Православный Календарь
Библия программа
http://www.biblezoom.ru/ полезный продуктИкона дня
Статьи
http://www.proza.ru/avtor/afanasii2Церковь
Сретение :: Церковная жизнь :: Церковь
Страница 1 из 1
Церковь
Церковь. Мы все знаем что такое церковь. Разве не так?
Это очень интересно, даже атеисты знают что это такое.
Но вот странные слова Христа:
«И некто сказал Ему: вот Матерь Твоя и братья Твои стоят вне, желая говорить с Тобою. Он же сказал в ответ говорившему: кто Матерь Моя? и кто братья Мои? И, указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои; ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь». (Мф. 12: 47-50)
Христос матерью Своей, Богородицей называет своих учеников. Совсем непонятно почему вдруг Он так говорит.
Но попробуем понять кто же есть ученики Христовы, Его последователи - а оказывается это и есть церковь Его.
И вот мы видим истинный смысл, а не внешний. Оказывается это церковь Христова одновременно и Богородица и братья Его. Духом Святым семя Отца приявшая и Слово Божие родшая.
Церковь это древо жизни вырастающее из семени от Святого Духа, пускающее корни, из которых вырастает ствол-лоза, ветви, дающие плоды.
Церковь это единство Бога с человеком.
Корни в язычестве и в Египте особенно (Книга мертвых). ("из Египта вывел нас Господь", «из Египта воззвал Я Сына Моего»), ствол-лоза это Христос, христиане это ветви до небес, плоды это дела христиан. «Сие сказал Я вам, чтобы вы имели во Мне мир. В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир.»
Есть суждение, что церковь это не только собрание людей, это вся охристованная вселенная.
Проблема наша сегодняшняя в том, что к Небесному мы приложили земное. И более того, земное над Небесным поставили. И произошло это при Константине.
Что было самое эффективное в то время у правителей? Армия. Вот в армию он и превратил христиан. И назвал это церковью. Увы но эта казарменная иерархия не есть церковь Христова. Это бледная тень Её.
Настоящая церковь Его всегда была и остаётся неизменной.
Думаю эпоха интернета в скором времени сотрёт это наследие "равноапостольного". Сатаны.
Говорят что слово религия означает - связь с Богом.
Конечно. Но вот что удивительно! Христос этого понятия не употребляет. Почему? Возможно именно потому, что оно Ему не нужно. Ему нужна вера, а не некая ..... "связь".
Какая разница? Разница в том, что просто связь уравнивает человека с Богом, она нейтральна между Богом и человеком. Хочу позвоню, хочу нет. Это позиция сатаны.
А вера есть иное состояние, это путь ученика, путь сына, путь брата. Но именно путь. Его ещё пройти надо, а не сразу объявлять себя равным Богу. Типа звякну по телефону и Бог тут как тут.
Говорят обычно: «Церковь - это евхаристическое сообщество».
Т.е. единство душ в Иисусе Христе. Всем же понятно, что церковь это тело Христово.
И вроде всё ясно и понятно. Сказано ведь: «И вы - тело Христово, а порознь – члены». [1 Кор.12:27]
Кажется тут всё совершенно ясно. Вы это и есть церковь, тело Христово. Что тут размышлять?
Но нет. «Вы» это совсем не о церкви.
Церковь это не столько собрание людей, церковь это скорее состояние. Состояние общения людей с Богом и Бога с людьми. Церковь это Богообщение. Без Богообщения нет ничего спасительного. Неслучайно апостол не собрание, а самих людей именует церквами. «Вы есте церкви Бога Жива, якоже рече Бог: яко вселюся в них, и похожду, и буду им Бог, и тии будут Мне людие» (2 Кор. 6, 16)
Пожалуй верным можно сказать, что церковь это и есть царство небесное.
"...разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его" (Ин 2:19) Из сих слов ясно, что церковь это уж точно и не здания.
Наше представление о Церкви часто складывается из привычных нам образов общественных организаций. Партии, движения, объединения, клубы по интересам или иерархи. Соответственно по этим представлениям пытаемся и судить о Церкви, участвовать в Её жизни. И тут даже слова апостола о том, что Церковь есть тело Христово, нам обычно ничего не меняют в нашем осознании.
Мы ведь часто Учителя не видим и потому считаем это только символическим изречением. Исходим ведь только из того, что видим плотским зрением.
На самом же деле Церковь это связь с Богом, это школа, через которую учительствует Дух Святой, а не власти мирские.
И потому: «Иисус же, подозвав их, сказал: вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так.» (Мф. 20:25)
Церковь Христова — это новый этап бытия всего Творения, в котором человечество, вселенная и Бог соединяются в Целое. «Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь». (Рим. 11:36)
По сути церковь это рай.
Чтобы мы не делали, как-бы мы не пытались разрушить, разделить церковь Христову, (вспомним наши конфессии) она всегда будет каменной цитаделью нерушимости общения человека с Богом. Ибо это происходит не по воле императоров, патриархов или иных "отцов", а по воле Всежержителя. Один у нас Отец и один у нас учитель. Один у нас Дух Святой и один Отец.
Мы очень гордые. Нам кажется, что мы что-то можем расколоть, что мы что-то можем создать, что мы кого-то и чему-то можем научить. Это великая ошибка, обретенная нами в плотском опыте.
На самом деле в духовном мире мы лишь овцы и то будет хорошо, если слышим голос Христа. Если нет, то ....... , уповаем на Бога. Может научит.
В Евангелии Христос показывает наш путь: Отец посылает человека ко Христу, Христос учит нас через слово и передает Духу Святому, Дух Святой обучает нас слышанию слов Христовых, вводит в мир духовный и передает нас Отцу.
Это примерное описание нашего земного круга по переходу от плоти к духу. В реальности иногда вся Троица участвует на том или ином участке этого пути.
Всё это происходит в лоне церкви. Поэтому мы в ней все разные и сама церковь нам иногда кажется от этого неоднородной. В окончании пути это чувство неоднородности смывается. Все наши разногласия теряют смысл, ибо человеку становится видно, что сие есть замысел Творца и значит нам на благо.
Корни земных проблем нашей церковной жизни в "соборности". Мы так называемую соборность противопоставили Отцу, Духу Святому, Христу. Править должна любовь, а не воля большинства. Хотя-бы и архиереев. К сожалению Прикрываясь словами Христа о том, что собранные во имя Его имеют общение со Христом, мы не имеем мужества признать, что чаще всего увы собираемся мы во имя своё. И значит общения с Ним не всегда имеем.
На самом деле истинная соборность - это состояние, когда свойства присущие части, соответствуют всей полноте свойств целого. Что собственно и характерно для вселенскости. Иными словами это синонимы, вселенскость и соборность. А уж конфессии или поместности это лишь внешние оболочки тех самых частей единой церкви Христовой.
Это очень интересно, даже атеисты знают что это такое.
Но вот странные слова Христа:
«И некто сказал Ему: вот Матерь Твоя и братья Твои стоят вне, желая говорить с Тобою. Он же сказал в ответ говорившему: кто Матерь Моя? и кто братья Мои? И, указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои; ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь». (Мф. 12: 47-50)
Христос матерью Своей, Богородицей называет своих учеников. Совсем непонятно почему вдруг Он так говорит.
Но попробуем понять кто же есть ученики Христовы, Его последователи - а оказывается это и есть церковь Его.
И вот мы видим истинный смысл, а не внешний. Оказывается это церковь Христова одновременно и Богородица и братья Его. Духом Святым семя Отца приявшая и Слово Божие родшая.
Церковь это древо жизни вырастающее из семени от Святого Духа, пускающее корни, из которых вырастает ствол-лоза, ветви, дающие плоды.
Церковь это единство Бога с человеком.
Корни в язычестве и в Египте особенно (Книга мертвых). ("из Египта вывел нас Господь", «из Египта воззвал Я Сына Моего»), ствол-лоза это Христос, христиане это ветви до небес, плоды это дела христиан. «Сие сказал Я вам, чтобы вы имели во Мне мир. В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир.»
Есть суждение, что церковь это не только собрание людей, это вся охристованная вселенная.
Проблема наша сегодняшняя в том, что к Небесному мы приложили земное. И более того, земное над Небесным поставили. И произошло это при Константине.
Что было самое эффективное в то время у правителей? Армия. Вот в армию он и превратил христиан. И назвал это церковью. Увы но эта казарменная иерархия не есть церковь Христова. Это бледная тень Её.
Настоящая церковь Его всегда была и остаётся неизменной.
Думаю эпоха интернета в скором времени сотрёт это наследие "равноапостольного". Сатаны.
Говорят что слово религия означает - связь с Богом.
Конечно. Но вот что удивительно! Христос этого понятия не употребляет. Почему? Возможно именно потому, что оно Ему не нужно. Ему нужна вера, а не некая ..... "связь".
Какая разница? Разница в том, что просто связь уравнивает человека с Богом, она нейтральна между Богом и человеком. Хочу позвоню, хочу нет. Это позиция сатаны.
А вера есть иное состояние, это путь ученика, путь сына, путь брата. Но именно путь. Его ещё пройти надо, а не сразу объявлять себя равным Богу. Типа звякну по телефону и Бог тут как тут.
Говорят обычно: «Церковь - это евхаристическое сообщество».
Т.е. единство душ в Иисусе Христе. Всем же понятно, что церковь это тело Христово.
И вроде всё ясно и понятно. Сказано ведь: «И вы - тело Христово, а порознь – члены». [1 Кор.12:27]
Кажется тут всё совершенно ясно. Вы это и есть церковь, тело Христово. Что тут размышлять?
Но нет. «Вы» это совсем не о церкви.
Церковь это не столько собрание людей, церковь это скорее состояние. Состояние общения людей с Богом и Бога с людьми. Церковь это Богообщение. Без Богообщения нет ничего спасительного. Неслучайно апостол не собрание, а самих людей именует церквами. «Вы есте церкви Бога Жива, якоже рече Бог: яко вселюся в них, и похожду, и буду им Бог, и тии будут Мне людие» (2 Кор. 6, 16)
Пожалуй верным можно сказать, что церковь это и есть царство небесное.
"...разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его" (Ин 2:19) Из сих слов ясно, что церковь это уж точно и не здания.
Наше представление о Церкви часто складывается из привычных нам образов общественных организаций. Партии, движения, объединения, клубы по интересам или иерархи. Соответственно по этим представлениям пытаемся и судить о Церкви, участвовать в Её жизни. И тут даже слова апостола о том, что Церковь есть тело Христово, нам обычно ничего не меняют в нашем осознании.
Мы ведь часто Учителя не видим и потому считаем это только символическим изречением. Исходим ведь только из того, что видим плотским зрением.
На самом же деле Церковь это связь с Богом, это школа, через которую учительствует Дух Святой, а не власти мирские.
И потому: «Иисус же, подозвав их, сказал: вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так.» (Мф. 20:25)
Церковь Христова — это новый этап бытия всего Творения, в котором человечество, вселенная и Бог соединяются в Целое. «Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь». (Рим. 11:36)
По сути церковь это рай.
Чтобы мы не делали, как-бы мы не пытались разрушить, разделить церковь Христову, (вспомним наши конфессии) она всегда будет каменной цитаделью нерушимости общения человека с Богом. Ибо это происходит не по воле императоров, патриархов или иных "отцов", а по воле Всежержителя. Один у нас Отец и один у нас учитель. Один у нас Дух Святой и один Отец.
Мы очень гордые. Нам кажется, что мы что-то можем расколоть, что мы что-то можем создать, что мы кого-то и чему-то можем научить. Это великая ошибка, обретенная нами в плотском опыте.
На самом деле в духовном мире мы лишь овцы и то будет хорошо, если слышим голос Христа. Если нет, то ....... , уповаем на Бога. Может научит.
В Евангелии Христос показывает наш путь: Отец посылает человека ко Христу, Христос учит нас через слово и передает Духу Святому, Дух Святой обучает нас слышанию слов Христовых, вводит в мир духовный и передает нас Отцу.
Это примерное описание нашего земного круга по переходу от плоти к духу. В реальности иногда вся Троица участвует на том или ином участке этого пути.
Всё это происходит в лоне церкви. Поэтому мы в ней все разные и сама церковь нам иногда кажется от этого неоднородной. В окончании пути это чувство неоднородности смывается. Все наши разногласия теряют смысл, ибо человеку становится видно, что сие есть замысел Творца и значит нам на благо.
Корни земных проблем нашей церковной жизни в "соборности". Мы так называемую соборность противопоставили Отцу, Духу Святому, Христу. Править должна любовь, а не воля большинства. Хотя-бы и архиереев. К сожалению Прикрываясь словами Христа о том, что собранные во имя Его имеют общение со Христом, мы не имеем мужества признать, что чаще всего увы собираемся мы во имя своё. И значит общения с Ним не всегда имеем.
На самом деле истинная соборность - это состояние, когда свойства присущие части, соответствуют всей полноте свойств целого. Что собственно и характерно для вселенскости. Иными словами это синонимы, вселенскость и соборность. А уж конфессии или поместности это лишь внешние оболочки тех самых частей единой церкви Христовой.
жизнь духовная
Пилигрим-цюань, или Принципы двух кулаков духовного паломника
3 часа назад Михаил ШелудькоНаше путешествие к Царству Небесному является не чем иным как паломничеством. Издавна именно такая метафора использовалась учителями Церкви для описания процесса духовного восхождения. Вспоминаются и «Церковь странствующая» из лексикона католической экклесиологии, и «Путешествие Пилигрима в Небесную Страну» Джона Буньяна — христианского классика, метафорически описавшего путешествие искателя Истины сквозь трясины и топи духовных препятствий и искушений материального мира. Предлагаемые ниже принципы были выработаны и выстраданы автором в ходе его собственного духовного путешествия.
5 принципов левой руки
Левую свою руку Паломник использует для защиты. Не защитив того, что уже обретено, мы его с большой долей вероятности потеряем.
- Не оставайтесь надолго в общине, в которой нет для вас никакого духовного роста.
- Не слушайте проповеди, которые не приносят вам никакой духовной пользы.
- Не повторяйте молитвы, в которые вы не можете вложить свое сердце.
- Не следуйте советам святых, которые не созвучны духу вашего служения Христу.
- Не посещайте богослужения из чувства долга.
5 принципов правой руки
Правая рука предназначена для атаки. Движение вперед обеспечивает именно ее активность.
- Поклоняйтесь Христу так, как велит делать ваше сердце.
- Черпайте вдохновение там, где вы его находите, даже если это будет нестандартным.
- Общайтесь с теми людьми, которые прямо или косвенно вдохновляют вас на глубокую духовную жизнь.
- Держитесь тех общин, в которых вы находите присутствие Святого Духа.
- Никогда не прекращайте духовный поиск.
Прежде чем рассматривать эти принципы подробнее следует сделать оговорку. Данные советы — не духовное молоко, но мясо (1 Кор. 3:2-3; Евр. 5:12-6:2). Их могут правильно понять и применить лишь те, кто достаточно зрел, чтобы не злоупотреблять Богом дарованной свободой. Для новоначальных они могут быть соблазнительны; для верующих с большим духовным «пробегом» — стать глотком воды в пустыне или даже лекарством, оживляющим умирающее чувство первой любви (Откр. 2:4). Итак…
Левая рука
Не оставайтесь надолго в общине, в которой нет для вас никакого духовного роста.
Церковь построена вокруг общения. Прообразом евхаристического собрания является Тайная вечеря, на которой Иисус Христос и его ученики сидели за столом, общались на духовные темы и получили из рук Учителя Хлеб и Вино. Но нельзя взять и отделить Причастие от Сопричастия, т.е. от общения. 99,99% Своего времени на земле Христос общался, и лишь 0,01% — преломлял Хлеб. Церковь создана для того, чтобы в Его присутствии ученики переживали снова и снова свою встречу с Ним, а также для того, чтобы в общении мы развивались и духовно росли.
На определенном этапе та или иная община могут сильно помочь нам в нашем духовном восхождении, но может настать момент, когда мы получим или отдадим максимум из возможного в этой общине и дальнейшее пребывание в ней станет пустой тратой времени. Ни мы сами, ни члены этой общины никакой пользы больше получать не смогут, и не останется ничего другого как покинуть ее. Как бы это странно ни звучало, иногда для духовного роста стоит побыть одному, а иногда — найти новое сообщество, в котором мы сможем реализовать завет Христов «да будут все едино». Жизнь коротка, и тратить ее на топтание на месте не имеет никакого смысла. Это не нужно ни вам, ни общине, ни Богу.
Не слушайте проповеди, которые не приносят вам никакой духовной пользы.
Проповедь во время Литургии — не ритуал и не дань традиции, а живое наставление в духовной жизни. Если священнику нечего дать вам — займите себя чем-то более полезным. Книга, смартфон с проповедями или Иисусова молитва лучше, чем самоистязание пустословием проповедующего. По форме слова могут быть правильными или благовестовмещающими, но все мы умеет отличить духовную пищу – словесное молоко или мясо — от жвачки или ароматизатора, «идентичного натуральному». Не стоит терять зря время.
Это же касается и не литургических проповедей. Не стоит себя насиловать слушанием или чтением того, что для нашего сердца или ума бесполезно.
Не повторяйте молитвы, в которые вы не можете вложить свое сердце.
Тут имеются в виду два аспекта: не повторять молитв, которые духовно или эмоционально нам чужды и не заниматься повторением «мантр», когда молитва уже не выражает нашу мысль или желания, а просто произносится ради самого факта «вычитки». Если уж взялись за молитвенник или четки — в каждое слово нужно вкладывать свое сердце и ум. Если не получается — займитесь чем-то более полезным. Бессознательное бормотание славословий не приносит совершенно никакой духовной пользы. Ни вам, ни тем более тому, Кому вы так «молитесь».
С другой стороны молитвы святых или псалмы могут быть неактуальны для вас и вашей ситуации. Зачем же тогда их повторять? Кроме того, часто молитвы выражают чисто субъективный опыт святого или содержат прошения, под которыми вы не смогли бы подписаться. В сторону их. Молитесь своими словами или просто помолчите с Богом.
Не следуйте советам святых, которые не созвучны духу вашего служения Христу.
Здесь как и в молитвах: самые благие побуждения святых авторов все равно в большей или меньшей степени являются их личным пониманием. Даже Откровение Божье люди могут излагать субъективно, через призму собственных установок и понимания. Ожидается, что в результате нашего духовного роста, мы сможем отличать субъективное от абсолютного и не станем примерять на себя те советы, которые могут не принести нам пользы (а иногда даже и навредить!).
Особенно это касается всяческих «видений», мистической или аскетической литературы, советов старцев, откровений экзорцистов и прочего. Субъективные понимания могут не только сбить нас с пути, но и вообще отбить желание жить духовной жизнью. Лучше допускать собственные ошибки, чем сломать хребет о древо чужого опыта. Так хотя бы не обидно.
Не посещайте богослужения из чувства долга.
Безусловно, на определенном этапе начинающий верующий должен уметь пересилить себя, побороть лень и искушения заняться чем-то приятно-материальным, чтобы пойти в воскресенье на Службу Божью. Но не для того существуют Литургии, чтобы мы себя насильно загоняли в храм! Литургия — это свободное любовное общение с Господом, это сослужение родной духовной общине в поклонении Богу, это пир любви в конце концов! Христос не дал нам заповеди посещать по воскресеньям храм, но дал заповедь любить друг друга и постоянно пребывать в общении с Его учениками. Никому кроме нас самих не нужно наше посещение храма. Собрания даны для нашего духовного блага — не как заповедь, а как помощь на духовном пути. Бог не в рукотворных храмах живет, а в собрании верующих, а также в каждом искреннем и чистом сердце. Формальное посещение литургий становится бессмысленным делом. Если вы не чувствуете реального духовного насыщения после служб — постарайтесь найти более эффективный способ побыть с Богом наедине или послужить Ему и Его общине. Даже в Ветхом Завете, где соблюдение субботы было заповедью, правильно было отдавать приоритет человеку, а не субботе (Мк. 2:27). В Новом же Завете самое ценное в воскресном дне — памятование о Господе, — Его страданиях, смерти, воскресении из мертвых, о Его даре всем нам быть детьми Божьими.
Помните, что «Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода» (2 Кор. 3:17). Принуждение — не от Бога. Чувствуете, что потеряли смысл в посещении воскресных литургий — отыщите его снова или найдите полноту благодати Божьего собрания там, где она есть. Даже если это будет всего лишь ваше сердце.
«Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства» (Гал. 5:1).
Правая рука
Поклоняйтесь Христу так, как велит делать ваше сердце.
На определенном этапе формальные и общепризнанные формы поклонения и богопочитания могут перестать работать. Вы будете действовать по привычной схеме, но не получать при этом никакого духовного результата. Вместо того чтобы заниматься бессмысленным «полированием четок» или «слюнявлением икон», остановитесь на том типе поклонения, который все еще сохраняет для вас свою актуальность. Любые искренние порывы сердца следует слушать, и воплощать задуманное смело и без оглядки на мнение окружающих. Хотите поститься для Иисуса — поститесь, хотите проповедовать на улицах — проповедуйте, есть желание рисовать картины, танцевать или писать музыку — делайте это. Найдите способ выразить свое сердечное стремление к Богу так, чтобы оно было живым и естественным. Самое плохое поклонение — это поклонение без души, а самое глупое — сдержать сердечный порыв из-за стеснения или робости. Сердце — безошибочный ориентир в море советов и предписаний. Не поступайтесь сердечным чувством ради навязанных извне стандартов.
Черпайте вдохновение там, где вы его находите, даже если это будет нестандартным.
Духовная жизнь — это не короткий рывок, но долгий и изнурительный марафон, забег на дальнюю дистанцию. Для поддержания сил и мотивации идти дальше нужны самые разнообразные средства, особенно учитывая то, что время от времени ум и сердце к ним привыкают и их приходится заменять другими. Ваша задача — находить все новые и новые вдохновляющие источники, даже если они будут находиться вне очерченного круга «канонической» церковной структуры или утвержденной церковным начальством литературы. Игнатия Лойолу вдохновляли военные истории, а Франциска Ассизского — поэзия трубадуров и природа, но оба достигли святости и произвели колоссальное влияние на Церковь и мир.
Общайтесь с теми людьми, которые прямо или косвенно вдохновляют вас на глубокую духовную жизнь.
Самый ценный ресурс для духовного пилигрима — люди, единомышленники. Те, чей ход мыслей прямо или косвенно созвучен нашему внутреннему миру и может его подпитать. При этом, далеко не всегда ими будут члены нашего прихода или даже Церкви. Бывает, что такими источниками вдохновения становятся представители других религий или вообще мирские мыслители, творцы, индивидуальности. Если общение с человеком вдохновляет вас — держитесь его и дорожите возможностью быть рядом. Если такого человека нет — постарайтесь найти. Личного общения ничто не заменит.
Держитесь тех общин, в которых вы находите присутствие Святого Духа.
Дух Господень Себя проявляет не везде. Есть совершенно мертвые и пустые общины, которые только внешне занимаются чем-то духовным. Дух Святой не обяжешь находиться здесь или там, Его только любовь и смирение привлекают, туда Он и устремляется. Бывают совершенно убогие внешне общины, но полные, тем не менее, благодати Святого Духа. Существует и их прямая противоположность — внешне живые и благостные, но совершенно бездуховные. Следует держаться первых и избегать вторых.
Никогда не прекращайте духовный поиск.
На этом пути нет покоя. Никто не спасется, просыпая всю свою духовную жизнь в комфортной церквушке. Могут быть остановки и тайм-ауты, случаются и отступления, но духовная «теплота» (Откр. 3:15-16) смертельно опасна и губительна. Что бы ни происходило в жизни и как бы вас ни разочаровывали близкие, друзья, иерархия, их идеи или вы сами, продолжайте искать Бога и Его проявления в этом мире. И наоборот — если вы думаете, что уже максимально с Ним сблизились и что познали всю полноту Его откровений — вы тоже в опасности.
Поиск Господа нельзя прекращать — ни если вы духовно опустошены, ни если духовно переполнены. Оба состояния опасны и должны быть изменены. Как именно это делать — существует масса духовной литературы и полезных советов. Но самые главные принципы перечислены выше. Они гарантировано приносят пользу, если их правильно применять.
http://pretre-philippe.livejournal.com/575049.html
Из дневниковых записей В.О. Ключевского
Вы хотите подвести канонический фундамент под фактическое обветшалое здание р[усского] церк[овного] управления? Не знаю, можно ли? Это дело церковно-иерархической архитектоники, которая очень поработала над искажением церкви у нас и на правосл[авном] В[остоке]. Мне, как мирянину, руководящемуся лишь голосом своей совести, важен только один вопрос: будет ли канонический фундамент христианским {На полях: После очерка р[усской] ц[ерковной] истории.}.
15 н[оя]бря
Наверное, наши архиереи возразят, что катол[ическая] иерархия вела себя еще хуже. Наша иерархия любит ссылаться на чужие недостатки, большая охотница приобретать праведность {Над строкой: стать праведницей.} чужими грехами. Как вербуется наша высшая иерархия? Люди духовного, а в последнее время зачастую и светского звания, обездоленные природой или спалившие свою совесть поведением, не находя себе пристойного сбыта, проституируют себя на толкучку русской церкви, в монашество, и черным клобуком, как могильной насыпью, прикрывают невзрачную летопись своей жизни, какую физиология вырезывает на их невысоких лбах. Надвинув на самые брови эти молчаливые клобуки, они чувствуют себя безопасными от своего прошедшего, как страусы, спрятавшие свои головы за дерево. Правосл[авная] паства лениво следит за этими уловками своих пастырей и, равнодушно потягиваясь от усердных храмовых коленопреклонений, говорит, лукаво подмигивая, знаем-де. Нигде высшую церковную иерархию не встречали в качестве преемников языческих волхвов с большим страхоговением, как в России, и нигде она не разыгрывала себя в таких торжественных скоморохов, как там же. В оперном облачении, с трикирием и дикирием в храме, в карете четверней, с благослов[ляющим] кукишем на улице, простоволосая, с грозой и руганью перед дьячками и просвирнями на приемах, с грязными сплетнями за бутылкой лиссабонского или тенерифа в интимной компании, со смиренно-наглым и внутрь смеющимся подобострастием перед светской властью, она, эта клобучная иерархия, всегда была тунеядной молью всякой тряпичной совести русского православного слюнтяя.
Христос дал истину жизни, но не дал форм, предоставив это злобе дня. Вселенские соборы и установили эти формы для своего времени, цепляясь за его злободневные условия. Они были правы для своего времени; но не право то позднее узколобие, которое эти временные формы признало вечными нормами, признав учение Христа только случайным началом церковного строительства.
23 дек[абря]
Что такое наше церк[овное] богослужение? Ряд плохо инсценированных и еще хуже исполняемых оперно-истор[ических] воспоминаний. Верующий приносит из дома в церковь куплен[ную] свечку и свое религиозное чувство, ставит первую перед иконой, а второе вкладывает в разыгрываемое перед ним вокально-костюмированное представление и, пережив нравственно-успокоительную минуту, возвращается домой. Затем до следующего праздничного дня он чужд церк[овной] жизни: он -- одинокий верующий. Встреча с соприхожанами в ц[еркви] -- встреча знакомых на улице: никакого общения верующих не бывает в стенах храма. Здесь каждый проверяет только свою совесть своим же собственным настроением, а не совестью собрата во Христе. Он не член ц[еркви], а единоличная церковь, ходит в храм, как в баню, чтобы смыть со своей совести сор, насевший на нее за неделю.
Членам Предсоб[орного] присутствия прежде всего трудно б[ыло] понять друг друга: им оставалось только спросить себя, зачем они тут встретились, для чего созваны.
Для молящейся в соборе публики архиерейские дикирии и трикирии привлекательнее архиереев, чьи руки их торжественно скрещивают.
У высшей иерархии больше власти, чем авторитета. Членам Предсоб[орного] присутствия трудно б{ыло] понять самих себя и друг друга.
(1906 год)
Вы хотите подвести канонический фундамент под фактическое обветшалое здание р[усского] церк[овного] управления? Не знаю, можно ли? Это дело церковно-иерархической архитектоники, которая очень поработала над искажением церкви у нас и на правосл[авном] В[остоке]. Мне, как мирянину, руководящемуся лишь голосом своей совести, важен только один вопрос: будет ли канонический фундамент христианским {На полях: После очерка р[усской] ц[ерковной] истории.}.
15 н[оя]бря
Наверное, наши архиереи возразят, что катол[ическая] иерархия вела себя еще хуже. Наша иерархия любит ссылаться на чужие недостатки, большая охотница приобретать праведность {Над строкой: стать праведницей.} чужими грехами. Как вербуется наша высшая иерархия? Люди духовного, а в последнее время зачастую и светского звания, обездоленные природой или спалившие свою совесть поведением, не находя себе пристойного сбыта, проституируют себя на толкучку русской церкви, в монашество, и черным клобуком, как могильной насыпью, прикрывают невзрачную летопись своей жизни, какую физиология вырезывает на их невысоких лбах. Надвинув на самые брови эти молчаливые клобуки, они чувствуют себя безопасными от своего прошедшего, как страусы, спрятавшие свои головы за дерево. Правосл[авная] паства лениво следит за этими уловками своих пастырей и, равнодушно потягиваясь от усердных храмовых коленопреклонений, говорит, лукаво подмигивая, знаем-де. Нигде высшую церковную иерархию не встречали в качестве преемников языческих волхвов с большим страхоговением, как в России, и нигде она не разыгрывала себя в таких торжественных скоморохов, как там же. В оперном облачении, с трикирием и дикирием в храме, в карете четверней, с благослов[ляющим] кукишем на улице, простоволосая, с грозой и руганью перед дьячками и просвирнями на приемах, с грязными сплетнями за бутылкой лиссабонского или тенерифа в интимной компании, со смиренно-наглым и внутрь смеющимся подобострастием перед светской властью, она, эта клобучная иерархия, всегда была тунеядной молью всякой тряпичной совести русского православного слюнтяя.
Христос дал истину жизни, но не дал форм, предоставив это злобе дня. Вселенские соборы и установили эти формы для своего времени, цепляясь за его злободневные условия. Они были правы для своего времени; но не право то позднее узколобие, которое эти временные формы признало вечными нормами, признав учение Христа только случайным началом церковного строительства.
23 дек[абря]
Что такое наше церк[овное] богослужение? Ряд плохо инсценированных и еще хуже исполняемых оперно-истор[ических] воспоминаний. Верующий приносит из дома в церковь куплен[ную] свечку и свое религиозное чувство, ставит первую перед иконой, а второе вкладывает в разыгрываемое перед ним вокально-костюмированное представление и, пережив нравственно-успокоительную минуту, возвращается домой. Затем до следующего праздничного дня он чужд церк[овной] жизни: он -- одинокий верующий. Встреча с соприхожанами в ц[еркви] -- встреча знакомых на улице: никакого общения верующих не бывает в стенах храма. Здесь каждый проверяет только свою совесть своим же собственным настроением, а не совестью собрата во Христе. Он не член ц[еркви], а единоличная церковь, ходит в храм, как в баню, чтобы смыть со своей совести сор, насевший на нее за неделю.
Членам Предсоб[орного] присутствия прежде всего трудно б[ыло] понять друг друга: им оставалось только спросить себя, зачем они тут встретились, для чего созваны.
Для молящейся в соборе публики архиерейские дикирии и трикирии привлекательнее архиереев, чьи руки их торжественно скрещивают.
У высшей иерархии больше власти, чем авторитета. Членам Предсоб[орного] присутствия трудно б{ыло] понять самих себя и друг друга.
(1906 год)
Сретение :: Церковная жизнь :: Церковь
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения
Чт Ноя 25, 2021 5:43 am автор Admin
» Хам. За что?
Чт Ноя 25, 2021 5:21 am автор Admin
» Стихи разные.
Вт Июл 06, 2021 12:20 pm автор Admin
» Цитаты разных людей.
Пн Ноя 23, 2020 6:01 pm автор Admin
» Это интересно.
Сб Сен 19, 2020 9:58 am автор Admin
» Кураев.
Сб Июл 25, 2020 10:19 am автор Тамара
» Интересные соображения.
Чт Июл 23, 2020 1:17 pm автор Тамара
» Украина конечно.
Чт Июн 25, 2020 10:49 am автор Тамара
» Сатана в Церкви
Сб Июн 06, 2020 11:58 pm автор Admin