Православный Календарь
Библия программа
http://www.biblezoom.ru/ полезный продуктИкона дня
Статьи
http://www.proza.ru/avtor/afanasii2Добро и зло.
Участников: 4
Страница 1 из 3
Страница 1 из 3 • 1, 2, 3
Re: Добро и зло.
Вот человек решил приобщиться к благому делу и создал благотворительную организацию. Собирает и распределяет деньги. Что бы эти деньги работали наиболее эффективно, отлаживает специальные механизмы управления их потоками. Всё более больных получают необходимую помощь, а человек этот почему-то всё более и более начинает беспокоиться о судьбе своей души. И, как ни странно, угрозу видит в этой своей эффективной благотворительной деятельности.
Почему? Может он неправ?
Почему? Может он неправ?
Re: Добро и зло.
Интересно. Беспокойство о спасении своей души - это хорошо, хуже, если его нет. Угроза в эффективной благотворительной деятельности - чувствует, что из-за нее ему труднее бороться с гордыней? Или как-то влияет на сострадание, боится некоторого "профессионального цинизма" (если его появление возможно в этой сфере)? То, что беспокоится - хорошо. Что и как с этим делать - наверное, тут нужен совет священника, духовно опытного человека, имеющего опыт успешной благотворительной деятельности.
Ольга 79- Сообщения : 608
Дата регистрации : 2014-05-07
Re: Добро и зло.
Так значит это может быть? Добро обращается в зло.Ольга 79 пишет:...тут нужен совет священника, духовно опытного человека, имеющего опыт успешной благотворительной деятельности.
А вот другой пример. Человек молится, уходит в леса, повторяет всё, что делали в таких случаях подвижники Иисусовой молитвы, но..... чувствует, что теряет веру в Бога.
Может молитва рождать зло?
Re: Добро и зло.
Не знаю, как-то не формулируется. С одной стороны, где-то слышала выражение, что зло - это искажение добра. Получается, что если добро искажается, оно перестает быть добром, становится злом.
С другой стороны, зло - это отпадение от добра. Игумен Иларион (Алфеев) Таинство веры. Введение в православное догматическое богословие. Происхождение зла http://azbyka.ru/hristianstvo/dogmaty/alfeev_tainstvo_veru_21g-all.shtml :
У А.И. Осипова http://azbyka.ru/vera_i_neverie/o_prirode_zla/1g25-all.shtml это как синонимы:
Возможно, дело не столько в добрых делах самих по себе, а в отношении к ним? Неправильное отношение к благотворительности, к молитве приносят вред.
Хотя, неправильная молитва - это уже, наверное, не молитва и, точно, не добро с самого начала.
Анатолий, каково Ваше мнение по Вашим вопросам?
С другой стороны, зло - это отпадение от добра. Игумен Иларион (Алфеев) Таинство веры. Введение в православное догматическое богословие. Происхождение зла http://azbyka.ru/hristianstvo/dogmaty/alfeev_tainstvo_veru_21g-all.shtml :
... "Зло, – пишет святитель Василий Великий, – не живая одушевленная сущность, но состояние души, противное добродетели и происходящее... через отпадение от добра. Поэтому не ищи зла вовне, не представляй себе, что есть какая-то первородная злая природа, но каждый пусть признает самого себя виновником собственного злонравия". ...
У А.И. Осипова http://azbyka.ru/vera_i_neverie/o_prirode_zla/1g25-all.shtml это как синонимы:
Зло явилось искажением добра, нарушением добра, отступлением от добра.
Возможно, дело не столько в добрых делах самих по себе, а в отношении к ним? Неправильное отношение к благотворительности, к молитве приносят вред.
Хотя, неправильная молитва - это уже, наверное, не молитва и, точно, не добро с самого начала.
Анатолий, каково Ваше мнение по Вашим вопросам?
Ольга 79- Сообщения : 608
Дата регистрации : 2014-05-07
Re: Добро и зло.
На самом деле думаю добро в зло превратиться не может. Ведь что такое добро в христианском смысле? Это то, что ведёт нас к Богу. А Зло, это то, что нас от этого пути отвлекает.
И это всё происходит в нашем сердце, а не где-то во вне "вот, оно здесь, или: вот, там". Не случайно Христос говорит о Царстве Божием именно "внутрь вас".
И значит и молитва не может быть вредной, если это действительно молитва, а не лукавое сотрясение воздуха. Тут мы вспоминаем Авеля и Каина и через них отличаем добро и зло.
И ещё скажу пожалуй. Любое дело может быть молитвой и вести нас в Царствие Небесное. И любое дело может нас от Него удалять, если оно не делается ради Бога.
И ещё. Делая добро людям, мы делаем добро Богу, следуем путем Христа.
И это всё происходит в нашем сердце, а не где-то во вне "вот, оно здесь, или: вот, там". Не случайно Христос говорит о Царстве Божием именно "внутрь вас".
И значит и молитва не может быть вредной, если это действительно молитва, а не лукавое сотрясение воздуха. Тут мы вспоминаем Авеля и Каина и через них отличаем добро и зло.
И ещё скажу пожалуй. Любое дело может быть молитвой и вести нас в Царствие Небесное. И любое дело может нас от Него удалять, если оно не делается ради Бога.
И ещё. Делая добро людям, мы делаем добро Богу, следуем путем Христа.
Re: Добро и зло.
Вот всвязи с понятиями добра и зла хотелось бы рассмотреть вот такую коллизию:
Находим в Библии слова "«Ворожеи не оставляй в живых». 19 Всякий скотоложник да будет предан смерти. 20 Приносящий жертву богам, кроме одного Господа, да будет истреблен. (Исх. 22)
«Так говорит Господь Саваоф: Теперь иди и порази Амалика, и истреби всё, что у него; и не давай пощады ему, но предай смерти от мужа до жены, от отрока до грудного младенца, от вола до овцы, от верблюда до осла» (1 Цар. 15:3).
Моисей говорит во Второзаконии: «Если найден будет кто лежащий с женою замужнею, то должно предать смерти обоих: и мужчину, лежавшего с женщиною, и женщину; и так истреби зло от Израиля. Если будет молодая девица обручена мужу, и кто-нибудь встретится с нею в городе и ляжет с нею, то обоих их приведите к воротам того города, и побейте их камнями до смерти: отроковицу за то, что она не кричала в городе, а мужчину за то, что он опорочил жену ближнего своего; и так истреби зло из среды себя. Если же кто в поле встретится с отроковицею обрученною и, схватив ее, ляжет с нею, то должно предать смерти только мужчину, лежавшего с нею, а отроковице ничего не делай; на отроковице нет преступления смертного: ибо это то же, как если бы кто восстал на ближнего своего и убил его; ибо он встретился с нею в поле, и хотя отроковица обрученная кричала, но некому было спасти ее» (Втор.22:22–27).
Разве Бог, который есть любовь, может велеть идти и убивать грешников, если Сам послал Сына своего ради спасения их?
Или просто мы что-то и не так понимаем?
Находим в Библии слова "«Ворожеи не оставляй в живых». 19 Всякий скотоложник да будет предан смерти. 20 Приносящий жертву богам, кроме одного Господа, да будет истреблен. (Исх. 22)
«Так говорит Господь Саваоф: Теперь иди и порази Амалика, и истреби всё, что у него; и не давай пощады ему, но предай смерти от мужа до жены, от отрока до грудного младенца, от вола до овцы, от верблюда до осла» (1 Цар. 15:3).
Моисей говорит во Второзаконии: «Если найден будет кто лежащий с женою замужнею, то должно предать смерти обоих: и мужчину, лежавшего с женщиною, и женщину; и так истреби зло от Израиля. Если будет молодая девица обручена мужу, и кто-нибудь встретится с нею в городе и ляжет с нею, то обоих их приведите к воротам того города, и побейте их камнями до смерти: отроковицу за то, что она не кричала в городе, а мужчину за то, что он опорочил жену ближнего своего; и так истреби зло из среды себя. Если же кто в поле встретится с отроковицею обрученною и, схватив ее, ляжет с нею, то должно предать смерти только мужчину, лежавшего с нею, а отроковице ничего не делай; на отроковице нет преступления смертного: ибо это то же, как если бы кто восстал на ближнего своего и убил его; ибо он встретился с нею в поле, и хотя отроковица обрученная кричала, но некому было спасти ее» (Втор.22:22–27).
Разве Бог, который есть любовь, может велеть идти и убивать грешников, если Сам послал Сына своего ради спасения их?
Или просто мы что-то и не так понимаем?
Re: Добро и зло.
Где-то читала, что в том духовном состоянии человечества, строгость Ветхого Завета была необходимым воспитательным средством - иное бы не поняли и развратились безвозвратно.
Сегодня такой ответ нашла:
протоиерей Сергий Демьянов http://hrampg.ru/voprosy_nastoyatelu/vethiy-zavet/ (фрагмент ответа)
Сегодня такой ответ нашла:
протоиерей Сергий Демьянов http://hrampg.ru/voprosy_nastoyatelu/vethiy-zavet/ (фрагмент ответа)
... Телесная смерть человека – это расплата, наказание, епитимья, наложенная Господом на род человеческий за преступление заповеди Божией. Причем это вольный выбор самого человека, ведь еще до грехопадения Господь предупреждал Адама: не делайте этого – смертию умрете. Как в свое время Адам, так и мы, живущие сегодня на земле, почему-то уверены, что за грех мы не понесем никакого существенного наказания, ни в жизни сей, ни в жизни будущего века, ведь Господь милосерд, человеколюбив, значит, просто так все простит. Это самообман. Что в текстах Ветхого Завета, что в текстах Нового Завета Господь многократно через пророков, через Сына Своего Единародного, через апостолов возвещает нам о страданиях, ожидающих грешников. Милосердие и человеколюбие Божие проявляется в Его готовности простить КАЮЩЕГОСЯ грешника, т.е. человека, жаждущего жить по Богу, по совести. И многократно видим в текстах Ветхого и Нового Завета как гнев Божий сменяется на милость, когда люди приносят покаяние. Но Ветхий Завет имеет и принципиальное отличие от Нового Завета, которое при этом не разъединяет, а соединяет их. Апостол Павел пишет о законе Моисея: «… но когда пришла заповедь, то грех ожил, а я умер; и таким образом заповедь, данная для жизни, послужила мне к смерти» (Рим 7, 9-10). Закон Моисея был дан человеку с целью, чтобы, во первых, человек осознал что есть грех; во вторых, что грех всегда влечет за собой страдания, болезни и смерть; в третьих, чтобы люди испытали глубокую потребность во спасении от греха, во СПАСИТЕЛЕ и, в четвертых, подтверждалось обетование, данное Богом еще Адаму и Еве при изгнании их из рая, что Господь не оставит человеческий род и пошлет Спасителя. Новый Завет Господь заключил с человеком для жизни, а не для смерти. «Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем.» (Ин 3, 36). Но и здесь Господь напоминает об участи нераскаянных грешников. Сегодня Господь долготерпит о нас. «Не медлит Господь…но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» (2 Пет 3, 9) оставляя без видимого наказания здесь на земле многих тяжких грешников. Иначе было в Ветхом Завете. Как я уже говорил, человеку воочию необходимо было осознать пагубность греха, поэтому расплата даже в виде страшной телесной смерти многократно присутствует на страницах Ветхого Завета, причем такое наказание было способом вразумить и самих израильтян, что подобное ожидает и их в случае отступления от Господа. Длительность жизни на земле в ветхозаветные времена не имела принципиального значения, ведь Спаситель еще не пришел и все, живущие на земле сходили во ад, иначе в новозаветные времена, ведь покаяние действенно только в земной жизни человека. Страшная телесная смерть в Ветхом Завете готовила более лучшую участь убитым, чем нераскаянным грешникам Нового Завета, может быть и умерших своею смертью. «Сказываю вам, что Содому в день оный будет отраднее, нежели городу тому. Горе тебе, Хоразин! Горе тебе, Вифсаида! ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они, сидя во вретище и пепле, покаялись; но и Тиру и Сидону отраднее будет на суде, нежели вам.» (Лк 10, 12-14). Войны, благословленные Господом в Ветхом Завете, говорят не о жестокости его к человеку, а о неприятии Богом нашей греховной жизни и невозможности иным путем научить человека пагубности греха. Выход Моисея с евреями из Египта в землю обетованную символизирует нашу жизнь здесь на земле, когда желающий спастись должен во всей полноте предать свою волю в руки Божии и следовать тесным пустынным путем в горний Иерусалим. Наша жизнь на земле – это поле брани за жизнь вечную против греха в наших сердцах.
Ольга 79- Сообщения : 608
Дата регистрации : 2014-05-07
Re: Добро и зло.
Да. Конечно добро во зло перейти не может, но......
Но зло постоянно стремится его собой подменить. И вот пример из жизни медицины. После больницы мне предписывалось стать на учет к кардиологу. Получив в регистратуре талончик, я стал в очередь к врачу высшей категории С. Проникнув со своей выпиской в кабинет, я к своему вящему удивлению получил бурю возмущения по поводу того, что к ней сегодня все сговорились и идут и идут с инфарктами. "Я за всю жизнь такого не видела, они издеваются что-ли? Выйдите из кабинета, мне надо на компьютере работать ещё 15 минут. " Поняв, что мне вежливо продемонстрировали все прелести наших будущих взаимоотношений, я записался на другой день к другому врачу. Другой врач В оказалась, женщиной весьма в годах но специалистом со стажем. Выписав мне лекарства, которые к моему вящему удивлению оказались бесплатными, (в аптеке они составили треть моей пенсии) выдала мне талончик с пометкой ЭКГ и 11-00. Это должно означать, по её словам, что она примет меня раньше всех и раньше урочного времени, чтобы я не ждал в очереди, но перед этим я должен сделать ЭКГ в кабинете рядом.
Воодушевлённый таким благостным поворотом, я удалился домой с чувством тихой радости и умиротворения.
Но враг рода человеческого оказывается всё это время только ухмылялся. Он приготовил пилюлю из своей "аптеки".
Сунувшись в соседний кабинет со своим талончиком я получил от ворот поворот.
- "Дайте талон".
Протягиваю.
- "Нет вы дайте мне талон который ко мне."
Лёгкий ступор, мне никто не сказал, что я должен ещё какой-то талон взять где-то.
- Вы понимаете, что я не могу вас принять без талона и мне за него платят.
Последний аргумент был мне понятен и я ретировался в регистратуру. Но не тут-то было. Девушка в окошке, к которому я отстоял немалую очередь талончик мне не дала. Вежливо, но настойчиво адресовав меня к двум терминалам. Такие жестяные штуки, в них можно записаться на прием к врачу заранее. Терминалы мне талончики выдавать тоже отказались на том основании, что они выдают их только для тех случаяев, если кто записывается заранее. А я не заранее, я сейчас. Из общения с толпящимися вокруг регистратуры народами я узнал, что мне нужен талон т.н. живой очереди. Статус этого талона в том, что человек сидит и ждёт, когда все записавшиеся к врачу заранее пройдут и в оставшееся до конца рабочего времени (если оно конечно останется) его примут.
Лихо! Вот так "приходи приму тебя раньше всех, чтобы не сидел в очереди".
Опять к окошечку.
- Страховой полис!
Не взял, полагая, что раз мне уже назначено, то..... И зачем я что-то полагал? Зачем человеку вообще дано что-то думать? Наверное для того, чтобы он всегда ошибался.
- Страховой полис! С возмущением и презрением в голосе.
Втянув голову в плечи и согнушись от стыда побрёл к кабинету врача, понимая, что сейчас ещё огребу за то, что пришёл без ЭКГ.
К моему счастью В взяла меня за рукав сама отвела меня в соседний кабинет и всё разрешилось без маленького клочка бумажки под названием ТАЛОН.
Бедные, бедные люди в белых халатах! Как же сатана их перекрутил! Пришли в профессию с благими мыслями и....... подпали под пресс диавола в лице анитидушевной платной медицины.
Нам молиться за них.
Но зло постоянно стремится его собой подменить. И вот пример из жизни медицины. После больницы мне предписывалось стать на учет к кардиологу. Получив в регистратуре талончик, я стал в очередь к врачу высшей категории С. Проникнув со своей выпиской в кабинет, я к своему вящему удивлению получил бурю возмущения по поводу того, что к ней сегодня все сговорились и идут и идут с инфарктами. "Я за всю жизнь такого не видела, они издеваются что-ли? Выйдите из кабинета, мне надо на компьютере работать ещё 15 минут. " Поняв, что мне вежливо продемонстрировали все прелести наших будущих взаимоотношений, я записался на другой день к другому врачу. Другой врач В оказалась, женщиной весьма в годах но специалистом со стажем. Выписав мне лекарства, которые к моему вящему удивлению оказались бесплатными, (в аптеке они составили треть моей пенсии) выдала мне талончик с пометкой ЭКГ и 11-00. Это должно означать, по её словам, что она примет меня раньше всех и раньше урочного времени, чтобы я не ждал в очереди, но перед этим я должен сделать ЭКГ в кабинете рядом.
Воодушевлённый таким благостным поворотом, я удалился домой с чувством тихой радости и умиротворения.
Но враг рода человеческого оказывается всё это время только ухмылялся. Он приготовил пилюлю из своей "аптеки".
Сунувшись в соседний кабинет со своим талончиком я получил от ворот поворот.
- "Дайте талон".
Протягиваю.
- "Нет вы дайте мне талон который ко мне."
Лёгкий ступор, мне никто не сказал, что я должен ещё какой-то талон взять где-то.
- Вы понимаете, что я не могу вас принять без талона и мне за него платят.
Последний аргумент был мне понятен и я ретировался в регистратуру. Но не тут-то было. Девушка в окошке, к которому я отстоял немалую очередь талончик мне не дала. Вежливо, но настойчиво адресовав меня к двум терминалам. Такие жестяные штуки, в них можно записаться на прием к врачу заранее. Терминалы мне талончики выдавать тоже отказались на том основании, что они выдают их только для тех случаяев, если кто записывается заранее. А я не заранее, я сейчас. Из общения с толпящимися вокруг регистратуры народами я узнал, что мне нужен талон т.н. живой очереди. Статус этого талона в том, что человек сидит и ждёт, когда все записавшиеся к врачу заранее пройдут и в оставшееся до конца рабочего времени (если оно конечно останется) его примут.
Лихо! Вот так "приходи приму тебя раньше всех, чтобы не сидел в очереди".
Опять к окошечку.
- Страховой полис!
Не взял, полагая, что раз мне уже назначено, то..... И зачем я что-то полагал? Зачем человеку вообще дано что-то думать? Наверное для того, чтобы он всегда ошибался.
- Страховой полис! С возмущением и презрением в голосе.
Втянув голову в плечи и согнушись от стыда побрёл к кабинету врача, понимая, что сейчас ещё огребу за то, что пришёл без ЭКГ.
К моему счастью В взяла меня за рукав сама отвела меня в соседний кабинет и всё разрешилось без маленького клочка бумажки под названием ТАЛОН.
Бедные, бедные люди в белых халатах! Как же сатана их перекрутил! Пришли в профессию с благими мыслями и....... подпали под пресс диавола в лице анитидушевной платной медицины.
Нам молиться за них.
Re: Добро и зло.
Да, молиться надо.
Часто посещают мысли, что чтобы лечиться бесплатно, надо быть очень здоровым человеком - бесконечные очереди, подпиши там, возьми справку тут, это не так оформлено ... .
Но вот с профосмотрами, диспансеризацией у нас сейчас красота - медперсоналу за них доплачивают. Идешь по больнице с карточкой, тут же вылавливают: "Сколько лет? Пройди медосмотр, пожалуйста". Даже спасибо сказали, когда прошла.)
Часто посещают мысли, что чтобы лечиться бесплатно, надо быть очень здоровым человеком - бесконечные очереди, подпиши там, возьми справку тут, это не так оформлено ... .
Но вот с профосмотрами, диспансеризацией у нас сейчас красота - медперсоналу за них доплачивают. Идешь по больнице с карточкой, тут же вылавливают: "Сколько лет? Пройди медосмотр, пожалуйста". Даже спасибо сказали, когда прошла.)
Ольга 79- Сообщения : 608
Дата регистрации : 2014-05-07
Re: Добро и зло.
Вот уже и не человек перед медиком, а источник зарплаты. И тогда где тут благо?Ольга 79 пишет:Даже спасибо сказали
Re: Добро и зло.
Все-таки, нас лечат.
Не знаю каким образом, но, по-моему, всю систему менять надо. Зарплата у медперсонала копеечная, работа тяжелейшая и физически, и морально (больные люди часто раздражительные), чтобы на жизнь заработать им приходится работать с перегрузками, брать дежурства, гробить здоровье.
А для пациента пока есть обширное поле для воспитания терпения, сострадания (врачи тоже физически болеют, но часто и больные работают, потому что заменить их не кем - в бесплатную медицину на гроши молодёжь не рвется), прощения, несения тягот ближнего.
Прихожу в больницу с настроем, что буду вежливой, не раздражаться, приветливо разговаривать с медперсоналом и пациентами, не злиться на тех, кто без очереди лезет, зря время не тратить, в очереди молиться. Но надолго меня не хватает.
Не знаю каким образом, но, по-моему, всю систему менять надо. Зарплата у медперсонала копеечная, работа тяжелейшая и физически, и морально (больные люди часто раздражительные), чтобы на жизнь заработать им приходится работать с перегрузками, брать дежурства, гробить здоровье.
А для пациента пока есть обширное поле для воспитания терпения, сострадания (врачи тоже физически болеют, но часто и больные работают, потому что заменить их не кем - в бесплатную медицину на гроши молодёжь не рвется), прощения, несения тягот ближнего.
Прихожу в больницу с настроем, что буду вежливой, не раздражаться, приветливо разговаривать с медперсоналом и пациентами, не злиться на тех, кто без очереди лезет, зря время не тратить, в очереди молиться. Но надолго меня не хватает.
Ольга 79- Сообщения : 608
Дата регистрации : 2014-05-07
Re: Добро и зло.
В излечении от гедонизма: http://www.pravmir.ru/pro-gedonizm/Admin пишет:Вот уже и не человек перед медиком, а источник зарплаты. И тогда где тут благо?
Ольга 79- Сообщения : 608
Дата регистрации : 2014-05-07
Re: Добро и зло.
Зло не от Бога и не в Боге, его не было в начале и нет у него какой-либо сущности, но люди сами, с утратою представления о добре, по своему произволу стали примышлять и воображать не сущее. Святитель Афанасий Великий
Веруй, что зло не имеет ни особой сущности, ни царства, что оно не безначально, не самобытно, не сотворено Богом, но есть наше дело, и дело лукавое, и произошло в нас от нашего нерадения, а не от Творца.
Есть зло по отношению к нашему восприятию и по самой природе. Зло по природе зависит от нас самих: несправедливость, невежество, лень, зависть, убийства, отравы, обманы и тому подобные пороки, которые оскверняют душу, сотворенную по образу Создавшего ее, помрачают ее красоту. Злом называем мы и то, что для нас тягостно и неприятно, как, например, болезнь и язвы телесные, недостаток в необходимом, бесславие, потерю имения, лишение родных, что благой Господь посылает для нашей пользы. Богатство отнимает Он у тех, кто плохо им пользуется, подвергаясь другим порокам. Болезни посылает тем, для кого полезнее иметь узы, чем беспрепятственно стремиться к греху. Смерть приходит, когда кончится срок жизни, от начала назначенный каждому по праведному суду Бога, Который предвидит, что для каждого полезно. Голод, засуха и чрезмерные дожди – это общие бедствия для городов и народов, наказывающие за чрезмерное развращение. Как врач благодетельствует несмотря на то, что причиняет боль телу, потому что борется с болезнью, а не с больным, так и Бог благ, когда частными наказаниями устраивает спасение в целом. Святитель Григорий Богослов
Многие, по своим ошибочным мнениям, считают вредом (и злом) для нашего достоинства разное: одни - бедность, другие – болезнь, или потерю имения, или злословие, или смерть, и непрестанно об этом сокрушаются и плачут. Но никто не плачет о живущих нечестиво и, что всего хуже, часто даже называют их счастливыми, а это бывает причиной всех зол. Святитель Иоанн Златоуст
«Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Рим. 12:21). Нет ни одного зла существенного: всякое существо само по себе есть добро, и зла как такового – если определить, в ком бы оно могло быть вмещено,- нет на свете.
Оно всегда есть в вещи доброй, как грех в человеке, и всегда в вещи доброй происходит не по естеству вещи, но по случаю, по отклонению от существа, от настоящего порядка - такие заблуждения и есть зло...
Добро и зло нельзя определить чувствами. Не можем мы их ни увидеть, ни услышать, ни обонять, ни вкусить, ни осязать. Ибо добро и зло не есть вещи телесные и видимые. Добро есть действие, сходное с истиной закона, а зло - противоположное ему. Их можно понять одной только мыслью, одним разумом. Чем мысль просвещеннее, чем разум основательнее, тем понятие о добре и зле менее погрешительно. И следовать чувствам в этом случае – значит просвещенную мысль приводить в замешательство и разум сводить с настоящего его пути.
Отчего же в мире многое кажется вредным, например змеи, ядовитые травы, болезни, или непостоянным, когда обогащаются грешники, нищенствуют и страдают праведники, счастье переходит от одного к другому, приходят безвременные непогоды; много как будто случайного, когда, например, человек случайно убивает человека или и самого себя, когда внезапно бессильный совершает большое дело или, напротив, храбрый нечаянно ослабевает,- откуда все это?
Искать оправдания на все эти случаи есть ничто иное, как хотеть точно узнать тайную Божию волю, по которой Он все совершает, однако можно подыскать несколько достоверных ответов. Во-первых, при всяком событии, которое нам кажется противным порядку и вредным, или и при всякой такой же вещи нужно без сомнения помнить, что это сделалось не случайно, не безрассудно, но по великой надобности и по правде, хотя мы ее не знаем, но Бог знает и по своей мудрости все устраивает. Например, то, что был продан Иосиф, кажется нам незакономерным, но если смотреть со стороны Божией, оно очень обусловлено, как то показало самое событие. То же самое казалось и при распятии Сына Божия. И такие видимые непорядки Бог попускает потому, что и те, которые совершили беззакония, заслужили это своими грехами, и чтобы это же их злое дело обратить в добро. Во-вторых, Он попускает, к примеру, многим праведникам быть в бесчестии, в нищете и скорбях, а вместо того дает им спокойную совесть, терпеливый дух, надежное сердце, богатство благодати, а грешникам попускает быть в благоденствии и почете, не давая, напротив, никакого внутреннего утешения. В-третьих, Бог насылает болезни, непогоды, бесплодия с двояким намерением: или чтобы нас такими несчастиями смирить и возвратить к Своему дому, или чтобы праведно наказать нас за грехи. В-четвертых, то, что звери и змеи вредят человеку, можно считать виной греха, по которому отнята почти вся власть, которая прежде была дана человеку над землей, да еще и то сказать можно, что человеку дан разум, с помощью которого он может без вреда миновать всякого зверя. Так, например, есть многие животные, которые без всякого разума узнают, что им полезно есть и что вредно; как же можно жаловаться человеку, если он, имея разум, от своего безумия повредится? А к тому же почта все вредные вещи другим вещам полезны и содействуют благоустройству мира. В-пятых, наконец, поистине можно заключить, что все вещи и все Дела совершаются Богом весьма закономерно, полезно и с надлежащей целью, хотя нам иногда кажется иначе. Поистине мы не можем понять всех Божиих тайн, да и не нужно любопытствовать о них; довольно знать,что все делается праведно. Платон, митрополит Московский
Веруй, что зло не имеет ни особой сущности, ни царства, что оно не безначально, не самобытно, не сотворено Богом, но есть наше дело, и дело лукавое, и произошло в нас от нашего нерадения, а не от Творца.
Есть зло по отношению к нашему восприятию и по самой природе. Зло по природе зависит от нас самих: несправедливость, невежество, лень, зависть, убийства, отравы, обманы и тому подобные пороки, которые оскверняют душу, сотворенную по образу Создавшего ее, помрачают ее красоту. Злом называем мы и то, что для нас тягостно и неприятно, как, например, болезнь и язвы телесные, недостаток в необходимом, бесславие, потерю имения, лишение родных, что благой Господь посылает для нашей пользы. Богатство отнимает Он у тех, кто плохо им пользуется, подвергаясь другим порокам. Болезни посылает тем, для кого полезнее иметь узы, чем беспрепятственно стремиться к греху. Смерть приходит, когда кончится срок жизни, от начала назначенный каждому по праведному суду Бога, Который предвидит, что для каждого полезно. Голод, засуха и чрезмерные дожди – это общие бедствия для городов и народов, наказывающие за чрезмерное развращение. Как врач благодетельствует несмотря на то, что причиняет боль телу, потому что борется с болезнью, а не с больным, так и Бог благ, когда частными наказаниями устраивает спасение в целом. Святитель Григорий Богослов
Многие, по своим ошибочным мнениям, считают вредом (и злом) для нашего достоинства разное: одни - бедность, другие – болезнь, или потерю имения, или злословие, или смерть, и непрестанно об этом сокрушаются и плачут. Но никто не плачет о живущих нечестиво и, что всего хуже, часто даже называют их счастливыми, а это бывает причиной всех зол. Святитель Иоанн Златоуст
«Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Рим. 12:21). Нет ни одного зла существенного: всякое существо само по себе есть добро, и зла как такового – если определить, в ком бы оно могло быть вмещено,- нет на свете.
Оно всегда есть в вещи доброй, как грех в человеке, и всегда в вещи доброй происходит не по естеству вещи, но по случаю, по отклонению от существа, от настоящего порядка - такие заблуждения и есть зло...
Добро и зло нельзя определить чувствами. Не можем мы их ни увидеть, ни услышать, ни обонять, ни вкусить, ни осязать. Ибо добро и зло не есть вещи телесные и видимые. Добро есть действие, сходное с истиной закона, а зло - противоположное ему. Их можно понять одной только мыслью, одним разумом. Чем мысль просвещеннее, чем разум основательнее, тем понятие о добре и зле менее погрешительно. И следовать чувствам в этом случае – значит просвещенную мысль приводить в замешательство и разум сводить с настоящего его пути.
Отчего же в мире многое кажется вредным, например змеи, ядовитые травы, болезни, или непостоянным, когда обогащаются грешники, нищенствуют и страдают праведники, счастье переходит от одного к другому, приходят безвременные непогоды; много как будто случайного, когда, например, человек случайно убивает человека или и самого себя, когда внезапно бессильный совершает большое дело или, напротив, храбрый нечаянно ослабевает,- откуда все это?
Искать оправдания на все эти случаи есть ничто иное, как хотеть точно узнать тайную Божию волю, по которой Он все совершает, однако можно подыскать несколько достоверных ответов. Во-первых, при всяком событии, которое нам кажется противным порядку и вредным, или и при всякой такой же вещи нужно без сомнения помнить, что это сделалось не случайно, не безрассудно, но по великой надобности и по правде, хотя мы ее не знаем, но Бог знает и по своей мудрости все устраивает. Например, то, что был продан Иосиф, кажется нам незакономерным, но если смотреть со стороны Божией, оно очень обусловлено, как то показало самое событие. То же самое казалось и при распятии Сына Божия. И такие видимые непорядки Бог попускает потому, что и те, которые совершили беззакония, заслужили это своими грехами, и чтобы это же их злое дело обратить в добро. Во-вторых, Он попускает, к примеру, многим праведникам быть в бесчестии, в нищете и скорбях, а вместо того дает им спокойную совесть, терпеливый дух, надежное сердце, богатство благодати, а грешникам попускает быть в благоденствии и почете, не давая, напротив, никакого внутреннего утешения. В-третьих, Бог насылает болезни, непогоды, бесплодия с двояким намерением: или чтобы нас такими несчастиями смирить и возвратить к Своему дому, или чтобы праведно наказать нас за грехи. В-четвертых, то, что звери и змеи вредят человеку, можно считать виной греха, по которому отнята почти вся власть, которая прежде была дана человеку над землей, да еще и то сказать можно, что человеку дан разум, с помощью которого он может без вреда миновать всякого зверя. Так, например, есть многие животные, которые без всякого разума узнают, что им полезно есть и что вредно; как же можно жаловаться человеку, если он, имея разум, от своего безумия повредится? А к тому же почта все вредные вещи другим вещам полезны и содействуют благоустройству мира. В-пятых, наконец, поистине можно заключить, что все вещи и все Дела совершаются Богом весьма закономерно, полезно и с надлежащей целью, хотя нам иногда кажется иначе. Поистине мы не можем понять всех Божиих тайн, да и не нужно любопытствовать о них; довольно знать,что все делается праведно. Платон, митрополит Московский
Re: Добро и зло.
[Быт.37:28] и, когда проходили купцы Мадиамские, вытащили Иосифа изо рва и продали Иосифа Измаильтянам за двадцать сребренников; а они отвели Иосифа в Египет.
Что тут было? Было ли зло?
Что тут было? Было ли зло?
Re: Добро и зло.
Добро и зло, рай и ад, существуют не как что-то самостоятельное или награда и наказание со стороны Бога, а как состояния человеческой души - здравие и болезнь.
Иными словами нет зла и нет ада.
Иными словами нет зла и нет ада.
Re: Добро и зло.
И тем не менее мы этот термин используем.Admin пишет:
Иными словами нет зла и нет ада.
Но вот всегда ли адекватно? Всегда ли мы можем определить что есть добро и что есть зло?
Каковы тут критерии?
Re: Добро и зло.
Какой мерой мерить... Человеческим законом и пониманием или через образ благого Бога. Вот и все.
Никодим Скромный- Сообщения : 1028
Дата регистрации : 2014-05-06
Возраст : 50
Откуда : Переславль Залесский
Re: Добро и зло.
О каком человеческом законе речь? Гитлеровские законы подойдут?Никодим Скромный пишет:Какой мерой мерить... Человеческим законом и пониманием или через образ благого Бога. Вот и все.
Образ благого Бога в представлениях разных людей увы разный.
Re: Добро и зло.
Человеческие законы - законы нравственности, выработанные человеческим обществом.
Образ Божий, дан нам через Библию и Евангелие. Какие представления еще могут быть. Другие ложные,по самомнению. Но это уже не истинное понимание Бога.А подстраивание событий под себя.
Образ Божий, дан нам через Библию и Евангелие. Какие представления еще могут быть. Другие ложные,по самомнению. Но это уже не истинное понимание Бога.А подстраивание событий под себя.
Никодим Скромный- Сообщения : 1028
Дата регистрации : 2014-05-06
Возраст : 50
Откуда : Переславль Залесский
Re: Добро и зло.
Вот я и говорю. Человеческие законы нравственности они разные имеются.Никодим Скромный пишет:Человеческие законы - законы нравственности, выработанные человеческим обществом.
Образ то дан, вот только берём мы его все по разному. Даже христиане разошлись в своих пониманиях.Образ Божий, дан нам через Библию и Евангелие.
Re: Добро и зло.
[Быт.37:28] и, когда проходили купцы Мадиамские, вытащили Иосифа изо рва и продали Иосифа Измаильтянам за двадцать сребренников; а они отвели Иосифа в Египет.
Что тут было? Было ли зло? Как определить?
Что тут было? Было ли зло? Как определить?
Страница 1 из 3 • 1, 2, 3
Страница 1 из 3
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения
Чт Ноя 25, 2021 5:43 am автор Admin
» Хам. За что?
Чт Ноя 25, 2021 5:21 am автор Admin
» Стихи разные.
Вт Июл 06, 2021 12:20 pm автор Admin
» Цитаты разных людей.
Пн Ноя 23, 2020 6:01 pm автор Admin
» Это интересно.
Сб Сен 19, 2020 9:58 am автор Admin
» Кураев.
Сб Июл 25, 2020 10:19 am автор Тамара
» Интересные соображения.
Чт Июл 23, 2020 1:17 pm автор Тамара
» Украина конечно.
Чт Июн 25, 2020 10:49 am автор Тамара
» Сатана в Церкви
Сб Июн 06, 2020 11:58 pm автор Admin