Православный Календарь
Библия программа
http://www.biblezoom.ru/ полезный продуктИкона дня
Статьи
http://www.proza.ru/avtor/afanasii2Приснодева.
Сретение :: Новый Завет :: Евангелие
Страница 1 из 1
20150104
Приснодева.
http://prot-vjacheslav.livejournal.com/59333.html?view=638149#t638149
Недодумки протоиерея Вячеслава Рубского - Приснодевство
Постановка вопроса:
Учение о Приснодевстве остаётся или непонятым или дурнопонятым догматом православия. Остаётся ощущение «догматического» заглядывания под юбку с целью установления гинекологического чуда, которое должно подтвердить не/сверх/человеческое рождение подлинного Человека.
Противники и сторонники Приснодевства всегда говорят о чём-нибудь другом и важном, но не о девственной плеве, которую, вроде как, и утверждает эта доктрина в качестве аргумента в пользу... ну, об этом ниже.
Терпеливому читателю в конце обещается
приличный православный ответ на эту тему.
Например, прот. Анатолий Жураковский (Тайна любви и таинство брака) разъясняет, что в церковном сознании Богородица нетленна – означает непричастная тлению, т.е. акту зачатия. И приводит
богослужебные тексты.
«Из безсеменныя прозяб утробы, и сохранив Ю, якоже бе, нетленну. Да чудо видяще воспоим Ю, вопиюще: Радуйся, цвете нетления; Радуйся, венче воздержания». Акафист Божией Матери
«Без истления Бога-Слова родшая»
«Прии́де Иису́с Пребоже́ственный Нетле́нною Дла́нию» – т.е. не путём зачатия.
«Велие и преславное чудо совершися днесь: Дева рождает, и утроба не истлевает». Служба Рождества Христова.
«Змий прельсти Eву иногда: ныне же благовествую Тебе радость, и пребудеши нетленна, и родиши Господа, Пречистая».
«глаголи Гаврииле истиннейшая: како нетленне бывши чистоте Моей, Слова рожду, с плотию Безплотнаго?» Канон Благовещению, песнь 4.
«По рождестве нетленно пребывшая Всенепорочная...» Канон Иный Благовещению, песнь 8.
Что Тя наречем, о Благодатная; Небо, яко возсияла еси солнце правды: Рай, яко прозябла еси цвет нетления: Деву, яко пребыла еси нетленна: чистую Матерь, яко имела еси на святых Твоих объятиях Сына, всех Бога. Того моли спастися душам нашим».
Тертуллиан не принимал идеи Приснодевства: «Стало быть, мы признаём знамение противоречивое, зачатие и рождение Девой Марией, о котором эти "академики" говорят:
"Она родила и не родила, Дева и не Дева"; пожалуй, и нам подошло бы сказать именно так, – если бы вообще об этом нужно было вести речь. Ибо, если Она родила от Своей плоти, то действительно родила; но поскольку не от семени мужа, то и не родила вовсе. Она Дева, ибо не знала мужа; но и не Дева, ибо родила. Однако дело всё же обстоит не таким образом, что Она родила и не родила, и что Та Дева, Которая не Дева, – потому именно, что Она – Мать по лону Своему. У нас нет ничего сомнительного, ничего такого, что обращено к двоякому толкованию. Свет – это свет, а тьма – тьма; "да" есть "да", а "нет" – "нет", а что сверх того, то от лукавого ([url=http://jesuschrist.ru/bible/?q=%D0%9C%D1%84. 5, 37]Мф. 5, 37[/url]). Та родила, Которая родила. И если Дева зачала, то через рождение своё сделалась брачной, именно, по закону отверстого тела. При сем не было никакого различия, совершилось это допущенною или выпущенною мужескою силой, – всё равно, ложесна открыл один и тот же пол. А ложесна – те самые, ради которых записано о других: Все мужеское, отверзающее ложесна, будет зваться освященным для Господа ([url=http://jesuschrist.ru/bible/?q=%D0%98%D1%81%D1%85. 13, 2]Исх. 13, 2[/url]). Кто же поистине свят, как не Сын Божий? Кто в настоящем смысле отворил ложесна, как не Тот, Который разверз их, запертые? Впрочем, в браке они у всех разверзаются. И те ложесна разверсты были тем более, ибо крепче были заперты. И поэтому должно скорее называть Её не Девой, чем Девой, ибо Она стала Матерью как бы вдруг, – прежде чем вступила в брак. И стоит ли ещё говорить об этом, когда апостол на том же основании провозгласил, что Сын Божий произведён не от Девы, но от жены, признав брачное страдание разверстых ложесн Её?» (О плоти Христа, гл. 23).
Рассуждения отвергающих Приснодевство встречают, по большей части, риторический отпор, где само возмущение служит главным доводом против. Например, патр. Сергий Страгороский: «Став однажды Матерью Воплотившегося Сына Божия, Дева Мария потом повела обычную семейную жизнь и даже имела детей от Иосифа. В этой совершенно неприемлемой и даже кощунственной для православного сознания мысли возражатели не видят ничего несообразного... Даже из уст одного духовного представителя православно-богословской науки (теперь уже давно умершего) мне пришлось слышать, хотя и не прямо отрицательное, но довольно неустойчивое суждение о приснодевстве Богоматери. По его словам, для нашей веры существенно и важно одно – что Господь родился плотию от Девы Марии, а была ли Она Приснодевой или стала потом замужней женщиной и рожала детей – это более или менее безразлично... После же того как Дева Мария уже восприняла это служение и стала Матерью Сына Божия по плоти, брачная жизнь для Нее была не только психологически неестественной, но и нравственно недозволенной.... Во сколько же раз больше было бы "ниспадение" Девы Марии, если бы после всего совершившегося с Нею Она превратилась в обычную замужнюю женщину?» (Почитание Божией Матери по разуму Святой Православной Церкви).
Блж. Иероним: «Тот, который поверил только откровению во сне, чтобы не сметь касаться жены, мог ли он касаться Её после того, как узнал от пастырей, что Ангел Господень сошел с небес и сказал им: «Не бойтесь; я возвещаю вам великую радость»... тот, который видел Симеона Праведного, проповедовавшего держа в объятиях Младенца... тот, который видел Анну пророчицу, волхвов, звезду, Ирода, ангелов, тот, говорю, который знал столько чудес, неужели дерзал касаться Храма Божия, Престола Духа Святого, Матери Господа своего?» («О приснодевстве Марии против Гельвидия, .
Иные сходятся на том, что о Приснодевстве «можно уверенно заключить, что она не имеет существенного, принципиального значения в исповедании христианства» (Свящ. Cергий Желудков. Почему я христианин).
Били попытки и «кесарева» объяснения непорочности Приснодевы. Это вариант «ИЗ БОКУ».
«Рождество Твое нетленно явися, Бог из боку Твоею пройде, яко Плотоносец явийся на земли, и с человеки поживе. Тя, Богородице, тем вси величаем» (Задостойник, глас 4).
Акафист: «возопи к служащему: из боку чисту, Сыну како есть родитися мощно, рцы Ми?».
Но преп. Иоанн Дамаскин расставляет точки над ї: «Зачатие совершилось через слух, а рождение обыкновенным для рождающихся путём, хотя некоторые и фантазируют, будто Он был рождён через бок Богоматери. Ибо для Него не было невозможным и пройти через врата, и не повредить их печатей» ("Точное... 4,14»).
С.В. Троицкий: «Церковь строго осуждает многократные попытки еретиков, начиная с гностиков, истолковать рождение Христа в несобственном докетическом или различном от обыкновенного рождения анатомическом смысле. Таковы, например, древние еретические учения о рождении Христа из уха или из бока Богоматери. Последнего учения держались и многие недавние сектанты – афонские имябожники» (Христианская философия брака. гл. Безгрешное рождение).
А проблема тут всё же есть, и не в области половой этики.
Определение, принятое на 5 заседании 4 (Халкидонского) собора: “Поучаем исповедовать одного и того же Сына, Господа нашего Иисуса Христа, совершенного в Божестве и совершенного в человечестве... в двух естествах неслитно и неизменно, нераздельно и неразлучно познаваемого — так что соединением нисколько не нарушается различие двух естеств, но тем более сохраняются свойства каждого естества и соединяются в одно лицо и в одну ипостась”. Верность Халкидону предполагает признание во Христе истинного Бога и истинного человека, т.е. натурального, 100%-тного.
Здесь уместно вспомнить доктрину о принципиальной безболезненности родов Богоматери: «В страннем Твоем рождестве, болезней избежавше паче естества» (9 песнь канона Великой Субботы).
79 канон 6 Вселенского собора: «Божественное от Девы рождение, яко безсеменно бывшее, исповедуя безболезненным, и сие всему стаду проповедуя, подвергаем исправлению творящих, по неведению, что-либо не должное. Понеже убо некие, по дне святаго Рождества Христа Бога нашего, усматриваются приготовляющими хлебное печение, и друг другу передающими, аки бы в честь болезней рождения всенепорочныя Девы Матери: то мы определяем, да не совершают верные ничего таковаго. Ибо не есть сие честь Деве, паче ума и слова плотию родившей невместимое Слово, аще ея неизреченное рождение определяют, и представляют по примеру обыкнновеннаго и нам свойственнаго рождения. Если убо отныне усмотрен будет кто-либо тако творящий: то клирик да будет извержен, а мирянин да будет отлучен».
В свете сказанного, на поверхность выходит простой вопрос: если младенец Иисус прошёл сквозь родовые пути, не изменив их, значит, Его плоть была не такой, как наша, а нетакой (волшебной)? Хм, докетизм, какой-то...
Для многих апологетов девства (Амвросий Медиоланский, Епифаний, блаж. Иероним) неприснодевство означало, что Иисус родился естественным образом = был обычным человеком. Они стремились подчеркнуть Его необычность.
"Бог идеже хощет, побеждает естества чин" – эта фраза рушит всё выстроенное отцами здание "домостроительства нашего спасения", в котором фундаментальным является представление о приоритете естества над свободой Бога (Бог ведь не мог спасти падшее естество простым "да будет!", но вынужден был играть по законам естества: воплотиться, принять смерть и т.д. К тому же прохождение через закрытые двери и т.п. Иисус осуществлял уже в воскресшем теле.
А если принять идею нарушения, то для чего Богу понадобилось столь радикально нарушать "естества чин"?
Нестандартные апологические конструкты:
блж. Иероним († 420) рассматривает приснодевство Марии через Девство Иисуса Христа. «Христос есть Девственник; Матерь Этого Девственника есть Приснодева – Матерь и Дева».
свт. Епифаний Кипрский (†403): «Из самых приложений к именам открываются признаки совершенства... Так, Аврааму придано название «друг Божий» ([url=http://jesuschrist.ru/bible/?q=%D0%98%D0%B0%D0%BA 2]Иак 2[/url]. 23) и оно пребудет нерушимым; Иакову - название «Израиль» ([url=http://jesuschrist.ru/bible/?q=%D0%91%D1%8B%D1%82 32]Быт 32[/url]. 28) и оно не изменится; Апостолам - «Воанергес», т. е. «сыны Громовы» ([url=http://jesuschrist.ru/bible/?q=%D0%9C%D0%BA 3]Мк 3[/url]. 17) и оно не отнимется; а Святой Марии - «Дева» и название это не переменится, ибо Святая пребыла Непорочной».
Добавочное рассуждение №1
Два противника Иоанна Златоуста (Епифаний и Иероним) патетически защищали приснодевство, а у Златоуста этого учения нет. Это – косвенный домысл о его сомнении на этот счёт. Более того, обычных восхвалений Богоматери у него тоже нет. Например объяснение Златоуста [url=http://jesuschrist.ru/bible/?q=%D0%9C%D1%84 12,49]Мф 12,49[/url]: «поступок Её происходил от излишней ревности к правам своим. Ей хотелось показать народу свою власть над Сыном, о Котором Она ещё не думала высоко; а потому и приступила не во время. Итак, смотри, какая неосмотрительность со стороны Её и братьев!» (Беседы на [url=http://jesuschrist.ru/bible/?q=%D0%9C%D1%84. 44,1]Мф. 44,1[/url]).
Добавочное рассуждение №2
Приснодева была чистой и непорочной. Т.е. не имела интереса к сексуальности. Но сексуальность не есть грех. Можно не иметь интереса к интеллектуальности (интеллектуальная непорочность), можно не иметь интереса к политике (политческая непорочность), экономике, спорту, искусству и вообще социальной жизни.
Если не допустить, что сексуальность есть грех сам по себе (а не из-за злоупотребления), то этот вид непорочности перестанет быть добродетелью.
ИСТОРИЯ
Утверждение о приснодевстве впервые встречается в апокрифическом евангелии от Иакова (III век). Окончательно закреплён Константинопольским 5 Вселенским собором 553года.
У авторов 2-3 вв нет утверждений о чуде девственности Марии, тогда как собирание чудес имело место.
Фальсификации свидетельств о приснодевстве авторов (Григорий Чудотворец, Златоуст) говорят о нехватке таковых в творениях 4 века.
Ориген упоминает о «многих братьях» отрицавших приснодевство.
Гелвидий, Иовиниан и Боноз, антикомариане, антидикомарианиты отрицали приснодевство.
Гельвидий в 380-х г. выступил против добродетели девства и учения о приснодевстве. Он подчеркивал, что у Марии, кроме Иисуса, были также другие дети, и ставил Её в пример многодетным матерям. Аргумент – не фонтан, но наличие плюрализма в 4 в. detected!
Свт. Ильдефонсо, архиепископ Толедский († 667) получил прозвище Doctor догмата о приснодевстве. Крупнейший богослов своего времени, много трудов положил на защиту учения о приснодевстве. Это говорит о продолжавшейся на Западе полемике на эту тему. Главное сочинение Ильдефонсо «О приснодевстве Святой Марии против трёх неверных».
Приличный православный ответ можно почерпнуть у религиоведа Константина Матакова (см. его статьи «Как Барт мариологию низвергал» и «Барт о вере в непорочное зачатие»). Не берусь сказать, что я его правильно понял, суть такова: всё ради синергии Бога и человека. Мария не хотела соития, для неё это означало нарушение обета, некоторый разрыв с Богом. Но в то же время, она дала согласие на материнство, чтобы послужить Богу. Таким образом, Пречистая Мария желала и материнства и девственности одновременно. Бог, сообразуясь с этой волей (убеждением/предрассудком – как кому угодно), воплощается «безмужно».
Протестантский мир стремится уменьшить роль человека в воплощении и Промысле, но православие говорит о равной синергии: Бог и человек взаимной свободой стремятся друг к другу, и на этой благодатной основе возникает непорочное зачатие.
Интересные рассуждения.
Недодумки протоиерея Вячеслава Рубского - Приснодевство
Постановка вопроса:
Учение о Приснодевстве остаётся или непонятым или дурнопонятым догматом православия. Остаётся ощущение «догматического» заглядывания под юбку с целью установления гинекологического чуда, которое должно подтвердить не/сверх/человеческое рождение подлинного Человека.
Противники и сторонники Приснодевства всегда говорят о чём-нибудь другом и важном, но не о девственной плеве, которую, вроде как, и утверждает эта доктрина в качестве аргумента в пользу... ну, об этом ниже.
Терпеливому читателю в конце обещается
приличный православный ответ на эту тему.
Например, прот. Анатолий Жураковский (Тайна любви и таинство брака) разъясняет, что в церковном сознании Богородица нетленна – означает непричастная тлению, т.е. акту зачатия. И приводит
богослужебные тексты.
«Из безсеменныя прозяб утробы, и сохранив Ю, якоже бе, нетленну. Да чудо видяще воспоим Ю, вопиюще: Радуйся, цвете нетления; Радуйся, венче воздержания». Акафист Божией Матери
«Без истления Бога-Слова родшая»
«Прии́де Иису́с Пребоже́ственный Нетле́нною Дла́нию» – т.е. не путём зачатия.
«Велие и преславное чудо совершися днесь: Дева рождает, и утроба не истлевает». Служба Рождества Христова.
«Змий прельсти Eву иногда: ныне же благовествую Тебе радость, и пребудеши нетленна, и родиши Господа, Пречистая».
«глаголи Гаврииле истиннейшая: како нетленне бывши чистоте Моей, Слова рожду, с плотию Безплотнаго?» Канон Благовещению, песнь 4.
«По рождестве нетленно пребывшая Всенепорочная...» Канон Иный Благовещению, песнь 8.
Что Тя наречем, о Благодатная; Небо, яко возсияла еси солнце правды: Рай, яко прозябла еси цвет нетления: Деву, яко пребыла еси нетленна: чистую Матерь, яко имела еси на святых Твоих объятиях Сына, всех Бога. Того моли спастися душам нашим».
Тертуллиан не принимал идеи Приснодевства: «Стало быть, мы признаём знамение противоречивое, зачатие и рождение Девой Марией, о котором эти "академики" говорят:
"Она родила и не родила, Дева и не Дева"; пожалуй, и нам подошло бы сказать именно так, – если бы вообще об этом нужно было вести речь. Ибо, если Она родила от Своей плоти, то действительно родила; но поскольку не от семени мужа, то и не родила вовсе. Она Дева, ибо не знала мужа; но и не Дева, ибо родила. Однако дело всё же обстоит не таким образом, что Она родила и не родила, и что Та Дева, Которая не Дева, – потому именно, что Она – Мать по лону Своему. У нас нет ничего сомнительного, ничего такого, что обращено к двоякому толкованию. Свет – это свет, а тьма – тьма; "да" есть "да", а "нет" – "нет", а что сверх того, то от лукавого ([url=http://jesuschrist.ru/bible/?q=%D0%9C%D1%84. 5, 37]Мф. 5, 37[/url]). Та родила, Которая родила. И если Дева зачала, то через рождение своё сделалась брачной, именно, по закону отверстого тела. При сем не было никакого различия, совершилось это допущенною или выпущенною мужескою силой, – всё равно, ложесна открыл один и тот же пол. А ложесна – те самые, ради которых записано о других: Все мужеское, отверзающее ложесна, будет зваться освященным для Господа ([url=http://jesuschrist.ru/bible/?q=%D0%98%D1%81%D1%85. 13, 2]Исх. 13, 2[/url]). Кто же поистине свят, как не Сын Божий? Кто в настоящем смысле отворил ложесна, как не Тот, Который разверз их, запертые? Впрочем, в браке они у всех разверзаются. И те ложесна разверсты были тем более, ибо крепче были заперты. И поэтому должно скорее называть Её не Девой, чем Девой, ибо Она стала Матерью как бы вдруг, – прежде чем вступила в брак. И стоит ли ещё говорить об этом, когда апостол на том же основании провозгласил, что Сын Божий произведён не от Девы, но от жены, признав брачное страдание разверстых ложесн Её?» (О плоти Христа, гл. 23).
Рассуждения отвергающих Приснодевство встречают, по большей части, риторический отпор, где само возмущение служит главным доводом против. Например, патр. Сергий Страгороский: «Став однажды Матерью Воплотившегося Сына Божия, Дева Мария потом повела обычную семейную жизнь и даже имела детей от Иосифа. В этой совершенно неприемлемой и даже кощунственной для православного сознания мысли возражатели не видят ничего несообразного... Даже из уст одного духовного представителя православно-богословской науки (теперь уже давно умершего) мне пришлось слышать, хотя и не прямо отрицательное, но довольно неустойчивое суждение о приснодевстве Богоматери. По его словам, для нашей веры существенно и важно одно – что Господь родился плотию от Девы Марии, а была ли Она Приснодевой или стала потом замужней женщиной и рожала детей – это более или менее безразлично... После же того как Дева Мария уже восприняла это служение и стала Матерью Сына Божия по плоти, брачная жизнь для Нее была не только психологически неестественной, но и нравственно недозволенной.... Во сколько же раз больше было бы "ниспадение" Девы Марии, если бы после всего совершившегося с Нею Она превратилась в обычную замужнюю женщину?» (Почитание Божией Матери по разуму Святой Православной Церкви).
Блж. Иероним: «Тот, который поверил только откровению во сне, чтобы не сметь касаться жены, мог ли он касаться Её после того, как узнал от пастырей, что Ангел Господень сошел с небес и сказал им: «Не бойтесь; я возвещаю вам великую радость»... тот, который видел Симеона Праведного, проповедовавшего держа в объятиях Младенца... тот, который видел Анну пророчицу, волхвов, звезду, Ирода, ангелов, тот, говорю, который знал столько чудес, неужели дерзал касаться Храма Божия, Престола Духа Святого, Матери Господа своего?» («О приснодевстве Марии против Гельвидия, .
Иные сходятся на том, что о Приснодевстве «можно уверенно заключить, что она не имеет существенного, принципиального значения в исповедании христианства» (Свящ. Cергий Желудков. Почему я христианин).
Били попытки и «кесарева» объяснения непорочности Приснодевы. Это вариант «ИЗ БОКУ».
«Рождество Твое нетленно явися, Бог из боку Твоею пройде, яко Плотоносец явийся на земли, и с человеки поживе. Тя, Богородице, тем вси величаем» (Задостойник, глас 4).
Акафист: «возопи к служащему: из боку чисту, Сыну како есть родитися мощно, рцы Ми?».
Но преп. Иоанн Дамаскин расставляет точки над ї: «Зачатие совершилось через слух, а рождение обыкновенным для рождающихся путём, хотя некоторые и фантазируют, будто Он был рождён через бок Богоматери. Ибо для Него не было невозможным и пройти через врата, и не повредить их печатей» ("Точное... 4,14»).
С.В. Троицкий: «Церковь строго осуждает многократные попытки еретиков, начиная с гностиков, истолковать рождение Христа в несобственном докетическом или различном от обыкновенного рождения анатомическом смысле. Таковы, например, древние еретические учения о рождении Христа из уха или из бока Богоматери. Последнего учения держались и многие недавние сектанты – афонские имябожники» (Христианская философия брака. гл. Безгрешное рождение).
А проблема тут всё же есть, и не в области половой этики.
Определение, принятое на 5 заседании 4 (Халкидонского) собора: “Поучаем исповедовать одного и того же Сына, Господа нашего Иисуса Христа, совершенного в Божестве и совершенного в человечестве... в двух естествах неслитно и неизменно, нераздельно и неразлучно познаваемого — так что соединением нисколько не нарушается различие двух естеств, но тем более сохраняются свойства каждого естества и соединяются в одно лицо и в одну ипостась”. Верность Халкидону предполагает признание во Христе истинного Бога и истинного человека, т.е. натурального, 100%-тного.
Здесь уместно вспомнить доктрину о принципиальной безболезненности родов Богоматери: «В страннем Твоем рождестве, болезней избежавше паче естества» (9 песнь канона Великой Субботы).
79 канон 6 Вселенского собора: «Божественное от Девы рождение, яко безсеменно бывшее, исповедуя безболезненным, и сие всему стаду проповедуя, подвергаем исправлению творящих, по неведению, что-либо не должное. Понеже убо некие, по дне святаго Рождества Христа Бога нашего, усматриваются приготовляющими хлебное печение, и друг другу передающими, аки бы в честь болезней рождения всенепорочныя Девы Матери: то мы определяем, да не совершают верные ничего таковаго. Ибо не есть сие честь Деве, паче ума и слова плотию родившей невместимое Слово, аще ея неизреченное рождение определяют, и представляют по примеру обыкнновеннаго и нам свойственнаго рождения. Если убо отныне усмотрен будет кто-либо тако творящий: то клирик да будет извержен, а мирянин да будет отлучен».
В свете сказанного, на поверхность выходит простой вопрос: если младенец Иисус прошёл сквозь родовые пути, не изменив их, значит, Его плоть была не такой, как наша, а нетакой (волшебной)? Хм, докетизм, какой-то...
Для многих апологетов девства (Амвросий Медиоланский, Епифаний, блаж. Иероним) неприснодевство означало, что Иисус родился естественным образом = был обычным человеком. Они стремились подчеркнуть Его необычность.
"Бог идеже хощет, побеждает естества чин" – эта фраза рушит всё выстроенное отцами здание "домостроительства нашего спасения", в котором фундаментальным является представление о приоритете естества над свободой Бога (Бог ведь не мог спасти падшее естество простым "да будет!", но вынужден был играть по законам естества: воплотиться, принять смерть и т.д. К тому же прохождение через закрытые двери и т.п. Иисус осуществлял уже в воскресшем теле.
А если принять идею нарушения, то для чего Богу понадобилось столь радикально нарушать "естества чин"?
Нестандартные апологические конструкты:
блж. Иероним († 420) рассматривает приснодевство Марии через Девство Иисуса Христа. «Христос есть Девственник; Матерь Этого Девственника есть Приснодева – Матерь и Дева».
свт. Епифаний Кипрский (†403): «Из самых приложений к именам открываются признаки совершенства... Так, Аврааму придано название «друг Божий» ([url=http://jesuschrist.ru/bible/?q=%D0%98%D0%B0%D0%BA 2]Иак 2[/url]. 23) и оно пребудет нерушимым; Иакову - название «Израиль» ([url=http://jesuschrist.ru/bible/?q=%D0%91%D1%8B%D1%82 32]Быт 32[/url]. 28) и оно не изменится; Апостолам - «Воанергес», т. е. «сыны Громовы» ([url=http://jesuschrist.ru/bible/?q=%D0%9C%D0%BA 3]Мк 3[/url]. 17) и оно не отнимется; а Святой Марии - «Дева» и название это не переменится, ибо Святая пребыла Непорочной».
Добавочное рассуждение №1
Два противника Иоанна Златоуста (Епифаний и Иероним) патетически защищали приснодевство, а у Златоуста этого учения нет. Это – косвенный домысл о его сомнении на этот счёт. Более того, обычных восхвалений Богоматери у него тоже нет. Например объяснение Златоуста [url=http://jesuschrist.ru/bible/?q=%D0%9C%D1%84 12,49]Мф 12,49[/url]: «поступок Её происходил от излишней ревности к правам своим. Ей хотелось показать народу свою власть над Сыном, о Котором Она ещё не думала высоко; а потому и приступила не во время. Итак, смотри, какая неосмотрительность со стороны Её и братьев!» (Беседы на [url=http://jesuschrist.ru/bible/?q=%D0%9C%D1%84. 44,1]Мф. 44,1[/url]).
Добавочное рассуждение №2
Приснодева была чистой и непорочной. Т.е. не имела интереса к сексуальности. Но сексуальность не есть грех. Можно не иметь интереса к интеллектуальности (интеллектуальная непорочность), можно не иметь интереса к политике (политческая непорочность), экономике, спорту, искусству и вообще социальной жизни.
Если не допустить, что сексуальность есть грех сам по себе (а не из-за злоупотребления), то этот вид непорочности перестанет быть добродетелью.
ИСТОРИЯ
Утверждение о приснодевстве впервые встречается в апокрифическом евангелии от Иакова (III век). Окончательно закреплён Константинопольским 5 Вселенским собором 553года.
У авторов 2-3 вв нет утверждений о чуде девственности Марии, тогда как собирание чудес имело место.
Фальсификации свидетельств о приснодевстве авторов (Григорий Чудотворец, Златоуст) говорят о нехватке таковых в творениях 4 века.
Ориген упоминает о «многих братьях» отрицавших приснодевство.
Гелвидий, Иовиниан и Боноз, антикомариане, антидикомарианиты отрицали приснодевство.
Гельвидий в 380-х г. выступил против добродетели девства и учения о приснодевстве. Он подчеркивал, что у Марии, кроме Иисуса, были также другие дети, и ставил Её в пример многодетным матерям. Аргумент – не фонтан, но наличие плюрализма в 4 в. detected!
Свт. Ильдефонсо, архиепископ Толедский († 667) получил прозвище Doctor догмата о приснодевстве. Крупнейший богослов своего времени, много трудов положил на защиту учения о приснодевстве. Это говорит о продолжавшейся на Западе полемике на эту тему. Главное сочинение Ильдефонсо «О приснодевстве Святой Марии против трёх неверных».
Приличный православный ответ можно почерпнуть у религиоведа Константина Матакова (см. его статьи «Как Барт мариологию низвергал» и «Барт о вере в непорочное зачатие»). Не берусь сказать, что я его правильно понял, суть такова: всё ради синергии Бога и человека. Мария не хотела соития, для неё это означало нарушение обета, некоторый разрыв с Богом. Но в то же время, она дала согласие на материнство, чтобы послужить Богу. Таким образом, Пречистая Мария желала и материнства и девственности одновременно. Бог, сообразуясь с этой волей (убеждением/предрассудком – как кому угодно), воплощается «безмужно».
Протестантский мир стремится уменьшить роль человека в воплощении и Промысле, но православие говорит о равной синергии: Бог и человек взаимной свободой стремятся друг к другу, и на этой благодатной основе возникает непорочное зачатие.
Интересные рассуждения.
Приснодева. :: Комментарии
Вот пожалуй добавлю сюда отсюда http://vichuga-voskr.cerkov.ru/2013/11/25/vvedenie-vo-xram-presvyatoj-bogorodicy/
Введение во храм Пресвятой Богородицы
Праздник Введения (входа) во храм Пресвятой Богородицы – это один из 12 главных церковных праздников Православной Церкви. Отмечается 4 декабря по новому стилю и всегда приходится на Рождественский пост.
Предание относит установление данного праздника к первым векам христианства, когда на развалинах Иерусалимского храма была построена церковь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы.
Событие, послужившее основой для праздника, не упоминается в канонических Евангелиях. Основанием служит церковное предание, а именно апокрифы «Протоевангелие Иакова» и «Евангелие псевдо-Матфея».
Древняя лестница, по которой молящиеся поднимались на Храмовую гору с юга. Она ведет к Тройным воротам и воротам Хульды, через которые был проход прямо на площадь перед Храмом.
Согласно этим источникам, родители Пресвятой Богородицы праведные Иоаким и Анна, молясь об избавлении от бесплодия, дали обет о том, что если родится дитя, они посвятят его на служение Богу. Обетование Божие вскоре исполнилось. Праведная Анна зачала и родила дочь по имени Мария. Когда Пресвятой Деве исполнилось 3 года, святые родители решили выполнить свое обещание. Собрав родственников и знакомых, одев Пречистую Марию в лучшие одежды, с пением священных песен и с зажженными свечами в руках, они отправились из Назарета в Иерусалим. Три дня двигалось это торжественное шествие, пока наконец процессия не достигла Иерусалимского храма. Там Богоотроковицу встретил первосвященник Захария со множеством священников и левитов (священнослужители низшего духовного сана у древних евреев).
Введение во храм Пресвятой Богородицы. Тициан. 1534-1538
Крыльцо, ведущее ко храму, состояло из 15 ступеней, по числу степенных псалмов, которые священники и левиты пели на каждой ступени, по одному псалму, при входе во храм. Иоаким и Анна поставили Марию на первую ступень со словами: «Иди, Дочь, к Богу, давшему нам Тебя, к благосердному Владыке. Войди в Господню Церковь – радость и веселие мира». Пресвятая Дева, несмотря на свой возраст, легко преодолела крутые ступени храма.
Первосвященник Захария (отец Иоанна Крестителя) принял Пресвятую Деву и, поцеловав, дал благословение, сказав: «Господь возвеличит имя Твое во всех родах, ибо через Тебя явит Господь в последние дни сынам Израиля Искупителя».
По внушению свыше, Она как одушевленный кивот Божий, была введена им во Святая Святых, куда нельзя было входить ни женщинам, ни священникам.
Лишь один раз в год, в День Очищения (праздник «Йом кипур», 10-й день осеннего месяца Тишри), туда входил первосвященник с жертвенной кровью, приносимой им за себя и за «грехи неведения» всего Израиля.
Конечно, формально ввести маленькую девочку в «Святая святых» было вопиющим нарушением Закона благочестия древних иудеев. Поэтому все присутствовавшие в храме удивились этому необыкновенному событию.
Трехлетняя Мария, по введении во храм, была помещена в обитель девственниц, существовавшую при храме с древних времен. Старшие девицы обучали Ее чтению священных книг и женским рукоделиям. По назначению первосвященника Она имела особенное место для чтения, рукоделья и отдохновения, в святилище же входила только для молитвы.
“Отрочество Богоматери”. Франсиско Сурбаран. 1660
Порядок Ее жизни в храме, между прочим, описал блаженный Иероним Стридонский в послании к Илиодору. Он отмечает, что Блаженная Дева при церкви вела образ жизни строго упорядоченный. С утра до третьего часа дня Она стояла на молитве, с третьего до девятого часа упражнялась в рукоделии и чтении книг, с девятого часа снова начинала молиться и не прекращала молитвы, пока Ей не являлся Ангел с пищей. Таким образом, Она все более и более возрастала в любви к Богу и восходила от силы в силу. Ее дух Божией благодатью быстро развивался и укреплялся. По мере усовершения Ее молитвы и умножения подвигов трудолюбия, в Ней умножались дары Святого Духа. Вскормленная небесным хлебом и воспитанная Святым Духом, Она промыслительно предуготовлена была к рождению в мир Хлеба Жизни — воплощенного Отчего Слова.
При храме Божием Пресвятая Дева жила около 11 лет. Родители Марии уже умерли. Когда ей исполнилось 14 лет, священники сообщили, что Ей по обычаю надлежит оставить храм и выйти замуж. Но на это Пресвятая Мария ответила, что Она от рождения посвящена Богу и хочет сохранить девство на всю жизнь. Первосвященники не знали, что им делать. Они не могли оставить Марию в храме, когда она достигнет совершеннолетия и так же не могли заставить выйти замуж. В связи с этим первосвященники с молитвою обратились к Богу, прося Его сказать им Свою волю. После одной из молитв к первосвященнику пришел Ангел и сказал: «Захария, собери неженатых мужей колена Иудова из дома Давидова, пусть они принесут с собой посохи. Кому Господь покажет, тот будет хранителем Ее девства». Первосвященник Захария поступил так как было велено: он собрал посохи и со словами «Господи, покажи достойного стать обручником Девы», поставил во Святая Святых. И в один из дней он вошел в Святая Святых и увидел, что посох старца Иосифа, который был плотником и дальним родственником Пречистой Девы Марии, расцвел и на нем сидела голубица. Голубица взлетела и стала кружиться над головой Иосифа. Первосвященник Захария подал посох плотнику и сказал: «Ты примешь Деву и будешь хранить Ее». После сего и произошло обручение.
Никола Луар. “Обручение Марии и Иосифа”
О событии Введения во храм Пресвятой Богородицы можно говорить и как о символе, предзнаменовании, божественном намёке на великое грядущее событие Рождества Христова. Маленькая девочка Мария, удостоилась великой чести – войти в ту часть Храма, которая называлась у древних иудеев «Святая святых». Введение во храм Пресвятой Богородицы явилось приготовлением Марии к тому, чтобы дать жизнь Богу на Земле, стать Его Матерью.
Святая Святых – самое сокровенное место Скинии собрания (походного храма иудеев), а затем и Иерусалимского храма. Место принесения жертвоприношений и хранения Ковчега Завета. Этим именем обозначалась внутренняя часть Скинии собрания, отделённая от внешнего помещения завесой, в которой находился Ковчег Завета (рядом с Ковчегом хранился свиток Торы, написанный самим Моисеем, а также сосуд с манной, расцветший жезл Аарона и елей помазания). В Иерусалимском храме, в Святая святых располагался Камень Основания (или Краеугольный камень) Храмовой горы, над которым сейчас стоит мусульманская мечеть Куббат-ас-Сахра (Купол Скалы) – считается, что с него Господь начал Сотворение мира. У иудеев считалось, что это место, где физически ощущается присутствие Божье.
Иерусалимский храм, восстановленный после Вавилонского плена, называли Вторым храмом. Он по размерам и великолепию уступал первому храму Соломона, и, что самое главное, в нем не было Ковчега Завета, главной святыни иудеев, – она исчезла.
Ковчег завета (по гречески «кивот») – ковчег, в котором хранились каменные Скрижали Завета с Десятью заповедями. Считается также, что в Ковчеге хранилось и непроизносимое Имя Бога.
Ковчег Завета
Ковчег располагался в Святая святых Скинии собрания, затем — в Святая святых Иерусалимского храма.
После разрушением Иерусалимского Храма Навуходоносором в 586 году до н. э. Ковчег Завета исчез. Что случилось с этой святыней в дальнейшем – одна из наибольших загадок истории.
В Апокалипсисе Иоанна Богослова говорится о возвращении Ковчега Завета в Храм во время Второго Пришествия Иисуса Христа (ср. Отк.11:16-19).
Пророки предрекали этому Второму храму славу бо́льшую, чем была у первого: «Внезапно придет в Церковь свою Господь, Которого вы ищете, и Ангел Завета, которого вы ждете». Но шли годы, ничего не происходило, Святая Святых, место где некогда хранился «Ковчег Завета» пребывало пустым.
То, что «Святая Святых» в это время не имело Ковчега Завета с его священными принадлежностями, как бы свидетельствовало об окончании некоего этапа духовной истории, оно пребывало пустым в ожидании знамений дальнейших мистических судеб человечества.
Девочка Мария стала Новым Кивотом Божиим. И Ей было суждено послужить делу Божественного замысла.
В пустующее Святая Святых храма, главного священного центра религиозной жизни, вводится Дева Мария и человек сам становится Божиим храмом. Ее тело есть храм, Чистота ее души и ее верность Богу – плод усердного стремления к святости поколений еврейских праведников до Нее, их ожиданий спасения. Дева Мария становится источником спасения и соединения людей с Богом.
Со дня Своего рождения Она была избранницей Божией, таинницей и домом Божественной благодати. С самого детства Она носила в Себе всю возможность человеческого спасения и неисчерпаемое богатство благодати, которое еще не было явлено миру. И только праведные Иоаким и Анна, для которых рождение Пресвятой Девы было связано с исполнением их сокровенных чаяний и горячих молитв, предчувствовали значение Новорожденной для спасения человечества.
Но плотского рождения Пресвятой Девы было недостаточно, чтобы стать Матерью Божией, ибо предстоящая Царю неба и земли Она, “превознесенная превыше всех тварей небесных и земных”, была дочерью человеческой, соестественной всем нам дочерью Адамовой. Чтобы стать Матерью Сына Божия, Она должна была открыть свободно Свое сердце благодати, добровольно выйти из мира греха и смерти, отказаться от земных привязанностей и добровольно избрать для Себя чуждый сознанию ветхозаветного человечества путь приснодевства. Это как бы второе духовное рождение Богоматери и вместе с тем явление Ее миру, подобное явлению после крещения народу Иисуса Христа. Именно добровольная отдача Себя Богу в большей степени, чем плотское рождение, дает возможность почувствовать и осознать вселенское значение Богоматери.
Божия Матерь, будучи чистой жертвой Богу, – великий пример для следующих по этому пути, а также скорая Помощница и Молитвенница за них. Только молитва к Божией Матери, Ее помощь и предстательство могут сохранить всех идущих по этому пути от соблазнов и падений.
Она именуется Одигитрией, то есть Путеводительницей. В день Введения во храм Пресвятой Богородицы, величая Ее, как “честнейшую и славнейшую горних воинств Деву, Пречистую Богородицу”, мы, заканчивая канон праздника, обращаемся к Ней с молитвой: “Под Твое благоутробие прибегающия верно и покланяющияся благочестно Сыну Твоему, Дево Богородительнице, яко Богу и Господу мира, молися от тли и бед избавити, и всяческих искушений“.
Богослужение праздника, содержание песнопений не только вводят в живое созерцание Пречистой Девы в храме, но и учат прославлять Ее и горячо Ей молиться. Через Нее мы примирились с Богом, и Ее молитвами спасаемся. Она, исполненная благодати Духа, всегда просвещает молящихся Ей присносущным Светом, сообщает им силу свято жить, успокаивает их, защищает и покрывает от всякого зла.
Рождественский пост в самом своем начале как бы в поддержание и укрепление нашей духовной немощи дарит нам чудесный праздник – “Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии”.
Тропарь, глас 4
Днесь благоволения Божия предображение и человеков спасения проповедание, в храме Божии ясно Дева является и Христа всем предвозвещает, Той и мы велегласно возопиим: радуйся, смотрения Зиждителева исполнение.
Кондак, глас 4
Пречистый храм Спасов, многоценный чертог и Дева, священное сокровище славы Божия днесь вводится в дом Господень, благодать совводящи, яже в Дусе Божественнем, юже воспевают Ангели Божии: Сия есть селение небесное.
Величание
Величаем тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтем еже в храм Господень вхождение Твое.
Задостойник, глас 4
Ангели, вхождение Всечистыя зряще, удивишася: како со славою вниде во святая святых? Яко одушевленному Божию кивоту, да никакоже коснется рука скверных, устне же верных Богородице немолчно, глас Ангела воспевающе, с радостию да вопиют: истинно вышши всех еси, Дево Чистая.
Источник: hram-troicy.prihod.ru
ЗИМНЕЕ ЧУДО
Чудеса на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы:
В канун праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы, в ночь с 3 на 4 декабря, около полуночи, на несколько минут, невзирая на любой мороз, распускаются все вербы (фото)
Как в праздник Входа Господня в Иерусалим мы встречаем Господа нашего с распустившимися вербочками, так и Преблагословенную Деву Богородицу прославляют не только ангелы и люди, но и зимняя природа.
Введение во храм Пресвятой Богородицы
Праздник Введения (входа) во храм Пресвятой Богородицы – это один из 12 главных церковных праздников Православной Церкви. Отмечается 4 декабря по новому стилю и всегда приходится на Рождественский пост.
Предание относит установление данного праздника к первым векам христианства, когда на развалинах Иерусалимского храма была построена церковь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы.
Событие, послужившее основой для праздника, не упоминается в канонических Евангелиях. Основанием служит церковное предание, а именно апокрифы «Протоевангелие Иакова» и «Евангелие псевдо-Матфея».
Древняя лестница, по которой молящиеся поднимались на Храмовую гору с юга. Она ведет к Тройным воротам и воротам Хульды, через которые был проход прямо на площадь перед Храмом.
Согласно этим источникам, родители Пресвятой Богородицы праведные Иоаким и Анна, молясь об избавлении от бесплодия, дали обет о том, что если родится дитя, они посвятят его на служение Богу. Обетование Божие вскоре исполнилось. Праведная Анна зачала и родила дочь по имени Мария. Когда Пресвятой Деве исполнилось 3 года, святые родители решили выполнить свое обещание. Собрав родственников и знакомых, одев Пречистую Марию в лучшие одежды, с пением священных песен и с зажженными свечами в руках, они отправились из Назарета в Иерусалим. Три дня двигалось это торжественное шествие, пока наконец процессия не достигла Иерусалимского храма. Там Богоотроковицу встретил первосвященник Захария со множеством священников и левитов (священнослужители низшего духовного сана у древних евреев).
Введение во храм Пресвятой Богородицы. Тициан. 1534-1538
Крыльцо, ведущее ко храму, состояло из 15 ступеней, по числу степенных псалмов, которые священники и левиты пели на каждой ступени, по одному псалму, при входе во храм. Иоаким и Анна поставили Марию на первую ступень со словами: «Иди, Дочь, к Богу, давшему нам Тебя, к благосердному Владыке. Войди в Господню Церковь – радость и веселие мира». Пресвятая Дева, несмотря на свой возраст, легко преодолела крутые ступени храма.
Первосвященник Захария (отец Иоанна Крестителя) принял Пресвятую Деву и, поцеловав, дал благословение, сказав: «Господь возвеличит имя Твое во всех родах, ибо через Тебя явит Господь в последние дни сынам Израиля Искупителя».
По внушению свыше, Она как одушевленный кивот Божий, была введена им во Святая Святых, куда нельзя было входить ни женщинам, ни священникам.
Лишь один раз в год, в День Очищения (праздник «Йом кипур», 10-й день осеннего месяца Тишри), туда входил первосвященник с жертвенной кровью, приносимой им за себя и за «грехи неведения» всего Израиля.
Конечно, формально ввести маленькую девочку в «Святая святых» было вопиющим нарушением Закона благочестия древних иудеев. Поэтому все присутствовавшие в храме удивились этому необыкновенному событию.
Трехлетняя Мария, по введении во храм, была помещена в обитель девственниц, существовавшую при храме с древних времен. Старшие девицы обучали Ее чтению священных книг и женским рукоделиям. По назначению первосвященника Она имела особенное место для чтения, рукоделья и отдохновения, в святилище же входила только для молитвы.
“Отрочество Богоматери”. Франсиско Сурбаран. 1660
Порядок Ее жизни в храме, между прочим, описал блаженный Иероним Стридонский в послании к Илиодору. Он отмечает, что Блаженная Дева при церкви вела образ жизни строго упорядоченный. С утра до третьего часа дня Она стояла на молитве, с третьего до девятого часа упражнялась в рукоделии и чтении книг, с девятого часа снова начинала молиться и не прекращала молитвы, пока Ей не являлся Ангел с пищей. Таким образом, Она все более и более возрастала в любви к Богу и восходила от силы в силу. Ее дух Божией благодатью быстро развивался и укреплялся. По мере усовершения Ее молитвы и умножения подвигов трудолюбия, в Ней умножались дары Святого Духа. Вскормленная небесным хлебом и воспитанная Святым Духом, Она промыслительно предуготовлена была к рождению в мир Хлеба Жизни — воплощенного Отчего Слова.
При храме Божием Пресвятая Дева жила около 11 лет. Родители Марии уже умерли. Когда ей исполнилось 14 лет, священники сообщили, что Ей по обычаю надлежит оставить храм и выйти замуж. Но на это Пресвятая Мария ответила, что Она от рождения посвящена Богу и хочет сохранить девство на всю жизнь. Первосвященники не знали, что им делать. Они не могли оставить Марию в храме, когда она достигнет совершеннолетия и так же не могли заставить выйти замуж. В связи с этим первосвященники с молитвою обратились к Богу, прося Его сказать им Свою волю. После одной из молитв к первосвященнику пришел Ангел и сказал: «Захария, собери неженатых мужей колена Иудова из дома Давидова, пусть они принесут с собой посохи. Кому Господь покажет, тот будет хранителем Ее девства». Первосвященник Захария поступил так как было велено: он собрал посохи и со словами «Господи, покажи достойного стать обручником Девы», поставил во Святая Святых. И в один из дней он вошел в Святая Святых и увидел, что посох старца Иосифа, который был плотником и дальним родственником Пречистой Девы Марии, расцвел и на нем сидела голубица. Голубица взлетела и стала кружиться над головой Иосифа. Первосвященник Захария подал посох плотнику и сказал: «Ты примешь Деву и будешь хранить Ее». После сего и произошло обручение.
Никола Луар. “Обручение Марии и Иосифа”
Духовное значение праздника
Подобно всем великим праздникам, Введение во храм Пресвятой Богородицы является одним из этапов пути Домостроительства Божия, и ступенью постижения его человеческой душой.О событии Введения во храм Пресвятой Богородицы можно говорить и как о символе, предзнаменовании, божественном намёке на великое грядущее событие Рождества Христова. Маленькая девочка Мария, удостоилась великой чести – войти в ту часть Храма, которая называлась у древних иудеев «Святая святых». Введение во храм Пресвятой Богородицы явилось приготовлением Марии к тому, чтобы дать жизнь Богу на Земле, стать Его Матерью.
Святая Святых – самое сокровенное место Скинии собрания (походного храма иудеев), а затем и Иерусалимского храма. Место принесения жертвоприношений и хранения Ковчега Завета. Этим именем обозначалась внутренняя часть Скинии собрания, отделённая от внешнего помещения завесой, в которой находился Ковчег Завета (рядом с Ковчегом хранился свиток Торы, написанный самим Моисеем, а также сосуд с манной, расцветший жезл Аарона и елей помазания). В Иерусалимском храме, в Святая святых располагался Камень Основания (или Краеугольный камень) Храмовой горы, над которым сейчас стоит мусульманская мечеть Куббат-ас-Сахра (Купол Скалы) – считается, что с него Господь начал Сотворение мира. У иудеев считалось, что это место, где физически ощущается присутствие Божье.
Иерусалимский храм, восстановленный после Вавилонского плена, называли Вторым храмом. Он по размерам и великолепию уступал первому храму Соломона, и, что самое главное, в нем не было Ковчега Завета, главной святыни иудеев, – она исчезла.
Ковчег завета (по гречески «кивот») – ковчег, в котором хранились каменные Скрижали Завета с Десятью заповедями. Считается также, что в Ковчеге хранилось и непроизносимое Имя Бога.
Ковчег Завета
Ковчег располагался в Святая святых Скинии собрания, затем — в Святая святых Иерусалимского храма.
После разрушением Иерусалимского Храма Навуходоносором в 586 году до н. э. Ковчег Завета исчез. Что случилось с этой святыней в дальнейшем – одна из наибольших загадок истории.
В Апокалипсисе Иоанна Богослова говорится о возвращении Ковчега Завета в Храм во время Второго Пришествия Иисуса Христа (ср. Отк.11:16-19).
Пророки предрекали этому Второму храму славу бо́льшую, чем была у первого: «Внезапно придет в Церковь свою Господь, Которого вы ищете, и Ангел Завета, которого вы ждете». Но шли годы, ничего не происходило, Святая Святых, место где некогда хранился «Ковчег Завета» пребывало пустым.
То, что «Святая Святых» в это время не имело Ковчега Завета с его священными принадлежностями, как бы свидетельствовало об окончании некоего этапа духовной истории, оно пребывало пустым в ожидании знамений дальнейших мистических судеб человечества.
Девочка Мария стала Новым Кивотом Божиим. И Ей было суждено послужить делу Божественного замысла.
В пустующее Святая Святых храма, главного священного центра религиозной жизни, вводится Дева Мария и человек сам становится Божиим храмом. Ее тело есть храм, Чистота ее души и ее верность Богу – плод усердного стремления к святости поколений еврейских праведников до Нее, их ожиданий спасения. Дева Мария становится источником спасения и соединения людей с Богом.
Со дня Своего рождения Она была избранницей Божией, таинницей и домом Божественной благодати. С самого детства Она носила в Себе всю возможность человеческого спасения и неисчерпаемое богатство благодати, которое еще не было явлено миру. И только праведные Иоаким и Анна, для которых рождение Пресвятой Девы было связано с исполнением их сокровенных чаяний и горячих молитв, предчувствовали значение Новорожденной для спасения человечества.
Но плотского рождения Пресвятой Девы было недостаточно, чтобы стать Матерью Божией, ибо предстоящая Царю неба и земли Она, “превознесенная превыше всех тварей небесных и земных”, была дочерью человеческой, соестественной всем нам дочерью Адамовой. Чтобы стать Матерью Сына Божия, Она должна была открыть свободно Свое сердце благодати, добровольно выйти из мира греха и смерти, отказаться от земных привязанностей и добровольно избрать для Себя чуждый сознанию ветхозаветного человечества путь приснодевства. Это как бы второе духовное рождение Богоматери и вместе с тем явление Ее миру, подобное явлению после крещения народу Иисуса Христа. Именно добровольная отдача Себя Богу в большей степени, чем плотское рождение, дает возможность почувствовать и осознать вселенское значение Богоматери.
Божия Матерь, будучи чистой жертвой Богу, – великий пример для следующих по этому пути, а также скорая Помощница и Молитвенница за них. Только молитва к Божией Матери, Ее помощь и предстательство могут сохранить всех идущих по этому пути от соблазнов и падений.
Она именуется Одигитрией, то есть Путеводительницей. В день Введения во храм Пресвятой Богородицы, величая Ее, как “честнейшую и славнейшую горних воинств Деву, Пречистую Богородицу”, мы, заканчивая канон праздника, обращаемся к Ней с молитвой: “Под Твое благоутробие прибегающия верно и покланяющияся благочестно Сыну Твоему, Дево Богородительнице, яко Богу и Господу мира, молися от тли и бед избавити, и всяческих искушений“.
Богослужение праздника, содержание песнопений не только вводят в живое созерцание Пречистой Девы в храме, но и учат прославлять Ее и горячо Ей молиться. Через Нее мы примирились с Богом, и Ее молитвами спасаемся. Она, исполненная благодати Духа, всегда просвещает молящихся Ей присносущным Светом, сообщает им силу свято жить, успокаивает их, защищает и покрывает от всякого зла.
Рождественский пост в самом своем начале как бы в поддержание и укрепление нашей духовной немощи дарит нам чудесный праздник – “Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии”.
Тропарь, глас 4
Днесь благоволения Божия предображение и человеков спасения проповедание, в храме Божии ясно Дева является и Христа всем предвозвещает, Той и мы велегласно возопиим: радуйся, смотрения Зиждителева исполнение.
Кондак, глас 4
Пречистый храм Спасов, многоценный чертог и Дева, священное сокровище славы Божия днесь вводится в дом Господень, благодать совводящи, яже в Дусе Божественнем, юже воспевают Ангели Божии: Сия есть селение небесное.
Величание
Величаем тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтем еже в храм Господень вхождение Твое.
Задостойник, глас 4
Ангели, вхождение Всечистыя зряще, удивишася: како со славою вниде во святая святых? Яко одушевленному Божию кивоту, да никакоже коснется рука скверных, устне же верных Богородице немолчно, глас Ангела воспевающе, с радостию да вопиют: истинно вышши всех еси, Дево Чистая.
Источник: hram-troicy.prihod.ru
ЗИМНЕЕ ЧУДО
Чудеса на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы:
В канун праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы, в ночь с 3 на 4 декабря, около полуночи, на несколько минут, невзирая на любой мороз, распускаются все вербы (фото)
Как в праздник Входа Господня в Иерусалим мы встречаем Господа нашего с распустившимися вербочками, так и Преблагословенную Деву Богородицу прославляют не только ангелы и люди, но и зимняя природа.
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения
Чт Ноя 25, 2021 5:43 am автор Admin
» Хам. За что?
Чт Ноя 25, 2021 5:21 am автор Admin
» Стихи разные.
Вт Июл 06, 2021 12:20 pm автор Admin
» Цитаты разных людей.
Пн Ноя 23, 2020 6:01 pm автор Admin
» Это интересно.
Сб Сен 19, 2020 9:58 am автор Admin
» Кураев.
Сб Июл 25, 2020 10:19 am автор Тамара
» Интересные соображения.
Чт Июл 23, 2020 1:17 pm автор Тамара
» Украина конечно.
Чт Июн 25, 2020 10:49 am автор Тамара
» Сатана в Церкви
Сб Июн 06, 2020 11:58 pm автор Admin