Православный Календарь
Библия программа
http://www.biblezoom.ru/ полезный продуктИкона дня
Статьи
http://www.proza.ru/avtor/afanasii2О церкви.
Участников: 3
Сретение :: Церковная жизнь :: Церковь
Страница 1 из 2
Страница 1 из 2 • 1, 2
О церкви.
Что такое церковь?
Христос говорит: "...ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее". (Мф 16:18)
"...разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его". (Ин. 2:19)
Так что же это такое - церковь? Надо ли нам в этом разбираться? Есть привычный храм и батюшка. Это мы и называем обычно церковью. Что еще надо? Ведь говорят отцы: "Где просто, там ангелов со сто". Тогда зачем лезть в какие-то дебри?
Между тем оказывается это не совсем всё просто и оказывается есть даже не одно, а несколько признанных определений тому что есть церковь.
Христос говорит: "...ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее". (Мф 16:18)
"...разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его". (Ин. 2:19)
Так что же это такое - церковь? Надо ли нам в этом разбираться? Есть привычный храм и батюшка. Это мы и называем обычно церковью. Что еще надо? Ведь говорят отцы: "Где просто, там ангелов со сто". Тогда зачем лезть в какие-то дебри?
Между тем оказывается это не совсем всё просто и оказывается есть даже не одно, а несколько признанных определений тому что есть церковь.
Re: О церкви.
Представление о Церкви часто складывается из привычных нам образов общественных организаций. Партии, движения, объединения, клубы по интересам или иерархи.
Соответственно этим своим привычным плотским представлениям пытаемся и судить о Церкви, участвовать в Её жизни. И тут даже слова апостола о том, что Церковь есть тело Христово, нам обычно ничего не меняют в нашем осознании. Мы же часто Учителя не видим и считаем это только за символическое изречение. Исходим ведь только из того, что видим плотским зрением. На самом же деле Церковь это связь с Богом, это школа, через которую учительствует Дух Святой.
А между тем: «Иисус же, подозвав их, сказал: вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так.» (Мф. 20:25)
Церковь Христова — это новый этап бытия всего Творения, в котором человечество, вселенная и Бог соединяются в Целое. Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь. (Рим. 11:36)
На главном штандарте легионов ада ныне написаны слова «духовность» и «Христос». Православные! Будьте духовны, верьте в Христа, только не трогайте «мир сей»! Миллионы непреображенных благодатью человеческих душ — это собственность ада… http://forum.pravmir.ru/showthread.php?t=23778
Нам очень важно понимать и отличать церковь Христову от церкви подменной. А она существует реально и потому болезни общественные поражают нас с постоянством весьма регулярным. Войны, мятежи, революции ..... Господь через них пытается образумить нас но....... увы.
Мы пытаемся убить носителей зла, оставляя само зло нетронутым.
А ведь Господь нас предупредил: "за то всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро". (Быт. 4:14)
Соответственно этим своим привычным плотским представлениям пытаемся и судить о Церкви, участвовать в Её жизни. И тут даже слова апостола о том, что Церковь есть тело Христово, нам обычно ничего не меняют в нашем осознании. Мы же часто Учителя не видим и считаем это только за символическое изречение. Исходим ведь только из того, что видим плотским зрением. На самом же деле Церковь это связь с Богом, это школа, через которую учительствует Дух Святой.
А между тем: «Иисус же, подозвав их, сказал: вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так.» (Мф. 20:25)
Церковь Христова — это новый этап бытия всего Творения, в котором человечество, вселенная и Бог соединяются в Целое. Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь. (Рим. 11:36)
На главном штандарте легионов ада ныне написаны слова «духовность» и «Христос». Православные! Будьте духовны, верьте в Христа, только не трогайте «мир сей»! Миллионы непреображенных благодатью человеческих душ — это собственность ада… http://forum.pravmir.ru/showthread.php?t=23778
Нам очень важно понимать и отличать церковь Христову от церкви подменной. А она существует реально и потому болезни общественные поражают нас с постоянством весьма регулярным. Войны, мятежи, революции ..... Господь через них пытается образумить нас но....... увы.
Мы пытаемся убить носителей зла, оставляя само зло нетронутым.
А ведь Господь нас предупредил: "за то всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро". (Быт. 4:14)
Re: О церкви.
Ковчегом и горой Синай указана нам тайна, как разделяется сад жизни; в них Творец представил нам образ благоустроенного, во всем прекрасного и всем вожделенного рая; и высотой, и красотой своей, по благоуханиям и произрастаниям своим рай – пристань всех богатств; им изображается Церковь.
Ефрем Сирин.
Ефрем Сирин.
Re: О церкви.
Апостол говорит: "И вы - тело Христово, а порознь - члены". (1 Кор. 12:27)
На этом основании мы обычно и церковь называем телом Христовым. А верно ли Это?
На этом основании мы обычно и церковь называем телом Христовым. А верно ли Это?
Re: О церкви.
Святейший Патриарх Кирилл
Страницы биографии
Родился будущий Патриарх в послевоенном 1946 году в семье священника и школьной учительницы. По окончании 8-го класса средней школы Владимир Гундяев поступил на работу в Ленинградскую геологическую экспедицию Северо-Западного управления, где проработал три года в качестве техника-картографа, совмещая работу с обучением в средней школе. Закончив последнюю он сразу же поступил в Ленинградскую духовную семинарию, а затем в Ленинградскую духовную академию, которую закончил с отличием в 1970 году.
1969 год стал для Владимира переломным. В этом году он принял монашеский постриг с именем Кирилл, а затем диаконскую и священническую хиротонию. После окончания академии молодой иеромонах остается в родной альма-матер преподавателем догматического богословия. Спустя пять лет архимандрит Кирилл становится ректором Ленинградской духовной академии и семинарии.
[url=http://jesuschrist.ru/bible/?q=%D0%92 197]В 197[/url]6 году его рукополагают в епископа Выборгского. Через восемь лет его статус звучит так – архиепископ Смоленский и Вяземский, а спустя еще 4 года – Смоленский и Калининградский. [url=http://jesuschrist.ru/bible/?q=%D0%92 198]В 198[/url]9 году владыка возглавляет одно из важнейших в Церкви подразделений – Отдел внешних церковных связей, председателем которого он трудился целых 20 лет. На этом посту в 1991 году Высокопреосвященнейший Кирилл становится митрополитом. [url=http://jesuschrist.ru/bible/?q=%D0%92 200]В 200[/url]9 году Поместный Собор избирает его Патриархом Московским и всея Руси.
В режиме цейтнота
За десятилетия напряжённой работы в Церкви, всегда находясь в режиме абсолютной нехватки времени, Патриарх выработал жёсткий график работы. И сейчас люди, которые его окружают, оказываемся в таком же постоянном, почти невыносимом цейтноте. Святейший ценит каждую минуту и потому старается максимально оптимизировать своё время, заполняя все свободные интервалы.
В рабочей резиденции в Москве, в Чистом переулке, за основным зданием есть небольшой старый садик, где он в последние месяцы по рекомендации врачей взял за привычку прогуливаться. Так его там никто и никогда не видел в одиночестве. Он всегда вызывает кого-то из сотрудников патриархии. У выхода в этот садик теперь даже висит дежурная куртка для людей, с которыми он прогуливается.
Вся эта ситуация – проекция мысли, которую Святейший часто повторяет окружающим: нам Богом отведён конкретный промежуток времени, чтобы успеть сделать что-то для изменения духовного состояния в обществе. Время это отнюдь не безгранично, поэтому мы должны в каждый день втиснуть максимальное количество дел, которые приносили бы пользу Церкви и обществу.
Распорядок Патриарха
Встает Патриарх около 7 утра. Если нужно служить, а происходит это достаточно часто, встаёт ещё раньше. Затем молитва, завтрак, выезд на работу или в храм. В рабочую резиденцию при Даниловом монастыре он обычно приезжает часам к 10, а богослужение начинается еще раньше.
В первой половине дня Святейший работает с документами и встречается с сотрудниками Патриархии. Во второй половине начинаются официальные встречи и переговоры. К Патриарху часто приезжают разного рода гости: священнослужители, разнообразные общественные и политические деятели. Очень многие хотят с ним встретиться, ждут этих встреч. Поэтому зачастую день Святейшего расписан поминутно, и свободного времени у него практически не остаётся.
Подобного рода встречи обычно продолжаются до шести вечера, после чего Патриарх вновь работает с документами, ужинает и отправляется домой в Переделкино. Нередко он едет туда около 9 часов вечера, и несмотря на позднее время обязательно берёт с собой кипу документов. Святейший Патриарх за день должен вычитать около 300 страниц печатного текста, поэтому ложится спать каждый день глубоко за полночь. Врачи рекомендуют изменить режим, но он считает, что возможности нет.
Молитва для отдыха
Для священнослужителя первое место отдыха – это богослужение. Православное богослужение вообще сложное физически, а уж патриаршее – тем более. Оно всегда торжественное, очень эмоционально напряжённое. Окружающие не раз убеждались в том, что именно оно даёт патриарху силы. Если так складывается, что Святейший не имеет возможности совершать на протяжении недели богослужение, то он после перерыва во время службы просто преображается, молодеет на несколько лет.
Патриарх служит каждое воскресенье плюс одно-два богослужения на буднях — в среднем, два-три богослужения в неделю. Наверное, приходской священник служит чаще, но для Патриарха со всей его занятостью и делами — это очень много. Как подсчитала пресс-служба Святейшего за 2013 год он совершил 237 богослужений, это почти восемь месяцев ежедневных служб. Это с учетом того, что многие из этих богослужений совершаются не в Москве, а в сложных поездках. Обычный график поездки – перелет, прибытие, вечернее богослужение и слово к людям, которые ждут Патриарха.
Затем ужин с духовенством и представителями местных властей – это тоже всегда проповедь, потому что Патриарх использует такого рода неформальные встречи опять же для откровенного разговора о Церкви, о пастырском служении. На утро Литургия, проповедь, благословение верующих, короткий перерыв, посещение храмов и какие-то другие составляющие программы визита, снова самолет, перелет. Это не самое легкое дело, но в центре него всегда – богослужение и проповедь.
Отношение к слову
Надо сказать, что свои основные, большие публичные тексты и особенно проповеди он готовит сам. Он – один из немногих людей, умеющих хорошо говорить не по бумажке. Патриарх имеет исключительный проповеднический талант. Но за каждым выступлением стоит его личная предварительная работа.
И, вообще, он очень внимательно подходит к любому печатному слову, которое исходит от него, потому что понимает ответственность, которая стоит за всеми этими текстами. Ведь каждый текст – это в любом случае обращение к конкретному человеку.
В этом обращении не может быть формальности, и у человека не должно сложиться впечатление, что это бумага, подготовленная референтами, к которой не приложил личного участия подписант. И это очень тонко чувствует Патриарх.
Родные и близкие
У Патриарха есть родственники в Москве, Санкт-Петербурге и Саранске. Когда патриарх был в Мордовии, то встречался с совсем дальними родственниками в доме, где жил его дедушка. К родным он относится очень по-человечески, поддерживает и сохраняет семейные отношения, никогда не дистанцируется.
Что касается друзей, то сам Святейший говорил не раз, что у него не может быть друзей в том смысле, что главе Церкви необходимо находиться с окружающими на одинаковой, равной дистанции, для того чтобы не возникало попыток давления. И в этом смысле, конечно же, это крест патриарха. Он пожертвовал ради блага Церкви своими личными интересами, привязанностями, привычками общения. Вокруг него действительно нет приближённых людей, которые могли бы похвалиться статусом «друг Патриарха».
То же самое и вне церковного общения. В первую очередь потому, что вообще взаимоотношения предстоятеля Церкви со светским сообществом вообще и с какими-то конкретными людьми в частности – это всегда очень большая ответственность. Хотя, разумеется, это не отменяет того факта, что у патриарха есть много хороших и добрых знакомых, с которыми он на протяжении десятилетий поддерживает тёплые отношения. Они приходят поздравить его с личными датами, с праздниками, посещают богослужения, и он всегда им очень рад, с удовольствием общается, расспрашивает о жизни, а потом тепло прощается, после чего они чаще всего на протяжении длительного времени не видятся.
Духовник Святейшего
Духовником Патриарха является оптинский старец схиархимандрит Илий, с которым он учился вместе в духовной академии в Санкт-Петербурге. Отец Илий – объективно признанный православной церковью духовник, человек, к мнению которого прислушиваются тысячи людей. Немаловажен и тот факт, что отец Илий — носитель афонской духовной традиции: он более десяти лет был духовником Свято-Пантелеимонова монастыря.
[url=http://jesuschrist.ru/bible/?q=%D0%90 5]А 5[/url] лет назад, после интронизации, патриарх Кирилл попросил его переехать из Оптиной пустыни в Переделкино. С той поры отец Илий живёт в патриаршей резиденции. На ее территории есть отдельный домик для небольшой монашеской общины. Там отец Илий и обитает. Так как он очень известен, то к нему за советом, на исповедь едут обычные посетители со всей России, и даже из других стран.
Он постоянно принимает, совершенно доступен и вместе с этим он духовник Святейшего. Там же сослужит Патриарху всякий раз, когда тот совершает богослужения в домовом храме. Это яркая иллюстрация того, что духовная составляющая в жизни главы Церкви является главной.
Музыка, книги, искусство
Патриарх любит классическую музыку – с удовольствием слушает Баха, Бетховена, Рахманинова. Музыку он обычно слушает, когда работает, принимает различные важные решения. Читать он, конечно же, любит, как любой интеллигентный человек, но у него очень мало времени для того, чтобы предаться свободному чтению. Но из отечественных авторов он любит Достоевского, Чехова, Лескова.
С некоторой степенью регулярности он посещает музыкальные постановки, консерваторию, иногда – московские театры. Публично в кинотеатры не ходит, но несколько раз по приглашению посещал предпоказы фильмов, непосредственно связанных с Церковью.
По телевизору Святейший смотрит исключительно новостные программы, поскольку это уже область, связанная непосредственно с его работой. Он обязан быть в курсе последних событий в России и за рубежом.
Еда и напитки
По словам патриаршего пресс-секретаря диакона Александра Волкова, его руководитель совсем не привередлив в еде, любит простую пищу. Ему нравится также пробовать национальную кухню, что он и делает, посещая зарубежные страны.
Понятно, что, поскольку он совершает богослужение, проводит мероприятия в самых разных местах, то со стороны помощников патриарха к еде отношение внимательное. Тем более что часто проходят различные официальные приёмы и протокольные обеды с высокими гостями. В связи с этим, было решено, что в Патриархии должен быть постоянный повар. Это профессионал своего дела, который готовит правильную с точки зрения православных традиций и канонов пищу.
Если нужно поддержать тост, Святейший поднимает обычно бокал белого вина. Может в какой-то ситуации и покрепче выпить – в Японии его угощали саке, в Греции, на Афоне, – анисовой настойкой узо. В духе православной традиции, не обижает в таких случаях тех, кто оказывает ему гостеприимство.
Важнее телефона и компьютера
Патриарх как человек, воспитанный в петербургской среде, имеет очень хороший вкус, разбирается в живописи и архитектуре. Посещая те или иные епархии, внимательно оценивает новое строительство и особенно убранство церквей. Безвкусный новодел задевает его художественное чувство. Зато его очень радует, когда люди бережно сохраняют подлинное и старинное.
У Предстоятеля Церкви есть для деловых звонков самый обычный сотовый телефон. Но мобильным он почти не пользуется, относится к нему с некоторым отстранением, но с пониманием необходимости использования. Ему несколько раз дарили планшеты и ноутбуки, но как-то он не склонен ими пользоваться. Любит писать от руки, у него всегда с собой блокнот.
В рабочем кабинете у Святейшего есть компьютер, и он, когда нужно, им пользуется. Но, конечно, ему некогда отвечать на электронную почту и наполнять свой аккаунт в Фейсбуке. Этим занимаются компетентные люди, а он тратит своё время на объективно более важные дела. А таковых у него великое множество.
Подготовлено на основе интервью патриаршего пресс-секретаря диакона Александра Волкова газете “Аргументы и факты” и порталу Православие.ру
Re: О церкви.
Кстати, этот место в Евангелии особенно часто повторяется в Евангельских чтений, того или иного дня. Я , каждый раз еще думал, - почему?Admin пишет:Что такое церковь?
Христос говорит: "...ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее". (Мф 16:18)
"...разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его". (Ин. 2:19)
Так что же это такое - церковь? Надо ли нам в этом разбираться? Есть привычный храм и батюшка. Это мы и называем обычно церковью. Что еще надо? Ведь говорят отцы: "Где просто, там ангелов со сто". Тогда зачем лезть в какие-то дебри?
Между тем оказывается это не совсем всё просто и оказывается есть даже не одно, а несколько признанных определений тому что есть церковь.
Михаил Викторович- Сообщения : 207
Дата регистрации : 2014-08-20
Возраст : 63
Откуда : г. Москва
Re: О церкви.
Но почему, упоминается Петр?Admin пишет:Наверное потому, что это один из важнейших вопросов в православии.
Михаил Викторович- Сообщения : 207
Дата регистрации : 2014-08-20
Возраст : 63
Откуда : г. Москва
Re: О церкви.
То есть Петр, образ того что означало его имя, как крепость, а не конкретное лицо, выделяющееся я из апостолов?Admin пишет:Петр это камень в переводе.
Михаил Викторович- Сообщения : 207
Дата регистрации : 2014-08-20
Возраст : 63
Откуда : г. Москва
Re: О церкви.
Безусловно.
47 Всякий, приходящий ко Мне и слушающий слова Мои и исполняющий их, скажу вам, кому подобен.
48 Он подобен человеку, строящему дом, который копал, углубился и положил основание на камне; почему, когда случилось наводнение и вода напёрла на этот дом, то не могла поколебать его, потому что он основан был на камне.
49 А слушающий и неисполняющий подобен человеку, построившему дом на земле без основания, который, когда напёрла на него вода, тотчас обрушился; и разрушение дома сего было великое.
Не на Петре же основана церковь коли она Христова. Христос есть камень краеугольный.
47 Всякий, приходящий ко Мне и слушающий слова Мои и исполняющий их, скажу вам, кому подобен.
48 Он подобен человеку, строящему дом, который копал, углубился и положил основание на камне; почему, когда случилось наводнение и вода напёрла на этот дом, то не могла поколебать его, потому что он основан был на камне.
49 А слушающий и неисполняющий подобен человеку, построившему дом на земле без основания, который, когда напёрла на него вода, тотчас обрушился; и разрушение дома сего было великое.
Не на Петре же основана церковь коли она Христова. Христос есть камень краеугольный.
Re: О церкви.
Как же , все это исказил дьявол и благодаря своему дару лжи, образовал католичество
Михаил Викторович- Сообщения : 207
Дата регистрации : 2014-08-20
Возраст : 63
Откуда : г. Москва
Re: О церкви.
Много всяких течений в христианстве возникло и возникает до сих пор.
Полагаю ошибкой было анафематствовать друг друга. Этим только утвердили спорщиков в желании оскорбиться и обособиться. Истина же осталась вне поля исканий.
Полагаю ошибкой было анафематствовать друг друга. Этим только утвердили спорщиков в желании оскорбиться и обособиться. Истина же осталась вне поля исканий.
Re: О церкви.
Это правда. Вместо дел добра развивалась одна демагогияAdmin пишет:Много всяких течений в христианстве возникло и возникает до сих пор.
Полагаю ошибкой было анафематствовать друг друга. Этим только утвердили спорщиков в желании оскорбиться и обособиться. Истина же осталась вне поля исканий.
Михаил Викторович- Сообщения : 207
Дата регистрации : 2014-08-20
Возраст : 63
Откуда : г. Москва
Re: О церкви.
Вместо любви последовали за Каином.
Если ты не такой, то тебя надо убить (анафематствовать).
Если ты не такой, то тебя надо убить (анафематствовать).
Re: О церкви.
Христос и церковь едины. Христос это новый Адам, новый мир, мир единства человека и Бога. [Ин.14:27] Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам. Да не смущается сердце ваше и да не устрашается. Христос рождается от жены (человека) и Святого Духа и человек (рожденный женой) рождается от духа и воды. Вода здесь это уже путь покаяния.
Re: О церкви.
Мне кажется, что покаяние начинается еще до крещения.Admin пишет:Христос и церковь едины. Христос это новый Адам, новый мир, мир единства человека и Бога. [Ин.14:27] Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам. Да не смущается сердце ваше и да не устрашается. Христос рождается от жены (человека) и Святого Духа и человек (рожденный женой) рождается от духа и воды. Вода здесь это уже путь покаяния.
Михаил Викторович- Сообщения : 207
Дата регистрации : 2014-08-20
Возраст : 63
Откуда : г. Москва
Re: О церкви.
Существует ли «Церковь мечты»?
Андрей ЗАЙЦЕВ: Я в Церкви уже больше 20 лет. Крестился подростком, был алтарником, певчим, уставщиком, читал псалтырь над покойниками.
Читать далее ...
Re: О церкви.
Пишет pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe)
2015-01-28 16:00:00
Тезисы о христианском единстве
(по следам прошедшей недели о единстве христиан, 18-25 января)
1. Любое единство (или, наоборот, разделение) начинается с самого малого. Для начала стоит поставить себе вопрос: насколько ты сам согласен со своими ближайшими единоверцами по разным богословским и прочим вопросам. Если это согласие не всегда наблюдается, чего же удивляться разнообразию мнений за пределами твоего собственного круга общения или порицать это разнообразие?.. Если же несогласие с оппонентами не препятствует находиться в единстве с ними в главном и целом, почему оно должно препятствовать подобному же единству в более широком масштабе?
2. Чем больше членов в любом сообществе, тем больше существует вероятность разногласий или разделений. Когда христиане были малочисленными, им было легче договариваться друг с другом. Тем более в эпоху гонений. Когда же христиан стало много по всему миру, резко возросла вероятность разных непониманий, помноженная на разность традиций, культурных и прочих кодов.
3. В древней единой Церкви имели место разномыслия по многим вопросам. Где-то существовали изображения Христа или Богоматери, где-то их отвергали. Где-то Богоматерь чтили как безгрешную и пренепорочную, где-то нет. Мысль Викентия Леринского о том, во что веровали всегда и повсюду, как раз касается того, во что верили всегда и древние христиане, и последующие православные, католики и протестанты. Многие другие позднейшие богословские утверждения, разделяющие всех нас, как раз не подпадают под критерий Викентия.
4. Эпоха внешнего благоприятствования Церкви со стороны гос. власти и одновременно распространение веры в эллинистическом мире потребовала выработки нового языка для христианской миссии на основе греческой философии. Эллинизация христианства привела с одной стороны к его интеллектуализации, с другой – к новым соблазнам, выражавшимся не всегда только в спорах о сути, но лишь о словах и, как следствие, к новым разделениям, особенно тогда, когда к ним примешивалась государственная политика.
5. К требованию единства в вере с объявлениями всех несогласных еретиками или раскольниками в ту же эпоху могли примешиваться чисто земные мотивы, по праву сильного (Константинополь на востоке, Рим на западе). С другой стороны, несогласные, при случае благоприятствования им административного ресурса, вели себя никак не лучше их оппонентов.
6. Единству разных частей христианского мира никак не способствовало установление правовых начал в церковной жизни. Принцип права присущ миру сему и проник в Церковь по мере оскудения любви друг ко другу. Истины веры, касающиеся гораздо больше тайн, нежели очевидных вещей, не могут провозглашаться с позиции силы и ультиматумов. Любой церковный собор, провозглашавший «Если кто скажет… да будет анафема», не больше Христа, говорившего: «Если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему» ([url=http://jesuschrist.ru/bible/?q=%D0%9C%D1%84. 12, 32]Мф. 12, 32[/url]).
7. Если догматические формулы не были устойчивыми в первые четыре века христианской истории, а потом были закреплены на последующих соборах, это вовсе не обязательно означает, что истина, выраженная в этих формулах, окончательна и не может подлежать переосмыслению или даже в некоторых случаях новой редакции. Формулы, принятые на вселенских соборах, – не что иное, как отражение достигнутого в ту эпоху внутрицерковного консенсуса при употреблении в ту эпоху общепринятой философской терминологии. Если когда-нибудь будет возможно установить новый консенсус по тем же вопросам, это вовсе не обязательно будет означать отступление от веры и святоотеческого предания. Как, впрочем, не обязательно может означать и верность ему. Действие Святого Духа, вдохновляющего соборы, или же отсутствие этого действия не может быть подвергаемо анализу с помощью внешних критериев.
8. Догматы – словесные ориентиры, никак не могущие заменить реальность богообщения. Указатель к храму на пути к нему не равен самому храму. Храм, где собираются верующие ради Христа («Где двое или трое собраны во имя Моё, там Я посреди них» - [url=http://jesuschrist.ru/bible/?q=%D0%9C%D1%84. 18, 20]Мф. 18, 20[/url]), не больше Иисуса Христа. Язык, на котором выражаются основные истины веры, может меняться и пополняться, как и дорога к храмам может быть проводима со временем по иным путям.
9. Голые истины веры без любви – «медь звенящая или кимвал звучащий» ([url=http://jesuschrist.ru/bible/?q=1 %D0%9A%D0%BE%D1%80. 13, 1]1 Кор. 13, 1[/url]). Кто считает себя христианином (православным) и при этом отказывает не согласным с ним и с его единомышленниками в праве принадлежать к той же единой Церкви и в возможности быть спасёнными в вечности, далёк от истины, поскольку далёк от любви. Он присваивает себе суд Божий, что бывает именно тогда, когда ревность о чистоте веры проявляется не по разуму и не по любви. Иисус же говорил: «Кто не против вас, тот за вас» ([url=http://jesuschrist.ru/bible/?q=%D0%9B%D0%BA. 9, 50]Лк. 9, 50[/url]).
10. Может последовать возражение: неужели мы, живущие сегодня, более духовны и исполнены любви, чем авторитетные святые отцы, с которыми мы не во всем позволяем себе соглашаться, например, в отношении к разномыслящим (еретикам)?.. Ответ: мы нисколько не более духовны и полны любви, чем святые отцы, но те отцы действовали, исходя из своего времени и своего понимания ситуации. Однако с тех пор очень многое в жизни человечества и церквей изменилось. За нами сегодня – более богатый исторический опыт, в том числе неудачный опыт христианской миссии, который как следует до сих пор критически не осмыслен. Святым отцам античности или средневековья не был знаком этот опыт в той степени, в какой он был явлен в последние столетия.
11. Этот опыт выражается в следующем: кто хочет оправдать разделения, всегда найдёт повод их оправдать. Кто захочет считать истинной Церковью только себя и своих единомышленников, отсекая всех остальных, - аналогично. Но тогда можно дробиться до бесконечности и в самом православном мире, что показала новейшая церковная история, на основании своего личного или узко-группового понимания священного Предания и святых отцов. Кто хочет сохранить единство в главном, его непременно прочувствует и тогда не будет считать церковью только своё христианское сообщество, к которому принадлежит. При этом быть едиными во всём совершенно не обязательно: «да надлежит быть и разномыслиям (ересям) между вами, дабы выделились искусные» ([url=http://jesuschrist.ru/bible/?q=1 %D0%9A%D0%BE%D1%80. 11, 19]1 Кор. 11, 19[/url]).
12. Печальный исторический опыт говорит и о том, что две опустошительные мировые войны, развязанные в минувшем ХХ веке, или же революция 1917 с долгими кровавыми последствиями, инициировались в странах, традиционно считавшихся христианскими по культуре и подавляющему большинству населения, исповедовавшему христианскую веру. «По плодам их узнаете их…». После всего этого как-то нелепо даже рассуждать о догматических различиях православных от инославных, приводящих к предполагаемым искажениям в аскетике и прочей практической жизни христиан. «Богословие после Освенцима» - не просто фигура речи. Как и после Лубянки и «Архипелага ГУЛаг».
13. Любая крупная мировая церковная организация (Католическая церковь, православные поместные церкви) представляет собой некое многослойное образование. Как и само богослужение в них, - к примеру, чин литургии. Аналогия – луковица или кочан капусты. Самые внешние оболочки луковицы или кочана – непригодны для употребления в пищу из-за своей жёсткости и налипшей на них грязи. Их нужно содрать, чтобы обнажились последующие слои, которые уже можно есть. Подобны этому и разные внешние проявления современного церковного быта, и доносящиеся разоблачительные сведения о поведении некоторых представителей духовенства. Дальше и глубже идут различные культурно-исторические напластования, традиции, разные письменные и устные предания, эстетика. Этим уже можно пользоваться, но и это далеко не самое главное.
14. Сердцевина же веры и Церкви – изначальное предание от Христа и апостолов. Не последующие человеческие предания, постоянно умножаемые, какими бы привлекательными и даже уместными иной раз они ни были, но прежде всего Писание (радостная или благая Весть) и Евхаристия. Разные местные предания и богословские теории обычно разделяют. Но соединяет Христос и Его благая Весть.
15. Христианство – не «сумма теологии», а живая вера в действии. Милосердный самарянин из притчи Луки (10: 25-37) – пример христианской веры в действии еще до возникновения христианства. Христос, предлагающий «идти и поступать так же», акцентирует внимание не на теоретические представления о Боге, но на том, как действовать и жить в этом мире. Можно объединять благие усилия в совместной молитве и общем действии всем христианам именно на этой основе, а теории и частности оставить профессиональным богословам и книжникам. Неправильные научные, философские или богословские представления еще не обязательно исключают верующего из Тела Христова.
16. При максимально широком понимании этих вещей путь к единству христиан всё равно останется заданным на всю оставшуюся жизнь. Наивно полагать, что он будет лёгким и беспроблемным. Воля Божия «Да будут все едино» ([url=http://jesuschrist.ru/bible/?q=%D0%98%D0%BD. 17: 21]Ин. 17: 21[/url]) – цель и заданный идеал, на практике мало когда реализовывавшийся. Хотя бы потому, что всегда были и будут «немощные в вере» (см. [url=http://jesuschrist.ru/bible/?q=%D0%A0%D0%B8%D0%BC. 14: 1-2]Рим. 14: 1-2[/url]), в том числе считающие самих себя сильными и правильными, которым важнее их собственная исключительность и обособленность.
17. Предположим, одна часть православных и значительная часть католиков завтра объединятся и восстановят евхаристическое общение. Но это приведёт лишь к тому, что другая часть православных отделится и аналогично наиболее консервативная часть католиков. Единство по сути не будет достигнуто, но новое разделение будет налицо.
18. Если мы внутри одной небольшой общности (прихода) не всегда можем хранить единство, то есть, не всегда верны в малом, кто вверит нам большее? Наши ближние по факту – прежде всего те, с кем мы сталкиваемся чаще всего.
19. Но из этого следует, что приходится жертвовать единством с более дальними, дабы сохранить единство с самыми ближними, не соблазняя их и не провоцируя новые разделения.
20. Христос говорил : «создам Церковь Мою» ([url=http://jesuschrist.ru/bible/?q=%D0%9C%D1%84. 16, 18]Мф. 16, 18[/url]), но ни слова не сказал об её устройстве, иерархии и границах. Последние вещи – дело рук самих людей, их творчества, в том числе в результате многих проб и возможных ошибок. Современные разногласия христиан - в том числе по поводу моделей церковного устройства, но они не стоят того, чтобы какую-то из этих моделей объявлять однозначно правильной, а другие нет. Изначально не было отвлеченной «вселенской Церкви» с единым руководством, но были конкретные местные церкви, начиная с Иерусалимской, потом продолжая Римской и другими. По мере количественного роста христиан по всему миру возникла потребность в «универсальной экклезиологии» в противовес изначальной «евхаристической».
21. Вопрос о видимом управлении в церкви, таким образом, не вопрос веры, но скорее технический вопрос, по-своему важный и неизбежный в условиях «мира сего». Но решаться этот вопрос может по-разному. Невидимый глава Церкви – в любом случае Христос до Его Второго пришествия. Который «вчера, сегодня и вовеки тот же» ([url=http://jesuschrist.ru/bible/?q=%D0%95%D0%B2%D1%80. 13, 8]Евр. 13, 8[/url]).
2015-01-28 16:00:00
Тезисы о христианском единстве
(по следам прошедшей недели о единстве христиан, 18-25 января)
1. Любое единство (или, наоборот, разделение) начинается с самого малого. Для начала стоит поставить себе вопрос: насколько ты сам согласен со своими ближайшими единоверцами по разным богословским и прочим вопросам. Если это согласие не всегда наблюдается, чего же удивляться разнообразию мнений за пределами твоего собственного круга общения или порицать это разнообразие?.. Если же несогласие с оппонентами не препятствует находиться в единстве с ними в главном и целом, почему оно должно препятствовать подобному же единству в более широком масштабе?
2. Чем больше членов в любом сообществе, тем больше существует вероятность разногласий или разделений. Когда христиане были малочисленными, им было легче договариваться друг с другом. Тем более в эпоху гонений. Когда же христиан стало много по всему миру, резко возросла вероятность разных непониманий, помноженная на разность традиций, культурных и прочих кодов.
3. В древней единой Церкви имели место разномыслия по многим вопросам. Где-то существовали изображения Христа или Богоматери, где-то их отвергали. Где-то Богоматерь чтили как безгрешную и пренепорочную, где-то нет. Мысль Викентия Леринского о том, во что веровали всегда и повсюду, как раз касается того, во что верили всегда и древние христиане, и последующие православные, католики и протестанты. Многие другие позднейшие богословские утверждения, разделяющие всех нас, как раз не подпадают под критерий Викентия.
4. Эпоха внешнего благоприятствования Церкви со стороны гос. власти и одновременно распространение веры в эллинистическом мире потребовала выработки нового языка для христианской миссии на основе греческой философии. Эллинизация христианства привела с одной стороны к его интеллектуализации, с другой – к новым соблазнам, выражавшимся не всегда только в спорах о сути, но лишь о словах и, как следствие, к новым разделениям, особенно тогда, когда к ним примешивалась государственная политика.
5. К требованию единства в вере с объявлениями всех несогласных еретиками или раскольниками в ту же эпоху могли примешиваться чисто земные мотивы, по праву сильного (Константинополь на востоке, Рим на западе). С другой стороны, несогласные, при случае благоприятствования им административного ресурса, вели себя никак не лучше их оппонентов.
6. Единству разных частей христианского мира никак не способствовало установление правовых начал в церковной жизни. Принцип права присущ миру сему и проник в Церковь по мере оскудения любви друг ко другу. Истины веры, касающиеся гораздо больше тайн, нежели очевидных вещей, не могут провозглашаться с позиции силы и ультиматумов. Любой церковный собор, провозглашавший «Если кто скажет… да будет анафема», не больше Христа, говорившего: «Если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему» ([url=http://jesuschrist.ru/bible/?q=%D0%9C%D1%84. 12, 32]Мф. 12, 32[/url]).
7. Если догматические формулы не были устойчивыми в первые четыре века христианской истории, а потом были закреплены на последующих соборах, это вовсе не обязательно означает, что истина, выраженная в этих формулах, окончательна и не может подлежать переосмыслению или даже в некоторых случаях новой редакции. Формулы, принятые на вселенских соборах, – не что иное, как отражение достигнутого в ту эпоху внутрицерковного консенсуса при употреблении в ту эпоху общепринятой философской терминологии. Если когда-нибудь будет возможно установить новый консенсус по тем же вопросам, это вовсе не обязательно будет означать отступление от веры и святоотеческого предания. Как, впрочем, не обязательно может означать и верность ему. Действие Святого Духа, вдохновляющего соборы, или же отсутствие этого действия не может быть подвергаемо анализу с помощью внешних критериев.
8. Догматы – словесные ориентиры, никак не могущие заменить реальность богообщения. Указатель к храму на пути к нему не равен самому храму. Храм, где собираются верующие ради Христа («Где двое или трое собраны во имя Моё, там Я посреди них» - [url=http://jesuschrist.ru/bible/?q=%D0%9C%D1%84. 18, 20]Мф. 18, 20[/url]), не больше Иисуса Христа. Язык, на котором выражаются основные истины веры, может меняться и пополняться, как и дорога к храмам может быть проводима со временем по иным путям.
9. Голые истины веры без любви – «медь звенящая или кимвал звучащий» ([url=http://jesuschrist.ru/bible/?q=1 %D0%9A%D0%BE%D1%80. 13, 1]1 Кор. 13, 1[/url]). Кто считает себя христианином (православным) и при этом отказывает не согласным с ним и с его единомышленниками в праве принадлежать к той же единой Церкви и в возможности быть спасёнными в вечности, далёк от истины, поскольку далёк от любви. Он присваивает себе суд Божий, что бывает именно тогда, когда ревность о чистоте веры проявляется не по разуму и не по любви. Иисус же говорил: «Кто не против вас, тот за вас» ([url=http://jesuschrist.ru/bible/?q=%D0%9B%D0%BA. 9, 50]Лк. 9, 50[/url]).
10. Может последовать возражение: неужели мы, живущие сегодня, более духовны и исполнены любви, чем авторитетные святые отцы, с которыми мы не во всем позволяем себе соглашаться, например, в отношении к разномыслящим (еретикам)?.. Ответ: мы нисколько не более духовны и полны любви, чем святые отцы, но те отцы действовали, исходя из своего времени и своего понимания ситуации. Однако с тех пор очень многое в жизни человечества и церквей изменилось. За нами сегодня – более богатый исторический опыт, в том числе неудачный опыт христианской миссии, который как следует до сих пор критически не осмыслен. Святым отцам античности или средневековья не был знаком этот опыт в той степени, в какой он был явлен в последние столетия.
11. Этот опыт выражается в следующем: кто хочет оправдать разделения, всегда найдёт повод их оправдать. Кто захочет считать истинной Церковью только себя и своих единомышленников, отсекая всех остальных, - аналогично. Но тогда можно дробиться до бесконечности и в самом православном мире, что показала новейшая церковная история, на основании своего личного или узко-группового понимания священного Предания и святых отцов. Кто хочет сохранить единство в главном, его непременно прочувствует и тогда не будет считать церковью только своё христианское сообщество, к которому принадлежит. При этом быть едиными во всём совершенно не обязательно: «да надлежит быть и разномыслиям (ересям) между вами, дабы выделились искусные» ([url=http://jesuschrist.ru/bible/?q=1 %D0%9A%D0%BE%D1%80. 11, 19]1 Кор. 11, 19[/url]).
12. Печальный исторический опыт говорит и о том, что две опустошительные мировые войны, развязанные в минувшем ХХ веке, или же революция 1917 с долгими кровавыми последствиями, инициировались в странах, традиционно считавшихся христианскими по культуре и подавляющему большинству населения, исповедовавшему христианскую веру. «По плодам их узнаете их…». После всего этого как-то нелепо даже рассуждать о догматических различиях православных от инославных, приводящих к предполагаемым искажениям в аскетике и прочей практической жизни христиан. «Богословие после Освенцима» - не просто фигура речи. Как и после Лубянки и «Архипелага ГУЛаг».
13. Любая крупная мировая церковная организация (Католическая церковь, православные поместные церкви) представляет собой некое многослойное образование. Как и само богослужение в них, - к примеру, чин литургии. Аналогия – луковица или кочан капусты. Самые внешние оболочки луковицы или кочана – непригодны для употребления в пищу из-за своей жёсткости и налипшей на них грязи. Их нужно содрать, чтобы обнажились последующие слои, которые уже можно есть. Подобны этому и разные внешние проявления современного церковного быта, и доносящиеся разоблачительные сведения о поведении некоторых представителей духовенства. Дальше и глубже идут различные культурно-исторические напластования, традиции, разные письменные и устные предания, эстетика. Этим уже можно пользоваться, но и это далеко не самое главное.
14. Сердцевина же веры и Церкви – изначальное предание от Христа и апостолов. Не последующие человеческие предания, постоянно умножаемые, какими бы привлекательными и даже уместными иной раз они ни были, но прежде всего Писание (радостная или благая Весть) и Евхаристия. Разные местные предания и богословские теории обычно разделяют. Но соединяет Христос и Его благая Весть.
15. Христианство – не «сумма теологии», а живая вера в действии. Милосердный самарянин из притчи Луки (10: 25-37) – пример христианской веры в действии еще до возникновения христианства. Христос, предлагающий «идти и поступать так же», акцентирует внимание не на теоретические представления о Боге, но на том, как действовать и жить в этом мире. Можно объединять благие усилия в совместной молитве и общем действии всем христианам именно на этой основе, а теории и частности оставить профессиональным богословам и книжникам. Неправильные научные, философские или богословские представления еще не обязательно исключают верующего из Тела Христова.
16. При максимально широком понимании этих вещей путь к единству христиан всё равно останется заданным на всю оставшуюся жизнь. Наивно полагать, что он будет лёгким и беспроблемным. Воля Божия «Да будут все едино» ([url=http://jesuschrist.ru/bible/?q=%D0%98%D0%BD. 17: 21]Ин. 17: 21[/url]) – цель и заданный идеал, на практике мало когда реализовывавшийся. Хотя бы потому, что всегда были и будут «немощные в вере» (см. [url=http://jesuschrist.ru/bible/?q=%D0%A0%D0%B8%D0%BC. 14: 1-2]Рим. 14: 1-2[/url]), в том числе считающие самих себя сильными и правильными, которым важнее их собственная исключительность и обособленность.
17. Предположим, одна часть православных и значительная часть католиков завтра объединятся и восстановят евхаристическое общение. Но это приведёт лишь к тому, что другая часть православных отделится и аналогично наиболее консервативная часть католиков. Единство по сути не будет достигнуто, но новое разделение будет налицо.
18. Если мы внутри одной небольшой общности (прихода) не всегда можем хранить единство, то есть, не всегда верны в малом, кто вверит нам большее? Наши ближние по факту – прежде всего те, с кем мы сталкиваемся чаще всего.
19. Но из этого следует, что приходится жертвовать единством с более дальними, дабы сохранить единство с самыми ближними, не соблазняя их и не провоцируя новые разделения.
20. Христос говорил : «создам Церковь Мою» ([url=http://jesuschrist.ru/bible/?q=%D0%9C%D1%84. 16, 18]Мф. 16, 18[/url]), но ни слова не сказал об её устройстве, иерархии и границах. Последние вещи – дело рук самих людей, их творчества, в том числе в результате многих проб и возможных ошибок. Современные разногласия христиан - в том числе по поводу моделей церковного устройства, но они не стоят того, чтобы какую-то из этих моделей объявлять однозначно правильной, а другие нет. Изначально не было отвлеченной «вселенской Церкви» с единым руководством, но были конкретные местные церкви, начиная с Иерусалимской, потом продолжая Римской и другими. По мере количественного роста христиан по всему миру возникла потребность в «универсальной экклезиологии» в противовес изначальной «евхаристической».
21. Вопрос о видимом управлении в церкви, таким образом, не вопрос веры, но скорее технический вопрос, по-своему важный и неизбежный в условиях «мира сего». Но решаться этот вопрос может по-разному. Невидимый глава Церкви – в любом случае Христос до Его Второго пришествия. Который «вчера, сегодня и вовеки тот же» ([url=http://jesuschrist.ru/bible/?q=%D0%95%D0%B2%D1%80. 13, 8]Евр. 13, 8[/url]).
Re: О церкви.
ТАСС: Первые лица - Патриарх Кирилл: отрицая Божию правду, мы разрушаем мир
— Вы понимали, что можете пойти по стопам деда и отца? По этапу.
— К роли жертвы я себя специально не готовил, но и не зарекался. Жаль было бы терять годы свободы, однако прекрасно понимал, что вероятность подобного исхода велика — пятьдесят на пятьдесят. Особенно на волне хрущевского гонения на церковь, когда я, собственно, и принял решение пойти в семинарию. В ту пору массово закрывали храмы и монастыри, находили любые, как правило, шитые белыми нитками предлоги, чтобы завести уголовные дела против священнослужителей, после чего в центральных газетах появлялись разгромные статьи о "попах и их пособниках"… Борьба шла жесткая. Разумеется, я это видел и сознавал, тем не менее, шел на осознанный риск, не собираясь менять жизненный выбор в угоду обстоятельствам.
— Вы ведь и в школе отказывались ходить строем?
─ Образно выражаясь… В детстве особенно тяжело одному выступать против всех. Безусловно, это требовало определенного мужества. Да, на моей стороне была семья, воспитание в христианских традициях. Вместе с тем, испытания закалили и в конечном итоге повлияли на формирование убеждений. Их приходилось отстаивать. И не только перед сверстниками, но и перед взрослыми. Меня неоднократно вызывали на педсоветы и доказывали, что Бога нет, а я пытался убедить учителей в обратном. Вот так мы и жили.
— При этом учились на пятерки, но в пионеры не вступали.
— Сразу сказал, что готов повязать на шею красный галстук при единственном условии: если мне разрешат каждое воскресенье ходить в нем в храм. В школе сначала думали, что я бравирую и слово не сдержу, а они поправят статистику, по которой все ученики младших классов должны были состоять в рядах юных ленинцев. Но потом поняли, что службу в церкви я пропускать не буду и галстук тоже демонстративно не сниму. После этого мне заявили: нет, пионером ты быть не можешь. На том мы и порешили.
…Словом, умение противостоять внешнему воздействию я приобрел не вчера. Конечно, сегодня приходится сталкивать с вызовами иного масштаба. И это тоже объяснимо. Всякое действие вызывает противодействие. В последние годы наша церковь заметно активизировалась, и это вызывает сильное раздражение у людей, предпочитающих жить в мире без Бога. Среди них ведь есть и такие, кто считает, будто именно их представление о мироустройстве является единственно правильным, а все остальное — ошибка, заблуждение, мешающее человеческому развитию.
Но мы-то наблюдаем совершенно иное. Это особенно заметно по большим церковным праздникам. Радуюсь, видя, как в Пасхальную ночь стоят в храме молодые супружеские пары с малыми детьми на руках. Это новое лицо Русской православной церкви. Я много езжу по стране и часто слышу от людей, как важна вера в их повседневной жизни. Но, повторяю, есть и те, кому не нравятся наши усилия, направленные на укрепление церковной жизни и религиозности. Да, церковь подвергается мощным атакам, но если их не будет, значит, мы что-то не так делаем, недорабатываем. Как учил меня владыка Никодим, мой духовный наставник: если о тебе все говорят хорошо, будь уверен, что-то ты сделал плохо…
Из этого не следует, будто надо своими руками сооружать Голгофу и героически восходить на нее. Это означает иное: став священником, вы обрекаете себя на конфронтацию с определенной частью общества. Только важно в этом противостоянии не ожесточиться. Диалог с оппонентами не должен разрушать собственной религиозной идентичности. Плохо, когда священнослужитель в споре начинает использовать слова и термины, не являющиеся, что называется, аутентичными для христианина. А если ведете разговор с уважением к людям — пусть даже перед вами закоренелые грешники или те, кто лично вас не любит, если избегаете оскорблений и перехода на личности, если пытаетесь так сформулировать жизненную позицию, чтобы никто не смог от нее отмахнуться, не выслушав аргументов в защиту, то и результат будет другим. Церковь обязана сегодня участвовать в общественной дискуссии, она призвана объединять людей.
Нас иногда ругают за то, что мы, по мнению критиков, недостаточно принципиальны, когда говорим об украинском конфликте или о нашей внутренней ситуации. Говорят: "Как можно отмалчиваться, занимать компромиссную позицию? Вы должны взять в руки знамя борьбы…" А дальше — перечень тех, с кем мы обязаны немедленно сразиться. Враги определяются в зависимости от предпочтений предлагающих нам такую роль.
Мы же отвечаем оппонентам, что главная задача Церкви в общественном пространстве заключается в том, чтобы сохранять человеческое общежитие.
Государство, как замечательно сказал Владимир Соловьев, не может создать рая из земной жизни, ключевая цель ─ не допустить ее превращения в ад. А вот церковь может и должна работать над созиданием Божьего царства — в сердцах людей. Другое дело, что нельзя использовать негодные средства даже во имя благой цели. Это грех.
— Фонд «Общественное мнение» осенью прошлого года провел опрос на тему моральных авторитетов в нашем обществе и выяснил, что большинство ответивших россиян образцом морали считают Владимира Путина. Президент набрал 36% голосов. Министра иностранных дел Сергея Лаврова назвали 6% опрошенных, Сергея Шойгу — 5%. Потом идут Владимир Жириновский, Дмитрий Медведев, Никита Михалков. У вас, Ваше Святейшество, 1%. Столько же у Владимира Чурова, Евгения Примакова, Рамзана Кадырова, Владимира Познера…
— В идеале моральный авторитет должен основываться на святости. Судить об этом можно только на основании личного общения с человеком. Все остальное — от лукавого.
Возьмите старцев. Те, кто имел возможность близко познакомиться с ними, утверждают: это люди особенные, по-своему уникальные, наделенные святостью. К сожалению, известно об этом далеко не всем, ведь круг посвященных ограничен, пиаром и саморекламой старцы не занимаются. А со стороны может создаться обманчивое впечатление, будто у церкви дефицит моральных авторитетов. Это не так.
— А кто лично для вас, Ваше Святейшество, пример высокой морали?
— Может, прозвучит не слишком скромно, но в первую очередь назвал бы своих родителей. Они оказали огромное влияние на мою жизнь. Тем, чего мне удалось добиться, обязан им. Достаточно сказать, что в нашей семье не было ни одного конфликта между отцом и матерью.
— Может, вы не знали?
— Мы жили впятером в девятнадцатиметровой комнате в ленинградской коммуналке. Родители, младшая сестра с братом. Тут уж, извините, не спрячешься, не скроешься. Все видно, как на рентгене… Нет, вот сейчас припоминаю: однажды случилась размолвка по бытовому поводу. Часа три-четыре отец сердился на маму, а потом все прекратилось, в доме опять воцарился мир.
Мама всегда была абсолютным моральным авторитетом. В том смысле, что она отличалась просто-таки невероятной честностью. И порой корректировала папино поведение. Говорила: "Мишенька, оставь свою дипломатию". Отцу приходилось учитывать обстоятельства жизни и строить отношения с окружающими, исходя из этого. А мама хоть и не устраивала публичных демаршей, но оставляла за собой право решать, пожимать ей человеку руку либо нет, принять его в доме или не пускать на порог. Вот это было очень важно. Мама олицетворяла нашу семейную совесть.
— А вы в кого из родителей пошли?
— Трудно сказать… Не могу даже сравнивать. Думаю, они были настолько лучше меня, что любая параллель будет выглядеть комплиментом в мой адрес.
— Но для вас нерукопожатные персоны существуют?
— Безусловно. Однако в силу положения не могу и не буду это демонстрировать. Помимо личных симпатий или антипатий есть еще пастырское отношение к людям. И нерукопожатность того или иного человека может серьезно повредить ему. Я не должен мешать, моя задача помогать.
— Поэтому сначала пожмете чужую руку, а потом пойдете и тщательно вымоете свою?
— Постараюсь все сделать, чтобы в следующий раз пожать эту же руку чистосердечно. Лишь бы появился шанс. Поза неприятия — чрезмерный жест со стороны Патриарха. Даже, повторяю, если речь идет о людях, которые заслуживают, чтобы их обходили стороной.
— А гневаться вам приходится?
— Эти эмоции мне знакомы, скрывать не стану.
— Страшны в порыве?
— У апостола Павла есть слова: "Да не зайдет солнце во гневе вашем". Иначе говоря, нельзя сердиться дольше одного дня. Видимо, апостол тоже был горячим человеком… Вот и я не могу затаивать. Если ситуация допекла, должен высказать то, что накипело, после чего успокаиваюсь. Это не воспитание или волевые усилия, нет. Природа у меня такая.
— Что сейчас вас более всего гложет?
— Уже который месяц скорбь вызывает ситуация на Украине, гибель людей. Это не дает спокойно спать — в прямом и переносном смысле.
— Да и зона влияния РПЦ в соседней державе уменьшается на глазах.
— Не могу согласиться. Безусловно, на Украине происходит насильственный захват храмов Русской православной церкви, против нас ведется борьба негодными методами, но даже это убеждает людей, что их позиция правильна. Так было и в советское время, когда храмы закрывали, а вера укреплялась. Подобными способами ничего нельзя сделать. Это колоссальная ошибка тех, кто объявил войну Церкви на Украине. Сейчас к делам религиозным активно примешивается политика. Раскольники спешат воспользоваться моментом и совершить передел. Но чем больше насилие, тем сильнее сопротивление. Исходя из перспектив примирения, мы призываем стороны противостояния на Украине к благоразумию. Семена неприятия прорастут в будущем отравленными плодами. Церковь делает все возможное, чтобы конфликт не приводил к новым жертвам. Мы не преувеличиваем свои силы, но и не преуменьшаем их.
— Каким вам видится развитие ситуации?
— Церковь наша на Украине сохранится, в этом нет ни малейших сомнений. Иного способа преодолеть возникший раскол не существует, кроме как встать на путь канонического объединения. Без этого нельзя говорить и о единстве нации. Да, положение сегодня трудное, оно наверняка продлится еще какое-то время, но в итоге все разрешится миром. Подобные прецеденты не раз возникали в истории. Важно неустанно работать, что мы все и делаем. Церковь — инструмент мира. И справедливости.
Re: О церкви.
Коптские мученики как индикатор и диагноз
http://pretre-philippe.livejournal.com/442135.html#t18941719
2015-02-28
Вовремя я не откликнулся на это значительное событие, после которого прошел уже почти месяц... Впрочем, если оно и может показаться печальным, то с сиюминутной точки зрения, ибо мученики за Христа всегда утверждали Церковь и оплодотворяли её.
КАЗНЬ 21 КОПТА БОЕВИКАМИ ИГИЛ: ПЛОД «АРАБСКОЙ ВЕСНЫ» В ЛИВИИ
Но вот что поражает - как на это событие откликаются некоторые "чрез меру у нас православные", насчет которых в интернет-жаргоне давно уже утвердилась аббревиатура из трех букв, довольно язвительная, которую напоминать не хочу, поскольку язвить не люблю. А насчет "чрез меру у нас..." - это более мягкое выражение, оставленное классиком, свят. Григорием Богословом.
Итак, автор Илья Кашицын публикует весьма информативный материал на эту тему, но появляются комментарии некоторых читателей в весьма характерном и до боли знакомом духе.
03:52 Дионисий:
Илья Кашицын: они поминали не Христа, а своего мысленного идола, которого они называли именем, схожим с именем Господа. Вообще, странно слышать такое от православного христианина, ибо, как правильно ранее заметили, по словам свт. Иоанна Златоуста «грех раскола не смывается даже мученической кровью» (Толкование на Послание к Ефесянам: 65, 11). При всей трагичности момента следует помнить, что копты являются еретиками, по отношению к Вселенской Церкви пребывают в расколе, и мучениками являться по определению не могут.
2015-03-02
20:48 Илья Кашицын :
В ответ на комментарии зилотов, говорящих о ереси: во-первых, вы уверены, что свт. Иоанн Златоуст и свт. Киприан Карфагенский, говоря о грехе ереси, говорят о простых людях, которые не выбирали при рождении конфессию? Скорее, имелись в виду идеологи ереси или добровольно перешедшие в раскол. Во-вторых, кто внимательно читал статью, тот знает, что экстремисты убивают христиан, не различая православных, монофизитов или католиков. Убивают ЗА ХРИСТА. И сравнение с протестантскими миссионерами здесь совсем неуместно, потому что эти подвергаются репрессиям, например, в Иране, за недозволительный прозелитизм. А коптских рыбаков умучили именно за Христа, не за какого идола. В-третьих, зная, что гонениям подвергаются все христиане на Ближнем Востоке, по меньшей мере неэтично развивать на этой почве спекуляции насчет конфессиональных различий.
Ну ладно. Ответ Ильи считаю вполне разумным и достойным.
А еще пишет Дмитрий из Санкт-Петербурга, имея в виду то ли эту дискуссию, то ли какую-то еще, подобную ей:
Египетские мученики
Вчера очередной раз напоролся на дискуссию о египтянах, убитых изуверами из ИГИЛ: вроде как жалко, конечно, но они все равно еретики-монофизиты, поэтому мучениками их считать никак нельзя. Потому что хула на Святого Духа и все такое.
Я не хочу и не имею права судить. Я плохо разбираюсь во всех этих богословских тонкостях, хоть и знаю, что евхаристического общения у нас с коптами нет. Но я знаю, что эти люди были обезглавлены за то, что не отреклись от Христа. И мне сложно себе представить, что когда они предстали перед Ним, Он сказал им: «Вы, ребята, конечно, молодцы, жалко вас, но вы не то думали и говорили про Мою природу, поэтому подите во тьму внешнюю, где плач и скрежет зубов».
Разве это Христос будет?
И там тоже развернулась дискуссия, от которой я сам уже не удержался. В ответ на
ivankravtsov
28 февраля 2015, 07:43:48 UTC
Он никого туда не отправляет. Они сами.
Вообще, не можешь до конца не поражаться следующему явлению: как многие зелоты, включая даже некоторых прошлых святых в запале богословских полемик, на которых они могут при случае ссылаться, всё время подменяли и подменяют понятия. К примеру, хулы на Святого Духа. Когда под хулой сознательно или невольно стремятся выдать богословские отклонения от общеправославного консенсуса. Между тем, по замечанию ап. Павла, никто не может назвать Христа Господом, как только Духом Святым ([url=http://jesuschrist.ru/bible/?q=1 %D0%9A%D0%BE%D1%80. 12, 3]1 Кор. 12, 3[/url]).
Если копты исповедуют Христа Господом, они совсем не лишены Святого Духа, но так как вы, "чрез меру у нас ортодоксы", отказываете им во спасении, вы, получается, как раз Святой Дух и можете запросто похулить!
"Что же бесы? разве они не называли Иисуса именем Господа ([url=http://jesuschrist.ru/bible/?q=%D0%9C%D0%BA. 5:7]Мк. 5:7[/url])? Но они называли под ударами и против воли, а добровольно и без поражения - никогда." (блаж. Феофилакт Болгарский)
Re: О церкви.
Так все-таки что же это такое? Церковь. Собрание или состояние?
Полагаю церковь это прежде всего состояние, состояние общения человека с Богом.
А собрание? Разве его нет и оно не нужно? Есть конечно, но это вторично по отношению духовности.
Вот посмотрим. Мне кажется Христос в этих словах определил что есть церковь: [Мф.18:20] ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них.
[Ин.14:26] Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам.
Видим два условия для церкви.
1. Собраны. Не сами собрались, а мы собраны кем-то. Кем?
2. Дух Святый собрал нас во имя Христово.
Итак церковь Христова это дело Христа и Духа Святаго. Мы же в этом деле только их дети. Ничего более.
Церковь это и собрание конечно, но собрание не только как вот все сошлись в одно место, но прежде всего как единение со Христом. "Я среди них".
И значит это состояние духа человека.
Полагаю церковь это прежде всего состояние, состояние общения человека с Богом.
А собрание? Разве его нет и оно не нужно? Есть конечно, но это вторично по отношению духовности.
Вот посмотрим. Мне кажется Христос в этих словах определил что есть церковь: [Мф.18:20] ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них.
[Ин.14:26] Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам.
Видим два условия для церкви.
1. Собраны. Не сами собрались, а мы собраны кем-то. Кем?
2. Дух Святый собрал нас во имя Христово.
Итак церковь Христова это дело Христа и Духа Святаго. Мы же в этом деле только их дети. Ничего более.
Церковь это и собрание конечно, но собрание не только как вот все сошлись в одно место, но прежде всего как единение со Христом. "Я среди них".
И значит это состояние духа человека.
Re: О церкви.
Если всё так, то как относиться к нашим противникам в христианстве? Католики, протестанты.
Среди них нет тех, кто собран во имя Христово? Что думаем?
Среди них нет тех, кто собран во имя Христово? Что думаем?
Re: О церкви.
Думаю, они все желают собираться во имя Христово.
Как при этом Христа представляют, вопрос. Читала про какого-то врача, убитого в протестантском молитвенном собрании. Он был сторонником абортов и делал их женщинам даже на позднем сроке. И при этом нес какое-то служение в протестантской церкви.
Вот, большая статья о нем: Доктор Тиллер http://lenta.ru/articles/2009/06/01/tiller/ .
Некоторые из протестантов, верующих во Христа (имею ввиду Христа из Евангелия, если Его образ сохранился в образе того, кого чтут в общине; а не того, кто оправдывает и поощряет человеческие страсти, содомию, убийство детей и т.п.) узнав, что есть Церковь, хранящая веру неповрежденной, переходят в Православие целыми общинами. Думаю, если у таких искренних людей, способных отказаться от своих заблуждений, узнав Истину, пока нет возможности узнать о ней, они все равно собраны во имя Христово. Мое предположение, могу ошибаться.
Как при этом Христа представляют, вопрос. Читала про какого-то врача, убитого в протестантском молитвенном собрании. Он был сторонником абортов и делал их женщинам даже на позднем сроке. И при этом нес какое-то служение в протестантской церкви.
Вот, большая статья о нем: Доктор Тиллер http://lenta.ru/articles/2009/06/01/tiller/ .
Некоторые из протестантов, верующих во Христа (имею ввиду Христа из Евангелия, если Его образ сохранился в образе того, кого чтут в общине; а не того, кто оправдывает и поощряет человеческие страсти, содомию, убийство детей и т.п.) узнав, что есть Церковь, хранящая веру неповрежденной, переходят в Православие целыми общинами. Думаю, если у таких искренних людей, способных отказаться от своих заблуждений, узнав Истину, пока нет возможности узнать о ней, они все равно собраны во имя Христово. Мое предположение, могу ошибаться.
Ольга 79- Сообщения : 608
Дата регистрации : 2014-05-07
Страница 1 из 2 • 1, 2
Сретение :: Церковная жизнь :: Церковь
Страница 1 из 2
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения
Чт Ноя 25, 2021 5:43 am автор Admin
» Хам. За что?
Чт Ноя 25, 2021 5:21 am автор Admin
» Стихи разные.
Вт Июл 06, 2021 12:20 pm автор Admin
» Цитаты разных людей.
Пн Ноя 23, 2020 6:01 pm автор Admin
» Это интересно.
Сб Сен 19, 2020 9:58 am автор Admin
» Кураев.
Сб Июл 25, 2020 10:19 am автор Тамара
» Интересные соображения.
Чт Июл 23, 2020 1:17 pm автор Тамара
» Украина конечно.
Чт Июн 25, 2020 10:49 am автор Тамара
» Сатана в Церкви
Сб Июн 06, 2020 11:58 pm автор Admin