Православный Календарь
Библия программа
http://www.biblezoom.ru/ полезный продуктИкона дня
Статьи
http://www.proza.ru/avtor/afanasii2О прелести
+2
Светлая
Ольга 79
Участников: 6
Страница 1 из 4
Страница 1 из 4 • 1, 2, 3, 4
О прелести
Вера православная http://verapravoslavnaya.ru/?Prelestmz :
Азбука веры http://azbyka.ru/dictionary/15/prelest_duhovnaya-all.shtml :
Прелесть: состояние духовной прелести http://www.xpa-spb.ru/slov/2-19.html :
Архимандрит Рафаил (Карелин). О духовной прелести http://happy-school.ru/publ/besedy/o_dukhovnj_prelesti/97-1-0-15347 :
Свт. Игнатий (Брянчанинов). Слово о чувственном и о духовном видении духов http://azbyka.ru/otechnik/?Ignatij_Brjanchaninov/slova=1_2 :
Архимандрит Клеопа (Илие). Рассказ об одном ложном видении http://www.pravoslavie.ru/put/71861.htm .
Н.Е.Пестов. СОВРЕМЕННАЯ ПРАКТИКА ПРАВОСЛАВНОГО БЛАГОЧЕСТИЯ. Глава 12. ПРЕЛЕСТЬ http://azbyka.ru/tserkov/duhovnaya_zhizn/osnovy/pestov_praktika_pravoslavnogo_blagochestiya_27-all.shtml :
Прелесть – это состояние духовного заблуждения, ложное духовное состояние. Она состоит в усвоении человеком лжи, принятой им за истину. Само слово «прелесть» происходит от слова «лесть». Падшие духи, постоянно старающиеся погубить человеческий род, льстят (лгут) подвижнику, и если он принимает их ложь, их лесть за правду, то попадает в духовное рабство к ним.
Азбука веры http://azbyka.ru/dictionary/15/prelest_duhovnaya-all.shtml :
Прелесть – это славянское слово, «лесть» переводится на русский язык как «ложь». Прелесть означает самообман, самообольщение. Человек думает, что он идет по правильному пути, а на самом деле идет по ложному.
Прелесть возникает как следствие уклонения от покаянной, трезвой и строгой духовной жизни к жизни мечтательной – к желанию благодатных ощущений со склонностью к чудесности (сновидения, видения, знамения), к восторженности и образности (представление образов) в молитве, к чрезмерным подвигам по неосознаваемому гордостному разгорячению и расчету на свои силы, а не на благодать Божию, действующую только в смирении.
Святые отцы различают два вида прелести, один из них происходит «от неправильного действия ума» – мечтательность (сновидения, неправильные ощущения или видения при молитве), другой – «от неправильного действия сердца» – мнение (сочинение поддельных, благодатных ощущений и состояний; одержимый этою прелестью мнит о себе, сочинил о себе «мнение», что он имеет многие добродетели и дары Святого Духа).
Иногда признаком ложного духовного состояния бывает и мнимое отсутствие страстей. По словам преп. Иоанна Лествичника, одна страсть (он имел в виду прежде всего, наверное, гордость) заменяет в человеке все прочие. Демоны отступают от подвижника, чтобы он не забеспокоился, не начал борьбу.
Прелесть: состояние духовной прелести http://www.xpa-spb.ru/slov/2-19.html :
- Свернутый текст:
- ... Особое внимание уделяется учению о прелести в русской православной церкви (в отличие от католицизма и протестантизма). Наиболее же авторитетным дореволюционным писателем на эту тему был святитель Игнатий (Брянчанинов): "Епископ Игнатий, наверное, как никто из других святых отцов, особенно детально и точно исследует природу прелести в разных ее видах, он использует весь опыт древнего монашества, чтоб раскрыть множество тонких бесовских козней, предостеречь от них..." /Лазарь архим. 1997, с.138/. Еп. Игнатий пишет о прелести во многих своих работах, особенно подробно он останавливается на ней в особой главе "О прелести" в работе "О молитве Иисусовой" /христ.: Игнатий (Брянчанинов). Т. 1. 1993, с.228-256/. Там он пишет: "Прелесть есть повреждение естества человеческого ложью. Прелесть есть состояние всех человеков, без исключения, произведенное падением праотцов наших. Все мы – в прелести. Знание этого есть величайшее предохранение от прелести. Величайшая прелесть – признавать себя свободным от прелести" /там же, с.228/. Из другой его работы, "Видение Христа": "Труден выход из самообольщения. У дверей стоит стража; двери заперты тяжеловесными крепкими замками и затворами; приложена к ним печать адской бездны. Замки и затворы – гордость и самообольщенных... Печать несокрушимая – признание действий самообольщения действиями благодатными" /там же, с.104/.
И далее: "Прелесть, когда приступает к человеку, мыслию ли, или мечтанием, или тонким мнением, или каким явлением, зримым чувственными очами, или гласом из поднебесной, слышимым чувственными ушами, – приступает всегда не как неограниченная властительница, но как обольстительница, ищущая в человеке согласия, от согласия его приемлющая власть над ним. Всегда действие ее, внутри ли оно, или снаружи человека, есть действие извне; человек может отвергнуть его. Всегда встречается прелесть первоначально некоторым сомнением сердца; не сомневаются о ней те, которыми она решительно возобладала" /христ.: Игнатий (Брянчанинов). Т. 2. 1993, с.319/.
... По поводу разгорячения свят. Игнатий предупреждал: "Не ошибитесь! человеческого разгорячения не сочтите действием Божественного огня. Многие ошиблись и впали в пагубное самообольщение. Из состояния разгоряченного возникли бесчисленные заблуждения..." /там же, т. 4, 1993, с.506/.
Современный православный пастырь выделяет в прелести следующие признаки: навязчивое стремление к "святым и божественным" чувствам, открытость и готовность быть "восхищенным" некиим духом, поиски не Бога, а "духовных утешений", самоопьянение, которое принимается за "состояние благодати", невероятная легкость, с которой человек становится "созерцателем" или "мистиком", "мистические откровения" и псевдодуховные состояния /христ.: Лазарь архим. 1997, с.65/. Настоящая же христианская духовность обладает качествами ненавязчивости и даже неприметности, ибо специально старается быть такой.
...
О необходимости быть осторожным по отношению к "необычным" духовно-психологическим состояниям писали и пишут как современные и дореволюционные христианские авторы, так и авторитетные древнехристианские аскеты:
– "Все свои козни, сети, капканы злые духи облекают в самые красочные привлекательные одежды. Поэтому мы, христиане, стараемся быть очень недоверчивыми ко всем "сладким", "приятным", "особенным" своим душевным состояниям, не принимаем без тщательных проверок никаких "откровений", "видений", "просветлений", "явлений", "блаженных состояний" и т. п. необычностей" /христ.: Лазарь архим. 1997, с.49-50/;
– “Дело духовное не в восторгах: самое лучшее его проявление есть "дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно"” /христ.: Феофан Затворник. Вып. 5. 1994, с.181/;
– "Есть действия от крови, кажущиеся для неопытных действием благодати, а оно не благое, и не духовное, – оно из падшего естества нашего, и познается потому, что порывисто, горячо, нарушает мир в себе и ближних. Действие духовное рождается из мира и рождает мир... Всякое разгоряченное чувство – кровяное! Не сочти усердием, ревностию по благочестию, любовию к Богу и ближним. Нет – это движение души, произведенное в ней нервами, кровию. А кровь приводится в движение душевными страстями, которые – орудия и цепи миродержца..." /христ.: Игнатий (Брянчанинов). Т. 7. 1993, с.86-87/. Он же: "Святая истина извещевает сердцу тишиною, спокойствием, ясностью, миром, расположением к покаянию, к углублению себя..." /там же, т. 4, 1993, с.453/;
– "Любящий Бога и заповеди Его соблюдающей облекается свыше сходящею силою Святого Духа, Который не является чувственно, в виде огня, и не приходит с великим шумом и дыханием бурным (это совершилось только на Апостолах – для неверующих), но зрим бывает умно, как умный свет, и приходит с тихостию, принося обрадование, – что есть отсвет первого оного вечного света, и отблеск непрестающего блаженства" /христ.: Симеон Новый Богослов. Т. 1. 1993, с.174/;
– "Всякий помысл, которому не предшествует тишина смирения, не от Бога происходит, но явно от левой стороны. Господь наш приходит с тихостию; все вражеское бывает со смущением и мятежом" /христ.: Варсонофий Великий, Иоанн. 1995, с.16/.
И по библейскому слову Бог является в тихом веянии: "Господь пройдет, и большой и сильный ветер, раздирающий горы и сокрушающий скалы пред Господом, но не в ветре Господь; после ветра землетрясение, но не в землетрясении Господь; после землетрясения огонь, но не в огне Господь; после огня веяние тихого ветра" (3 Цар. 19, 11-12). ...
Архимандрит Рафаил (Карелин). О духовной прелести http://happy-school.ru/publ/besedy/o_dukhovnj_prelesti/97-1-0-15347 :
- Свернутый текст:
- ... Состояние людей, находящихся в бесовской прелести, бывает очень разнообразно, соответствуя той страсти, которою человек обольщен, и соответствуя той степени, в которой человек порабощен этой страстью.
Часто прелесть возникает и от неправильного образа молитвы. Как пишет святитель Игнатий Брянчанинов: «Самый опасный неправильный образ молитвы заключается в том, когда молящийся сочиняет силою воображения своего мечты или картины, заимствуя их, по-видимому, из Священного Писания, в сущности же - из своего собственного состояния, из своего падения, из своей греховности, из своего самообольщения, - этими картинами льстит своему самомнению, своему тщеславию, своему высокоумию, своей гордости, обманывает себя.. .Мечтатель с первого шага на пути молитвенном, исходит из области истины, вступает в область лжи, в область сатаны, подчиняется произвольно влиянию сатаны».
Воображение, мечтательность, фантазия - это всегда поле деятельности падшего духа. Недаром имя фантазера было впервые присвоено дьяволу. Когда человек начинает надумывать и что-то воображать себе на молитве, он исходит из области Божественной реальности и впадает в фантазии, в ирреальный мир сатаны, где полностью подпадает в зависимость от сил зла. Святые отцы единогласно предупреждали: не воображайте ничего себе на молитве и не принимайте никаких чувственных или мысленных видений: «Никак не прими, - говорит преподобный Григорий Синаит, - если увидишь что-либо, чувственными очами или умом вне или внутри тебя, будет ли то образ Христа, или Ангела, или какого Святого, или если представится тебе свет... Будь внимателен и осторожен!».
Особенно внимательным и осторожным должен быть новоначальный, недавно обратившийся к молитвенному деланию христианин. Как указывает святитель Игнатий Брянчанинов: «Склоняется, влечется наше свободное произволение к прелести: потому что всякая прелесть льстит нашему самомнению, нашему тщеславию, нашей гордости. Бесы находятся вблизи и окружают новоначальных и самочинных, распростирая сети помыслов и пагубных мечтаний, устраивая пропасти падений». Надо всегда помнить, что началом прелести является гордость, а концом ее бывает еще большая гордость. Для гордецов не существует авторитетов, они никогда не прислушиваются к советам, а при обличении страшно раздражаются и гневаются. Это - явные признаки человека, находящегося в прелести. Также прелестью считается и поиск высоких духовных состояний и переживаний во время молитвы. Человек ищет не покаяния, испрашивает не прощения грехов, а жаждет переживаний наслаждения и восторга. Поиск подобных состояний постепенно становится целью молитвы. Как правило, человек, находящийся в прелести такого рода, бывает не только гневен и раздражителен в случае критики его «видений и переживаний», но и еще подвластен бесу сладострастия и различным тайным блудным грехам.
Для второго рода прелести, называемого у святых отцов «мнением», характерно, как пишет святитель Игнатий Брянчанинов то, что: «Одержимый этой прелестью мнит о себе, сочинил о себе «мнение», что он имеет многие добродетели и достоинства, даже, что обилует дарами Святого Духа». Само мнение составляется из ложных понятий и ложных ощущений. Молящийся, стремясь раскрыть в сердце ощущения нового человека и не имея на это никакой возможности, заменяет их ощущениями своего сочинения, поддельными, к которым не замедляет присоединиться действие падших духов. Признав неправильные ощущения за истинные и благодатные, впавший в прелесть получает соответствующие ощущениям ложные понятия. То есть он начинает чувствовать, мыслить и совершать поступки, неадекватные раздражителям окружающей среды. Зачастую он начинает воображать себя как бы центром всей вселенной, фактором, который, безусловно, влияет на весь окружающий мир. По его молитве обязательно «совершаются чудеса», даже если они на самом деле и не совершаются. Все животные непременно его любят и к нему тянутся, ему часто являются святые и ангелы, бесы трепещут при его появлении. Прельщенный начинает жить в своем особом мире, реально не существующем и не видимом ни для кого другого. Причем переубедить его или объяснить гибельность данного состояния практически невозможно. Священник, попытавшийся это сделать, объявляется или мало духовным или орудием бесов, давящим на «святого» (имеется в виду сам прельщенный). Как это ни удивительно и ни печально, но часто находятся люди, которые верят в «святость» прельщенного, становятся его духовными детьми и следуют за ним по пути к верной гибели. Подчеркну еще раз, наш современник, воспитанный на идеалах гордости и самомнения, часто, даже придя к вере, продолжает искать того, что тешит его самость. И, конечно же, для такого человека быть чадом «святого» очень заманчиво. Не раз мне приходилось видеть, как за подобными младостарцами и младостарицами тянулись сотни поклонников и поклонниц, готовых расправиться со всяким, кто усомнится в «святости» их идола.
...
Нередко впадали в прелесть люди, продвинувшиеся в духовной жизни и затем "залюбовавшиеся" сами собой. Состояние это приходит обычно не сразу; оно начинается, как правило, с противоречия, а затем - непослушания тем лицам, которые поставлены над нами; для мирянина это - церковная иерархия, для монашествующего - игумен и духовный отец. Затем непослушание переходит в совершенной презрение всех советов и ненависть к тому, кто обличает. Человек становится кумиром сам для себя, он не может истинно молиться Богу, хотя бы и совершал продолжительные молитвословия. Ибо настоящая молитва подразумевает собственную недостаточность, а он, обращаясь к Богу, подсознательно считает, что уже имеет все нужное для спасения. И Бог становится для него как бы лишним и ненужным. Прельщенный человек ищет в молитве все новых "поразительных" откровений, "острых" духовных ощущений. Он как бы становится гурманом своих собственных страстей, которые диавол показывает ему в виде высоких духовных чувств. Темные духи идут навстречу его раскрытой для них душе, его внутреннему призыву, и человеку кажется, что он здесь, на земле переживает то, что Ангелы - на небе; здесь, на земле знает и видит то, что в раю созерцают лики святых. Такой человек постепенно обожествляет себя, по степенно начинает чувствовать себя как бы центром всего мироздания. Он не может любить других людей т.к. любит только себя, и еще как любит! Он любит ceбя с неким религиозным благоговением и поэтому возмущается теми, кто не относится к нему так же. Часто человек, находящийся в прелести, состоит как бы во вражде и войне со всеми остальными; он может при знать только того, кто поверит в его мнимые достоинства и в его мнимую святость. Эти люди деградируют и умственно, и духовно; часто они становятся посмешищем для окружающих. Иногда у них во время молитвы в нервном, страстном возбуждении начинаются конвульсии, судороги, течет пена изо рта; они прерывают молитву какими-то странными возгласами и криками. Но и будучи в таком жалком состоянии, они все равно не отрезвляются. Им кажется, что мир несправедлив к ним, гонит и мучает их, как всех пророков.
В житиях святых мы читаем о случаях прелести, о тех видениях, которые обольщенные принимали за явления Спасителя, Божией Матери и Ангелов; о требовании почитания к себе со стороны окружающих. Обычно попавшие в прелесть, как попавшие в волчий капкан, остаются в ней, не могут вырваться; спасти человека от прелести может только особая благодать Божия. Лишь какое-нибудь сильное, и страшное потрясение может вернуть человеку потерянное смирение и восстановить обращенность его души к Богу. Оттого-то, если и бывают случаи исцеления, то происходит оно через огромные страдания, продолжительные болезни или какое-то очевидное вмешательство Божественной силы. Поэтому на духовном пути гордость является величайшей опасностью. Да, всякие грехи отдаляют человека от Бога, всякий грех - это тайный союз с демоном. Но гордость страшнее всего. Она делает человека своим среди падших духов; единым духом с сатаной.
Свт. Игнатий (Брянчанинов). Слово о чувственном и о духовном видении духов http://azbyka.ru/otechnik/?Ignatij_Brjanchaninov/slova=1_2 :
... Всем нам, находящимся в рабстве у греха, надо знать, что общение со святыми Ангелами несвойственно нам по причине нашего отчуждения от них падением, что нам свойственно, по той же причине, общение с духами отверженными, к разряду которых мы принадлежим душою, - что чувственно являющиеся духи человекам, пребывающим в греховности и падении, суть демоны, а никак не святые Ангелы. Хотя демоны, являясь человекам, наиболее принимают вид светлых Ангелов для удобнейшего обмана; хотя и стараются иногда уверить, что они человеческие души, а не бесы; хотя они иногда и предсказывают будущее; хотя открывают тайны, - но вверяться им никак не должно. У них истина перемешана с ложью, истина употребляется по временам только для удобнейшего обольщения.
... Исключительные случаи, по особому смотрению Божию, не должны иметь никакого влияния на общее правило для всех. Оно состоит в том, чтобы никак не вверяться духам, когда они явятся чувственным образом, не входить в беседу с ними, не обращать на них никакого внимания, признавать явление их величайшим и опаснейшим искушением. Во время этого искушения должно устремлять мысль и сердце к Богу с молитвою о помиловании и об избавлении от искушения. Желание видеть духов, любопытство узнать что-нибудь о них и от них есть признак величайшего безрассудства и совершенного незнания нравственных и деятельных преданий Православной Церкви. Познание духов приобретается совершенно иначе, нежели как то предполагает неопытный и неосторожный испытатель. Открытое общение с духами для неопытного есть величайшее бедствие, или служит источником величайших бедствий.
... То, что совершается с нами по промыслу Божию, всегда преисполнено величайшей премудрости и благости, совершается по существенной надобности для существенной пользы нашей, отнюдь не для удовлетворения нашему любопытству или какому другому мелочному, недостойному Бога, нашему побуждению. По этой причине обыкновенный порядок и ход нарушаются весьма редко; весьма редко вводится человек в чувственное видение духов. ... По смотрению Божию являются духи только во время крайней нужды, с целью спасения и исправления человеков; являются таким образом, что явление их не может иметь вредных последствий.
... Демоны – лукавы: они способны принимать разные образы и виды. Часто представляются поющими псалмы, пребывая при этом невидимыми, и вспоминают слова Писания42). Очень часто, когда мы читаем, они тотчас повторяют прочитанное, подобно эху. Когда спим, они возбуждают нас на молитву, чтоб не дать нам вовсе успокоиться сном. Иногда, приняв вид монахов, как бы самых благочестивых, вступают в разговор, чтоб обмануть привидением одежды и образа, и обманутых увлечь, куда желают. Их никак не должно слушать, возбуждают ли они к молитве, увещевают ли, чтоб мы вовсе ничего не вкушали, обвиняют ли и обличают нас во грехах, которые знают за нами.
... Итак, если демоны придут к вам ночью и начнут говорить о будущем, поведая о себе «мы – ангелы», то не верьте им. Они лгут. Если они будут восхвалять ваше жительство и вас называть блаженными, то не слушайте их, не обращайте внимания, даже не глядите на них; но немедленно знаменайте себя и жилище ваше крестным знамением, обращайтесь к молитве, и – увидите – они исчезнут. Они робки и чрезвычайно боятся знамения крестного, потому что Спаситель крестом лишил их силы и предал на позор. Если они будут действовать настойчиво и бесстыдно, скача и изменяя образы гнусных личин своих, – не испугайтесь, не придите в ужас, не вверьтесь им, как бы благим. ...
Архимандрит Клеопа (Илие). Рассказ об одном ложном видении http://www.pravoslavie.ru/put/71861.htm .
Н.Е.Пестов. СОВРЕМЕННАЯ ПРАКТИКА ПРАВОСЛАВНОГО БЛАГОЧЕСТИЯ. Глава 12. ПРЕЛЕСТЬ http://azbyka.ru/tserkov/duhovnaya_zhizn/osnovy/pestov_praktika_pravoslavnogo_blagochestiya_27-all.shtml :
Начало прелести можно узнать по следующим признакам:
1) Самонадеянность, самочиние, нежелание подчинять свою волю старцу или духовному отцу и авторитету церковного сознания.2) Устремление на себя — «эгоцентризм» или «ауто-эротизм» — эгоизм с отсутствием любви, мягкости и снисходительности к окружающим их (за исключением, может быть, наиболее близких по плоти родных).
3) Фиксация своего внимания на отдельных положениях (мыслях) из духовной области, которыми обольщенные преимущественно и руководствуются в жизни, пренебрегая основными заповедями Господа и учением Церкви. При этом эти мысли могут быть взяты и из Священного Писания, но в отрыве от общего духа Святого Евангелия. Они тогда уводят прельщенного от основных добродетелей — любви, смирения, послушания и кротости.
Как предохранить себя от прелести:
1) Очевидно, что самым радикальным средством является — быть в послушании старцу или духовному отцу и при невозможности иметь их руководствоваться мнением и советами тех из христиан, которые преуспели в духовной мудрости.
2) Вместе с тем каждому из христиан надо изучать Священное Писание и творения св. отцов Церкви.
3) Всем также надо очень опасаться того, чтобы иметь мнения, не согласные с общецерковным сознанием.
4) Всегда надо быть чуткими к мнению друзей и окружающих, быть внимательным к их суждениям и продумывать тщательно все свои разногласия с ними. Надо помнить, что Господь часто обличает нас устами наших близких.
Ольга 79- Сообщения : 608
Дата регистрации : 2014-05-07
Re: О прелести
Спасибо, спасибо, Оля.
Вот еще добавлю:
священномученик Дионисий Ареопагит
О Таинственном Богословии К Тимофею, епископу Ефесскому
Вот еще добавлю:
священномученик Дионисий Ареопагит
О Таинственном Богословии К Тимофею, епископу Ефесскому
Почему ни один батюшка ни разу ( а Бог дал встречи с разными, и с такими, которые ...) не позволил ни разу сказать ничего подобного, услышанному здесь? Они что, молятся меньше? А потому что они наверно не смогли так отрешиться от мира, как пишет св. Дионисий. Хотя среди встреченных батюшек были и высочайшие аскеты, и монахи. Но речи их скромнее и бездерзновенны. Никто не оспаривает писания святых отцов. Что-то тут все таки не так... Возможно тут есть отрешенные от мира люди. Настолько, что и слова св. Феофана Затворника вдруг стали тесны. Но полезны ли нам сомнения в Писаниях...И если ты, мой возлюбленный Тимофей, ревностно стремишься приобщиться к созерцанию мистических видений, то устранись от деятельности и чувств своих, и разума, и от всего чувственновоспринимаемого, и от всего умопостигаемого, и от всего сущего, и от всего не сущего, дабы в меру своих сил устремиться к сверхъестественному единению с Тем, Кто превосходит любую сущность и любое ведение, поскольку только будучи свободным и независимым от всего, только совершенно отказавшись и от себя самого, и от всего сущего, то есть все отстранив и от всего освободившись, ты сможешь воспарить к сверхъестественному сиянию Божественного Мрака. http://azbyka.ru/otechnik/?Dionisij_Areopagit/o-tainstvennom-bogoslovii
Светлая- Сообщения : 144
Дата регистрации : 2014-05-07
Re: О прелести
Аскеты это кто такие?Светлая пишет: Хотя среди встреченных батюшек были и высочайшие аскеты, и монахи.
Прелесть, прельщение, искушение. Слов по этому поводу написано немало. И Сам Господь предупреждает о такой опасности.
[1 Ин.4:1] Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире.
А так же: (Мф. 13:18-23) Вы же выслушайте [значение] притчи о сеятеле: ко всякому, слушающему слово о Царствии и не разумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его - вот кого означает посеянное при дороге. А посеянное на каменистых местах означает того, кто слышит слово и тотчас с радостью принимает его; но не имеет в себе корня и непостоянен: когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняется. А посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатства заглушает слово, и оно бывает бесплодно. Посеянное же на доброй земле означает слышащего слово и разумеющего, который и бывает плодоносен, так что иной приносит плод во сто крат, иной в шестьдесят, а иной в тридцать.
Апостол призывает: [2 Кор.13:5] Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследывайте. Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас? Разве только вы не то, чем должны быть.
Но и укрепляет: [1 Фес.5:23] Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа.
Итак мы видим, что две силы действуют на нас: Господь и диавол, но в состоянии ли мы различить их?
И тут: (Мф.13:24-30) Другую притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем; когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел; когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы. Придя же, рабы домовладыки сказали ему: господин! не доброе ли семя сеял ты на поле твоем? откуда же на нем плевелы? Он же сказал им: враг человека сделал это. А рабы сказали ему: хочешь ли, мы пойдем, выберем их? Но он сказал: нет, - чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы, оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в снопы, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою.
Так как же нам быть? Как отличить где Дух Святый и где дух вражий?
Re: О прелести
Православный приход храма святителя Николая Мирликийского города Слюдянка http://nicolaslud.prihod.ru/propovedcategory/view/id/4680 :
- “не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они” :
- “не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они”
Никто, слыша о чувстве ума, да не воображает будто слово Божие является ему чувственно. Мы говорим, что душа, когда бывает чиста, неизреченным некиим внушением ощущает Божественное утешение, но не так, чтобы при сем чувственно являлось ей что-либо из невидимого: ибо ныне мы ходим верою, а не видением, как говорил апостол Павел (2 Кор. 5, 7). Почему, когда кому-либо из подвизающихся явится свет, или зрак какой огневидный, или глас, пусть он ни под каким видом не принимает за истинное такое явление. Ибо это есть явно прелесть вражия, и многие, с которыми это случалось, по неведению, сбивались с пути истинного. Мы же знаем, что пока живем страннически в тленном теле сем, устранены от Бога (2 Кор. 5, 6), т.е. не имеем возможности видимо видеть ни Его, ни дивных вещей Его пренебесных.
Блаженный Диадох Фоктийский
+++
Известно, что истинным святым Божиим видения даруются единственно по благоволению Божию и действием Божиим, а не по воле человека и не по его собственному усилию — даруются неожиданно, весьма редко, при случаях особенной нужды, по дивному смотрению Божию, а не как бы случилось (Слово 36-е.).
Преподобный Исаак Сирин
+++
Восхищение ума к Богу у православных подвижников происходило неожиданно для них, а не по методу и плану, происходило зачастую именно тогда, когда они считали себя недостойными воззреть на высоту небесную, и лишь взывали из глубины сердца: "Господи, помилуй мя, падшего", когда они молились только об одном - о прощении своих грехов. Человек, обращающийся в молитве к Богу, никогда не остается без ответа, но этот ответ - помощь Божия в его жизни, особенно в его духовной борьбе. Иногда человеку кажется, что его молитва не услышана, но она исполняется не так, как хочет слепой и страстный человек, а по воле Божией, премудрой и благой.
Слышать или видеть Бога в своем сердце, вызывая Его молитвой, как бы заклинанием, или представлять Бога, действующим в нашем сердце, силой своего разгоряченного воображения - это значит в самом же начале извратить путь к богообщению. Бог по Своей любви не может явиться душе человека гордого и страстного, так как это было бы злом, потому что укрепило бы такого человека в самомнении, а значит - в обольщении.
Иногда, кстати, демон являлся в виде Христа подвижникам, и те, которые в неведении поклонялись духу ада, отдавали себя под его власть - это кончалось одержимостью, тяжелыми болезнями и даже смертью. Нас могут спросить: чем же виноваты эти люди, ведь они хотели видеть Христа и поклонялись Ему, а припали к ногам демона по незнанию, случайно, не желая того? Да, эти люди виновны в своем искушении и, может быть, гибели, потому что вопреки заветам и преданию Церкви приняли видение самовольно, считая себя достойными явления Божества. Они должны были бы ответить видению: "Я сначала спрошу своих духовных отцов, кто ты" - ибо Церковь учит идти путем смирения и сознания своего недостоинства.
Архимандрит Рафаил (Карелин)
+++
В своем первом послании св. апостол Иоанн предостерегает ранних христиан: Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они (4, 1).
Святой Григорий Синаит не забывал предостерегать своих монахов об опасности этих опытов: "Повсюду вокруг, возле начинающих и своевольных, бесы расстилают сети помыслов и губительных измышлений и копают рвы, чтобы ввергнуть их в оные..." Монах спросил его: "Что должно делать человеку, когда бес принимает вид Ангела света и прельщает человека?" Святой отвечал: "Для этого человек имеет нужду в большой рассудительности, чтобы добре распознавать различие добра и зла. Итак, не увлекайся скоро по легкомыслию тем, что представляется, но будь тяжел (нескородвижен) и с большим испытанием доброе принимай, а худое отвергай. Всегда должен ты испытывать и рассматривать, а потом верить. Ведай, что действо благодати явно; и бес, хотя преобразуется, подавать их не может, именно: ни кротости, ни приветливости, ни смирения, ни ненавидения мира, ни пресечения похоти и страсти, - как суть действия благодати. Бесовские же действа суть - надмение, высокоумие, устрашение и всякое зло. По таким действиям можешь распознать, от Бога ли воссиявший в душе твоей свет или от сатаны. Листья салата видом похожи на горчицу, и уксус цветом похож на вино, но при вкушении их гортань распознает и определяет различие каждой из сих вещей. Так и душа, если имеет рассуждение, умным чувством может распознать дары Духа Святого и призрачные мечтания сатаны".
Существуют две основных формы прелести, или духовного заблуждения. Первая, и более наглядная, форма связана с тем, когда человек стремится к высокому состоянию или духовным видениям, не очистившись от страстей и надеясь на собственное суждение. Таким людям дьявол посылает великие "видения". Такие примеры есть в "Житиях святых", одном из источников православного аскетического учения. Так свт. Никита, Новгородский епископ (31 января), перешел к уединенной жизни неподготовленным и против воли своего духовного отца и вскоре стал слышать голос, молившийся вместе с ним. Затем "Господь" стал говорить с ним и послал "Ангела" молиться вместо него, и тот сказал ему, чтобы он вместо молитвы читал книги и поучал всех приходящих к нему. Это он и стал делать, всегда видя "Ангела", который молился рядом с ним, и люди поражались его духовной мудрости и "дарам Святого Духа", которые он будто бы имел, в том числе поражались его пророчествам, которые всегда исполнялись. Заблуждение было открыто только тогда, когда отцы из монастыря узнали о его отвращении к Новому Завету (Ветхий Завет, которого он никогда не читал, он цитировал наизусть), и по их молитвам он раскаялся, его чудеса прекратились, и впоследствии он обрел истинную святость. Также преп. Исаак Киево-Печерский (14 февраля) увидел великий свет "Христа", грядущего к нему с "Ангелами"; когда Исаак, не перекрестившись, поклонился "Христу", бесы получили власть над ним и после долгого танца вместе с ним бросили его еле живого. Он также впоследствии обрел истинную святость. Подобных случаев множество, когда "Христос" и "Ангелы" являлись отшельникам и давали им удивительную силу и дары Святого Духа", когда часто приводили заблудшего отшельника к безумию и самоубийству.
Шведский "духовидец" XVIII века Эммануэль Сведенборг - он был странным предтечей современного оккультного и "духовного" возрожденчества - имел большой опыт связи с областью духов, часто видел "духовных существ" и беседовал с ними. Он различал два рода духов, "добрых" и "злых"; его опыты недавно получили подтверждение в открытиях врача-психолога, работавшего с "галлюцинирующими" пациентами в больнице в Юкая, Калифорния. Этот психолог принял всерьез голоса, которые слышали его пациенты, и предпринял серию "диалогов" с ними (через посредство самих пациентов). Он пришел к выводу, как и Сведенборг, что есть совершенно различные роды существ, которые вступают в контакт с пациентами: "высшие" и "низшие". Вот его собственные слова: "Голоса низшего порядка похожи на пьяниц в баре, которые любят задираться и мучить просто ради удовольствия. Они подсказывают непристойные действия, а затем ругают пациента за то, что он их слушал. Они находят слабое место в сознании и непрестанно бередят его... Словарный запас и круг мыслей существ низшего порядка ограничен, но им свойственно постоянное стремление к разрушению... Они используют любую слабость и суеверие, сулят поразительные силы, лгут, обещают, а потом подрывают волю пациента... Все эти низшие не религиозны или антирелигиозны... Одному человеку они явились в обычном бесовском обличье и сами себя называли бесами..."
"Прямую противоположность представляют галлюцинации высшего порядка... Этот контраст можно продемонстрировать на опыте одного и того же человека. Он слышал, как низшие существа долго обсуждали, как они будут его убивать. [Но] его же по ночам посещал свет, подобный солнечному. Он знал, что это явление иного порядка, потому что свет уважал его свободу и уходил, если человек пугался его... Когда человек набрался смелости приблизиться к самому благосклонному солнцу, он вошел в мир сильнейших божественных переживаний... [Однажды] появилась могучая и величавая фигура, похожая на Христа... Некоторые пациенты переживают встречи и с низшими, и с высшими существами и чувствуют себя пойманными между личным раем и адом. Многим знакомы только нападения существ низшего порядка. Существа высшего порядка претендуют на власть над низшими существами и действительно демонстрируют ее временами, но недостаточно, чтобы дать пациентам душевный мир... Существа высшего разряда кажутся удивительно одаренными, чувствительными, мудрыми и религиозными".
Всякий, кто читал жития православных святых и другую духовную литературу, знает, что все эти духи - и "добрые", и "злые", и "высшие", и "низшие" - все они бесы, и что различить истинно добрых духов (Ангелов) от этих злых духов невозможно, опираясь лишь на собственные чувства и впечатления. Широко распространенный в "харизматических" кругах обряд "экзорцизма" ("изгнания дьявола". - Прим. пер.) не дает никакой гарантии, что злые духи и вправду изгоняются; такие "экзорцизмы" - привычный прием шаманов, которые также признают, что есть два рода духов, однако все они имеют одинаковую бесовскую природу, независимо от того, бегут ли они для видимости, когда их изгоняют, или появляются в ответ на заклинания, чтобы дать шаману силу.
Иеромонах Серафим (Роуз)
+++
В Введенской пустыни однажды случилось вот что: один послушник сказал, что он видел очевидно явление. О. Клеопа велел искусить его, немножко пожурить со стороны; тот смутился, почел за оскорбление, пришел к о. Клеопе и говорит: "Я не могу жить, меня оскорбляют". "Как же ты говоришь, что удостоился видения, а не можешь терпеть? Следовательно, это прелесть; в голову камень класть, поститься, на голой земле спать - это пустое. "Научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем",- сказал Господь, а не чудес и явлений каких-нибудь обещал..."
Архимандрит Феофан Новозерский
+++
Свойство всех видений, посылаемых Богом, замечает святый Иоанн Лествичник, заключается в том, что они приносят душе смирение и умиление, исполняют ее страха Божия, сознания своих греховности и ничтожества. Напротив того, видения, в которые мы вторгаемся произвольно, в противность воле Божией, вводят нас в высокоумие, в самомнение, доставляют радость, которая ничто иное, как не понимаемое нами удовлетворение наших тщеславия и самомнения.
Святитель Игнатий Брянчанинов
Ольга 79- Сообщения : 608
Дата регистрации : 2014-05-07
Re: О прелести
Хорошая подборка.
Особенно понравилось вот это:
Они должны были бы ответить видению: "Я сначала спрошу своих духовных отцов, кто ты" - ибо Церковь учит идти путем смирения и сознания своего недостоинства.
Архимандрит Рафаил (Карелин)
Правда у меня немного странный вопрос возникает. Где столько духоносных отцов найти на всех? свт. Игнатий Брянчанинов, мне помнится, их в своей жизни так и не встретил и очень сокрушался по этому поводу.
И это тоже понравилось.
Всякий, кто читал жития православных святых и другую духовную литературу, знает, что все эти духи - и "добрые", и "злые", и "высшие", и "низшие" - все они бесы, и что различить истинно добрых духов (Ангелов) от этих злых духов невозможно, опираясь лишь на собственные чувства и впечатления. Иеромонах Серафим (Роуз)
Самому невозможно, духоносных отцов не осталось и куда бедному крестьянину податься? А апостол всё про какую-то благодать говорит. Мол христианство именно ею от ветхозаветной смоквы и отличается.
Что нам делать? Как нам быть? О чем Бога молить?
Особенно понравилось вот это:
Они должны были бы ответить видению: "Я сначала спрошу своих духовных отцов, кто ты" - ибо Церковь учит идти путем смирения и сознания своего недостоинства.
Архимандрит Рафаил (Карелин)
Правда у меня немного странный вопрос возникает. Где столько духоносных отцов найти на всех? свт. Игнатий Брянчанинов, мне помнится, их в своей жизни так и не встретил и очень сокрушался по этому поводу.
И это тоже понравилось.
Всякий, кто читал жития православных святых и другую духовную литературу, знает, что все эти духи - и "добрые", и "злые", и "высшие", и "низшие" - все они бесы, и что различить истинно добрых духов (Ангелов) от этих злых духов невозможно, опираясь лишь на собственные чувства и впечатления. Иеромонах Серафим (Роуз)
Самому невозможно, духоносных отцов не осталось и куда бедному крестьянину податься? А апостол всё про какую-то благодать говорит. Мол христианство именно ею от ветхозаветной смоквы и отличается.
Что нам делать? Как нам быть? О чем Бога молить?
Re: О прелести
Admin пишет:Хорошая подборка.
Особенно понравилось вот это:
...
А мне особенно понравилось это:
В Введенской пустыни однажды случилось вот что: один послушник сказал, что он видел очевидно явление. О. Клеопа велел искусить его, немножко пожурить со стороны; тот смутился, почел за оскорбление, пришел к о. Клеопе и говорит: "Я не могу жить, меня оскорбляют". "Как же ты говоришь, что удостоился видения, а не можешь терпеть? Следовательно, это прелесть; в голову камень класть, поститься, на голой земле спать - это пустое. "Научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем",- сказал Господь, а не чудес и явлений каких-нибудь обещал..."
Архимандрит Феофан Новозерский
Ольга 79- Сообщения : 608
Дата регистрации : 2014-05-07
Re: О прелести
Шутите?) Или, реально, не поняли? Перескажу, как я поняла.
Отец Клеопа попросил пожурить послушника, которому было видение, чтобы узнать, как он переносит искушения. Послушник не вынес критики и обиделся, пришел выразить свое возмущение отцу Клеопе. Батюшка ответил послушнику: "Как же ты говоришь, что удостоился видения, а не можешь терпеть? Следовательно, это прелесть; в голову камень класть, поститься, на голой земле спать - это пустое. "Научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем",- сказал Господь, а не чудес и явлений каких-нибудь обещал..."
Так понятно?
Отец Клеопа попросил пожурить послушника, которому было видение, чтобы узнать, как он переносит искушения. Послушник не вынес критики и обиделся, пришел выразить свое возмущение отцу Клеопе. Батюшка ответил послушнику: "Как же ты говоришь, что удостоился видения, а не можешь терпеть? Следовательно, это прелесть; в голову камень класть, поститься, на голой земле спать - это пустое. "Научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем",- сказал Господь, а не чудес и явлений каких-нибудь обещал..."
Так понятно?
Ольга 79- Сообщения : 608
Дата регистрации : 2014-05-07
Re: О прелести
Ну а я понял, что о. Клеопа велел послушнику пожурить беса, а бес пришел к Клеопе и стал жаловаться, что его тут не любят.
Re: О прелести
И все-таки. Апостол однозначно говорит: [1 Ин.4:1] Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире.
Но как испытать, если мы этого не можем?
Но как испытать, если мы этого не можем?
Re: О прелести
Зачем тут жало? Тут мне все нравится. Олечка Умница, как ты много читаешь, что столько разных примеров находишь... Я вот не помню, кто говорил, но суть сказанного в следующем: что если мы и не примем истинного вестника из боязни, что в его обличьи явился бес, Господь того не осудит. Ибо лучше отказаться от доброй вести, нежели пасть от духа злобы.. Так что нам в отсутствии духовника следует читать св.Феофана Затворника и видений не признавать. Будьте как дети - все просто - ангелы ко взрослым нам не приходят. И не надо. Живи заповедями, твори доброе, молись, постись и причащайся. И довольно с нас...
Светлая- Сообщения : 144
Дата регистрации : 2014-05-07
Re: О прелести
А что, часто ведения мучают?
Ангелы во снах приходят?
По мне, понятие прелесть это потакание своим страстям, потакание своим желаниям, самооправдание и поиск поводов не делать того, что должен. Стремление не замечать очевидного в угоду своих удобств. Именно из этого складывается самомнение о себе, ложное и духовнопрельщеное. А там уж, кто желает прельститься, тот прельститься.
В общем, какое небо голубое...
Ангелы во снах приходят?
По мне, понятие прелесть это потакание своим страстям, потакание своим желаниям, самооправдание и поиск поводов не делать того, что должен. Стремление не замечать очевидного в угоду своих удобств. Именно из этого складывается самомнение о себе, ложное и духовнопрельщеное. А там уж, кто желает прельститься, тот прельститься.
В общем, какое небо голубое...
Никодим Скромный- Сообщения : 1028
Дата регистрации : 2014-05-06
Возраст : 50
Откуда : Переславль Залесский
Re: О прелести
Никодим, тем, что Вы перечислили, прелесть не ограничивается. У нее есть разные виды, можно посмотреть по ссылкам из первого сообщения в теме.
Насколько поняла прочитанное (могу ошибиться, надо у священника уточнять), при явлении духов, как минимум, надо:
не обращать на них внимания, молиться Иисусовой молитвой и осенять себя крестным знамением, даже если нет сомнений, что они - от Бога;
если уж не удержался заговорить - обязательно попросить их произнести Иисусову молитву и перекреститься, ни того, ни другого бесы правильно сделать не могут - молитву они произносят не полностью, крест у них кривой получается) и далее не собеседовать, а сказать, что спросишь о них у духовника;
рассказать обо всем на исповеди духовнику, даже если он и не святой, Господь ему откроет - тут действие благодати Божией, и смирение человека, недоверие своей самости, своему мнению;
если священник сказал не хулить и не принимать, то соблюдать это - с являющимися не разговаривать и жить так, как будто этих видений не было. Собеседование с явившимися, воспоминание видений, пересказ другим (имею ввиду, не на исповеди священнику, а окружающим) и изменение своего поведения по советам из видения - есть их принятие, этого делать нельзя. Например, в истории по ссылке из первого сообщения монаху по ночам являлся "ангел" и побуждал его молиться, старец посоветовал монаху не слушаться беса и спать дальше;
узнать духов можно по плодам - при этом помнить, как правильно сказал иеромонах Серафим (Роуз), что различить "невозможно, опираясь лишь на собственные чувства и впечатления". Необходим совет духовника, учет честно высказанного мнения ближних:
а) какое действие они производят на человека при своем появлении (этот критерий не всегда верный, если человек не в первый раз видит бесов и убедил себя, что это ангелы, тревогу и смущение он уже может не чувствовать);
б) по тому, как изменился человек с тех пор, как появились видения - плод Святого Духа - кротость, смирение, чистота, терпение поношений без раздражения, умножение любви, видение других лучшими. От бесов - раздражительность, гневливость, самомнение, противоречие учению Церкви и т.п. Опять-таки, критерий не может быть истинным, если человек полагается только на свое мнение - человек может думать, что он кроток и смиренен, а сам есть поедом ближних и не терпеть от них замечаний. Если человек их запугал или слаб здоровьем, то ближние будут бояться его критиковать из-за боязни его гнева или чтобы раздражение не повредило его здоровью. Хорошо, если исповедующий священник и родные, близкие знакомые честно могут сказать, в какую сторону изменился их ближний с той поры, как стал принимать видения;
в) если то, что говорят духи, противоречит Евангелию, единогласному учению святых отцов - это бесы.
Возможно, еще есть критерии. Перечислила то, что вспомнила.
При различении духов важен не один какой-либо критерий, а все. Если человек выдирает что-то клочками из Священного Писания, не обращая внимание на все остальное - он уклоняется в ересь; если в духовной жизни учитывает что-то одно, отвергая все остальное, чему учат святые отцы - он впадет в прелесть (ИМХО).
А проще и все верно сказала Светлая.)
святитель Игнатий Брянчанинов: "С покорностию и благоговением последуем учению святых Отцов, преданию православной Церкви! С благоговением подчинимся установлению Бога, покрывшаго души наши густыми занавесами и пеленами тел на время нашего земного странствования, отделившаго ими нас от духов сотворенных, заслонившаго и защитившаго ими от духов падших. Не нужно нам чувственнаго видения духов для совершения нашего земнаго, многотруднаго странствования. Для этого нужен иной светильник, и он дан нам: Светильник ногама моима – Закон Твой, и свет стезям моим (Псалом 118, 105). Путешествующие при постоянном сиянии светильника – Закона Божия – не будут обмануты ни страстями своими, ни падшими духами, как свидетельствует Писание".
Admin пишет:Ну а я понял, что о. Клеопа велел послушнику пожурить беса, а бес пришел к Клеопе и стал жаловаться, что его тут не любят.
Насколько поняла прочитанное (могу ошибиться, надо у священника уточнять), при явлении духов, как минимум, надо:
не обращать на них внимания, молиться Иисусовой молитвой и осенять себя крестным знамением, даже если нет сомнений, что они - от Бога;
если уж не удержался заговорить - обязательно попросить их произнести Иисусову молитву и перекреститься, ни того, ни другого бесы правильно сделать не могут - молитву они произносят не полностью, крест у них кривой получается) и далее не собеседовать, а сказать, что спросишь о них у духовника;
рассказать обо всем на исповеди духовнику, даже если он и не святой, Господь ему откроет - тут действие благодати Божией, и смирение человека, недоверие своей самости, своему мнению;
если священник сказал не хулить и не принимать, то соблюдать это - с являющимися не разговаривать и жить так, как будто этих видений не было. Собеседование с явившимися, воспоминание видений, пересказ другим (имею ввиду, не на исповеди священнику, а окружающим) и изменение своего поведения по советам из видения - есть их принятие, этого делать нельзя. Например, в истории по ссылке из первого сообщения монаху по ночам являлся "ангел" и побуждал его молиться, старец посоветовал монаху не слушаться беса и спать дальше;
узнать духов можно по плодам - при этом помнить, как правильно сказал иеромонах Серафим (Роуз), что различить "невозможно, опираясь лишь на собственные чувства и впечатления". Необходим совет духовника, учет честно высказанного мнения ближних:
а) какое действие они производят на человека при своем появлении (этот критерий не всегда верный, если человек не в первый раз видит бесов и убедил себя, что это ангелы, тревогу и смущение он уже может не чувствовать);
б) по тому, как изменился человек с тех пор, как появились видения - плод Святого Духа - кротость, смирение, чистота, терпение поношений без раздражения, умножение любви, видение других лучшими. От бесов - раздражительность, гневливость, самомнение, противоречие учению Церкви и т.п. Опять-таки, критерий не может быть истинным, если человек полагается только на свое мнение - человек может думать, что он кроток и смиренен, а сам есть поедом ближних и не терпеть от них замечаний. Если человек их запугал или слаб здоровьем, то ближние будут бояться его критиковать из-за боязни его гнева или чтобы раздражение не повредило его здоровью. Хорошо, если исповедующий священник и родные, близкие знакомые честно могут сказать, в какую сторону изменился их ближний с той поры, как стал принимать видения;
в) если то, что говорят духи, противоречит Евангелию, единогласному учению святых отцов - это бесы.
Возможно, еще есть критерии. Перечислила то, что вспомнила.
При различении духов важен не один какой-либо критерий, а все. Если человек выдирает что-то клочками из Священного Писания, не обращая внимание на все остальное - он уклоняется в ересь; если в духовной жизни учитывает что-то одно, отвергая все остальное, чему учат святые отцы - он впадет в прелесть (ИМХО).
А проще и все верно сказала Светлая.)
святитель Игнатий Брянчанинов: "С покорностию и благоговением последуем учению святых Отцов, преданию православной Церкви! С благоговением подчинимся установлению Бога, покрывшаго души наши густыми занавесами и пеленами тел на время нашего земного странствования, отделившаго ими нас от духов сотворенных, заслонившаго и защитившаго ими от духов падших. Не нужно нам чувственнаго видения духов для совершения нашего земнаго, многотруднаго странствования. Для этого нужен иной светильник, и он дан нам: Светильник ногама моима – Закон Твой, и свет стезям моим (Псалом 118, 105). Путешествующие при постоянном сиянии светильника – Закона Божия – не будут обмануты ни страстями своими, ни падшими духами, как свидетельствует Писание".
Ольга 79- Сообщения : 608
Дата регистрации : 2014-05-07
Re: О прелести
О как! А почему Ветхий Завет? Почему не Новый?Ольга 79 пишет: Для этого нужен иной светильник, и он дан нам: Светильник ногама моима – Закон Твой, и свет стезям моим ([url=http://jesuschrist.ru/bible/?q=Псалом 118, 105]Псалом 118, 105[/url]). Путешествующие при постоянном сиянии светильника – Закона Божия – не будут обмануты ни страстями своими, ни падшими духами, как свидетельствует Писание".
(Рим. 4:13-15) Ибо не законом [даровано] Аврааму, или семени его, обетование - быть наследником мира, но праведностью веры. Если утверждающиеся на законе суть наследники, то тщетна вера, бездейственно обетование; ибо закон производит гнев, потому что, где нет закона, нет и преступления.
Вот и подумалось. Уж не в прелести ли апостол, если как ногама отвергает?
А вот тут вообще что-то всё только о духе:
(Рим. 8:1-17) Итак нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу, потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти. Как закон, ослабленный плотию, был бессилен, то Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной [в жертву] за грех и осудил грех во плоти, чтобы оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу. Ибо живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу - о духовном. Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные - жизнь и мир, потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут. Посему живущие по плоти Богу угодить не могут. Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот [и] не Его. А если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности. Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас. Итак, братия, мы не должники плоти, чтобы жить по плоти; ибо если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете. Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии. Потому что вы не приняли духа рабства, [чтобы] опять [жить] в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: 'Авва, Отче!' Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы - дети Божии. А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться.
Всё выделенное, да и не выделенное кажется просто совершенной прелестью с точки зрения нашего сегодняшнего осознания нашей веры.
[1 Кор.12:31] Ревнуйте о дарах больших, и я покажу вам путь еще превосходнейший. Какие дары? Послушайте! Так это вообще о чем? Ревнуйте о дарах? А как определить от кого они? Уж лучше буду молиться Иисусовой молитвой и спрашивать у таких же как и я человеков, чтобы они меня отгородили от всего. И от злых и от благих духов.
Но вот ведь закавыка какая с нами произойти может: [Лк.12:10] И всякому, кто скажет слово на Сына Человеческого, прощено будет; а кто скажет хулу на Святаго Духа, тому не простится.
Тут Светлая уверенно так заявила, что будто-бы к нам грешным ангелы не приходят. Вот не приходят и всё тут. Почему? А кто его знает. Может Бог обиделся и всё, больше не посылает посланников. А апостол об этом не знает и продолжает говорить о духе.
(1 Кор. 2:9-16) Но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его. А нам Бог открыл [это] Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии. Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия. Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога, что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святаго, соображая духовное с духовным. Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем [надобно] судить духовно. Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может. Ибо кто познал ум Господень, чтобы [мог] судить его? А мы имеем ум Христов.
Не. Ну это уж вообще ни в какие ворота не лезет. Мы имеем ум Христов? Да просто дальше и читать-то его не надо, непременно прелестью заразишься.
Вот до чего может довести нас боязнь сия, боязнь прелести. Может из-за этой боязни и закончились духоносные отцы на Руси? С водой младенца-то не выплескиваем? Очень может быть.
Тогда как дальше верить?
Re: О прелести
Если читать и другие труды святителя, а не одну эту цитату, можно понять, что он имел ввиду не только Ветхий Завет. Хотя, и по полной цитате догадаться можно.)
Дух Божий, живущий в нас, и всевозможные явления/видения - это не одно и то же.
Вопрос был, как различить, от кого пришедшие духи - как могла, ответила.
Больше ничего не поняла.
Дух Божий, живущий в нас, и всевозможные явления/видения - это не одно и то же.
Вопрос был, как различить, от кого пришедшие духи - как могла, ответила.
Больше ничего не поняла.
Ольга 79- Сообщения : 608
Дата регистрации : 2014-05-07
Re: О прелести
А как нам знать, какой дух в нас живет?Ольга 79 пишет:Дух Божий, живущий в нас, и всевозможные явления/видения - это не одно и то же.
Re: О прелести
По своим делам!
1 Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий.
1 Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий.
Jura- Сообщения : 163
Дата регистрации : 2014-07-10
Re: О прелести
Плюс Юра! Истинно так.
Если любовь имеем, то и духов различить можем и состояние своё измерим. (смирением)
Если любовь имеем, то и духов различить можем и состояние своё измерим. (смирением)
Re: О прелести
Смиренный своего смирения никогда не увидит.А если видет,то это уже прелесть.
А что же тогда должен чувствовать в себе смиренный?
А что же тогда должен чувствовать в себе смиренный?
Никодим Скромный- Сообщения : 1028
Дата регистрации : 2014-05-06
Возраст : 50
Откуда : Переславль Залесский
Re: О прелести
Стандартная ошибка. Смирение это не приниженность и пришибленность, а реальное, трезвое видение своего состояния перед Богом.
Re: О прелести
– Смирение – принятие воли Божией?
- Смирение – принятие себя таким, какой ты есть. Чаще всего самая большая проблема для человека – быть самим собой, быть тем, кто ты есть на сегодняшний момент. Самое большое несмирение – человек не хочет себе признаться, кто он есть на самом деле. Человек хочет выглядеть в глазах других людей лучше, чем есть на самом деле. У всех же это есть, да? И никому не хочется, чтобы знали, что ты думаешь, что творится в твоей душе. И все проблемы нашего несмирения, наши обиды происходят от того, что люди замечают, какие мы есть на самом деле и как-то дают нам это понять. А мы на это обижаемся. По большому счету это именно так.
Источник: http://www.pravmir.ru/kak-nauchitsya-smireniyu/#ixzz3GbgxkT8E
- Смирение – принятие себя таким, какой ты есть. Чаще всего самая большая проблема для человека – быть самим собой, быть тем, кто ты есть на сегодняшний момент. Самое большое несмирение – человек не хочет себе признаться, кто он есть на самом деле. Человек хочет выглядеть в глазах других людей лучше, чем есть на самом деле. У всех же это есть, да? И никому не хочется, чтобы знали, что ты думаешь, что творится в твоей душе. И все проблемы нашего несмирения, наши обиды происходят от того, что люди замечают, какие мы есть на самом деле и как-то дают нам это понять. А мы на это обижаемся. По большому счету это именно так.
Источник: http://www.pravmir.ru/kak-nauchitsya-smireniyu/#ixzz3GbgxkT8E
Re: О прелести
– Смирение – принятие воли Божией?
Очень точное описание...!!!
Но что должен испытывать человек? Я этот вопрос задавал нашим братьям исихастам на форуме...Это чувство будет у него по естеству. Какое, если не смирение?
Очень точное описание...!!!
Но что должен испытывать человек? Я этот вопрос задавал нашим братьям исихастам на форуме...Это чувство будет у него по естеству. Какое, если не смирение?
Никодим Скромный- Сообщения : 1028
Дата регистрации : 2014-05-06
Возраст : 50
Откуда : Переславль Залесский
Re: О прелести
Эко вы в каком лесу блуждаете, с братьями. Конечно гордость!
Jura- Сообщения : 163
Дата регистрации : 2014-07-10
Страница 1 из 4 • 1, 2, 3, 4
Страница 1 из 4
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения
Чт Ноя 25, 2021 5:43 am автор Admin
» Хам. За что?
Чт Ноя 25, 2021 5:21 am автор Admin
» Стихи разные.
Вт Июл 06, 2021 12:20 pm автор Admin
» Цитаты разных людей.
Пн Ноя 23, 2020 6:01 pm автор Admin
» Это интересно.
Сб Сен 19, 2020 9:58 am автор Admin
» Кураев.
Сб Июл 25, 2020 10:19 am автор Тамара
» Интересные соображения.
Чт Июл 23, 2020 1:17 pm автор Тамара
» Украина конечно.
Чт Июн 25, 2020 10:49 am автор Тамара
» Сатана в Церкви
Сб Июн 06, 2020 11:58 pm автор Admin