православный человек должен испытывать тревожное недоверие, поскольку всем хорошо известно, какие они плетут козни. Не верите? Послушайте внимательно проповеди священников в день убиения царской семьи. Немало проповедников считают своим долгом если не сказать прямо, то непременно намекнуть: «Мы-то с вами хорошо знаем, люди какой национальности свергли нашего императора!» – привожу точную цитату.
Далее по списку идут католики, которых почему-то надо ненавидеть даже больше, чем протестантов и евреев, и мне неоднократно приходилось слышать в качестве примера подлинной духовности рассказ про афонского старца, который каждую свою молитву завершал анафемой Римскому Папе.
Список ненависти будет неполным без злобной Америки и развратной Европы. Оттуда льётся столько всякой отравы, которая отравляет нашу исконную культуру и развращает молодёжь.
Есть в этом списке и почётные места для обновленцев, «экуменистов всех мастей», кочетковцев, которые «продали веру» и теперь хотят разрушить то, что осталось. Вот уж для кого анафемы не жалко!
Может показаться, что обязанность ненавидеть – признак неразвитости, скудного образования, болезнь традиционалистов и консерваторов, – но это не так!
Каждый лагерь лихорадочно составляет свои «синодики», которые громоздятся, словно теневой «символ веры», обязательный к затверживанию и исполнению.
Увы, те самые «продвинутые христиане», которые и книжки правильные читают, и в богословии сильны, отличаются не меньшей категоричностью в суждениях и скорым судом, так что обозвать оппонента мерзавцем ещё до всякого спора и прояснения позиций считается чем-то вполне естественным.
В 2018 году был запрещён в сане священник Андрей Федосов, проповедник и миссионер, известный под прозвищем Киберпоп. Ему вменили в вину, что он на одной из встреч со слушателями упомянул, что уважает Ленина и даже бывал в мавзолее. После этого священника подвергли настоящей травле в православной прессе, провели через два церковных суда, заставили написать множество покаянных писем. Он прослужил перед Престолом двадцать два года, построил храм, занимался разработкой школьных программ, проповедовал в интернете – всё оказалось не важным, и теперь такого священника нет, и никто из обвинителей не взял на себя его миссию.
Но ведь это сюжет для Салтыкова-Щедрина: священника отстраняют от службы из-за Ленина! Уважаешь вождя? – Запрет на проповедь и служение! То есть симпатии к Ильичу, высказанные однажды в общении с друзьями, являются достаточным основанием для репрессий? Причём ни у кого и сомнений не возникло – всё и так ясно! – Виновен! Невероятная история! Полвека назад сказали бы: «Белогвардейский террор!»
В этой истории интересен не ход событий, не ситуация в епархии или моральный облик священника – взрослые люди, сами разберутся, да уже и разобрались. Гораздо важнее этот теневой «символ веры», который предполагает, что православному человеку положено Ленина ненавидеть. Имя вождя мирового пролетариата есть в списках и православных модернистов, и православных консерваторов. Последние, правда, при этом вполне терпимо относятся к почитанию Сталина, потому что его фигура хорошо встраивается в околоцерковную мифологию. Но только не Ленин – это абсолютное зло и, как известно, он горит в аду, в отличие от Иосифа Виссарионовича, который перед смертью успел покаяться.
Конечно, в жизни бывает всякое, и каких-то деталей этого происшествия я не знаю и не в состоянии понять. Меня волнует другое: вся эта история стала возможна как раз благодаря существованию безмолвно принятого теневого «символа веры», который предписывает своим исповедникам долг ненависти к Ленину. Если ты православный, ты просто обязан ненавидеть Ленина, и точка! Иначе ты перечёркиваешь подвиг новомучеников, и знаешь, что сказал святитель Тихон про Ильича? Вот то-то же!
[size=15]Нам предложили взять ненависть за основу — давайте откажемся
Подробнее
[/size]
А почему, собственно?
Как так получилось, что теперь ненависть делает меня своим в Церкви?
Меня волнует не политический, а духовный аспект: каждый из церковных лагерей пылает нетерпимостью к непримкнувшим. Традиционалисты клеймят «модернистов», не стесняясь в выражениях, «обновленцы» не остаются в долгу. И самое грустное: отсутствие здорового любопытства и человеческого расположения друг к другу. Каждая из групп, лучше сказать, сект, вполне довольна своим райком, считает его достаточным и завершённым. Что происходит там, за стенами наших духовных цитаделей, даже не интересно. «Да и о чём говорить с людьми, которые Лотмана считают последним словом в семиотике?» И не успеваешь даже следить за этим опустошающим взаимным отрясанием праха!
При этом каждая из групп самостийно присваивает себе право вещать от лица церковного народа:
– Церковная общественность не допустит! Народ Божий нас не поймёт!
Странно. Мне одному кажется, что этот самопровозглашённый церковный народ, узурпировавший себе право вещать от лица всей Церкви, есть не более чем небольшая, но очень шумная и маргинальная группа, закрытый клуб избранных?
– А вы не на-а-ши!
– Отчего же?
– Оттого, что только у нас критерий веры и мерило ненависти – мы ненавидим согласно преданию и отцепреданному благочестию! Такой чистоты ненависти вы нигде не найдёте! Впрочем, и не ищите, потому что – мест нет! Все наши уже в сборе, остальные – как хотят! На днях отправляемся в рай как последний оплот и священный остаток!
Вот и придёт такой священноненавистник к вратам рая, а там его уже и ждут давно:
– Проходите, пожалуйста! Очень рады! Вам у нас понравится!
– Ой, спасибо! Я, конечно, недостоин и грешник, но приемлю и нимало вопреки глаголю! А что это у вас там из-за стен кто-то так заливисто смеётся?
– Да не обращайте внимания! Это Ленин – известный балагур! Он как Троцкого в шахматы обыграет, так смеётся, аж заходится. Мы уже и не замечаем!
– Как Ленин? В раю Ленин? Какой Ленин?
– Тот самый, который Ильич. Он ещё на броневичке выступал, помните?
– Это что у вас за рай тут? Нам такого не надо!
И пойдут сии… в свой собственный рай.
Конечно, это шутка, а не пророческое видение. Та картинка родилась после чтения притчи о блудном сыне. Помните, там старший сын, который ни разу не расстроил отца, отказался войти на торжественный пир и даже признался, что всё это время мечтал о частном пире, пире для своих, чтобы без тельцов, младших братьев и без отца, чтобы только свои. Не знаю, как это назвать, но на пир Царства это мало похоже.
Для христианина самое важное не классовая принадлежность, а Христос, вокруг которого собирается Церковь.
Если вам нужно определение Церкви, оно есть у меня: Христос посреде нас!
И мы вокруг Христа не по партийным спискам, а потому что мы – братья и сёстры, пусть даже нас разделяют различные политические пристрастия, эстетические вкусы, социальные страты. Я убеждён, что коммунист может быть христианином, то есть моим братом во Христе, так же, как и монархист, и либерал, и либертарианец, и я готов дать им целование мира, что не помешает мне с ними потом и поспорить. Нами должна двигать воля к единению, а не к раздорам. Не ненависть нас объединяет, а любовь и доброта.
И те, кто меня любят, и те, кто со мной спорят, и те, кто в борьбе за чистоту веры меня клянут – мои братья и сёстры. Мне с ними вечность коротать! Кстати, тогда будет время и для ярких дискуссий! Так что отъявленные спорщики, по логике вещей, должны пылать нетерпением попасть на тот свет!
– Но извините, никак не отойду! Вы и вправду полагаете, что Ленин в раю?
– Что мы об этом знаем? Всё в руках Божиих! Наш Папка полон сюрпризов![/size]
Слова, слова, слова... вместо ответа на мои вопросы. В ответ на это все есть еще слово св. ап. Павла, чтоб не называли христиан Кифиными, Аполлосовыми... кочетковцами... Ибо мы все - Христовы, значит, входящие в Его Церковь. (Недословно. См. сам, в каком это послании Книги Апостол!) На свои конкретные вопросы отвечаю пока сама - пред Господом. 1.Есть ли церковная жизнь? У меня - да, приход Успенского храма Новодевичьего монастыря, и межприходское братство во имя иконы Введения во храм Пресвятой Богородицы, созданное в ответ на призыв Патриарха Тихона к нам, верующим, создавать братские союзы - в покаяние, что мало любим, и в защиту христианской веры (1918 г., что актуально и сейчас). Кроме того, состою еще в 2-х межприходских братствах - "Трезвение" и еще в одном. 2. Есть ли общение во Христе? Да, состою в общении с примерно 3 000 христиан, в том числе и со священниками; кроме того, переписываюсь со многими священниками (более 40), правильно преподающими свет Христовой истины. Один их священников - мой выпускник из светской школы, и дружу с ним и со всей его семьей - служит в Стокгольме, друг нашего Введенского братства. 3.Помогаешь ли ты священнику нести тяготы приходской церковной жизни? Да, провожу экскурсии для желающих воцерковиться по Новодевичьему монастырю и по двум кладбищам: Ваганьковскому и Введенскому, в которых свидетельствую, что у Бога все живы, о призвании христианина и о святой жизни христианина. Отдаешь ли хотя бы десятину как Божьи деньги на Божье? Да, подчас и больше десятины - до 50-70 процентов. Книга "Почему люди рождаются и умирают по-разному" имеет тираж 10 000 экз. и рекомендована грифом Изд. отдела МП РПЦ к распространению в книжных лавках наших храмов (уже разошлась), средства, полученные от печатания книги, пошли на просвещение как одну из основных задач Церкви. То же и с двумя остальными книгами (третья написана в соавторстве). Это насчет "сюрпризов" нашего Отца Небесного! Не ожидала такой прыти от себя, 75-летней. Так что не будем считаться цифрами - у тебя сайт, у меня книги))) Господь захотел, дал мне силы, и - кто я такая, чтоб не делать? Жду таких же конкретных ответов на свои конкретные вопросы. Хотя бы чуть приоткрыв эти вопросы, как сделала я, ибо понятно, что мои ответы - только штрих к церковной жизни, а она гораздо полнее, за что - слава Богу! Впереди пост - и Его задания мне! А тебе у Него есть задания? Духовные, разумеется)))
Страница 2 из 3 • 1, 2, 3
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения
Чт Ноя 25, 2021 5:43 am автор Admin
» Хам. За что?
Чт Ноя 25, 2021 5:21 am автор Admin
» Стихи разные.
Вт Июл 06, 2021 12:20 pm автор Admin
» Цитаты разных людей.
Пн Ноя 23, 2020 6:01 pm автор Admin
» Это интересно.
Сб Сен 19, 2020 9:58 am автор Admin
» Кураев.
Сб Июл 25, 2020 10:19 am автор Тамара
» Интересные соображения.
Чт Июл 23, 2020 1:17 pm автор Тамара
» Украина конечно.
Чт Июн 25, 2020 10:49 am автор Тамара
» Сатана в Церкви
Сб Июн 06, 2020 11:58 pm автор Admin