Православный Календарь
Библия программа
http://www.biblezoom.ru/ полезный продуктИкона дня
Статьи
http://www.proza.ru/avtor/afanasii2Умерщвление плоти.
Участников: 3
Страница 1 из 1
Умерщвление плоти.
Часто встречаем это выражение, но что оно означает? И зачем его умерщвлять? Не получается ли, что мы идём тут против Бога, коли Он нас такими создал?
Re: Умерщвление плоти.
Еп. Иларион (Алфеев) http://azbyka.ru/dictionary/01/asketika-all.shtml :
Во всех случаях, когда в христианской аскетической литературе говорится о вражде между плотью и духом (начиная с апостола Павла: «плоть желает противного духу, а дух – противного плоти»; Гал. 5:17), речь идет о греховной плоти как совокупности страстей и пороков, а не о теле вообще. И когда говорится об «умерщвлении плоти», имеется в виду умерщвление греховных склонностей и «плотских похотей», а не презрение к телу как таковому. Христианский идеал не в том, чтобы унизить плоть, а в том, чтобы очистить ее и освободить от последствий грехопадения, вернуть к первоначальной чистоте и сделать достойной уподобления Богу.
Святитель Филарет (Дроздов). Слово в день обретения мощей Преподобного Сергия (об умерщвлении плоти) http://pagez.ru/philaret/nasl_055.php :
... Плоть не то, что тело. Тело с его естественными свойствами и действиями создал Бог, и создал не для смерти. От нарушения заповеди Божией, от вкушения запрещенного плода, начинает быть известною плоть, которой жребий есть смерть. Апостол представляет плоть противящеюся духу и объясняет ее сущность посредством ее действий и явлений. Он говорит: Явлена суть дела плотская, яже суть прелюбодеяние, блуд, нечистота, студодеяние, идолослужение, чародеяния, вражды, рвения, завиды, ярости, разжжения, распри, соблазны, ереси, зависти, убийства, пиянства, безчинни кличи и подобная сим (см.: Гал.5:17,19-21). Посему под наименованием плоти надлежит разуметь возбужденные в человеке самолюбие и чувственность, оказывающие себя ложною жизнию в страстях и похотях и в делах, страстями и похотями управляемых.
При сем понятии о плоти мысль о распятии плоти не только начинает быть удобовразумительною, но и перестает быть страшною. Умертвить чувство злобы, убить расположение к убийству, очевидно, есть действие не разрушительное, а охранительное. Распять склонность к разврату, конечно, не есть мучение, но предохранение от состояния, духовно и вещественно мучительного, к которому скорее или медленнее ведет путь разврата. В сих действиях даже не представляется трудного подвига, потому что и поврежденная природа человеческая вообще сохраняет столько доброты, чтобы отвращаться убийства и разврата, кроме исключительных случаев нисхождения в глубину зол.
Следует обратить особенное внимание на то, что слово апостольское в числе дел плоти, отчуждающих от наследия Царствия Божия, полагает не только тяжкие преступления и низкие пороки, но и довольно обыкновенные между людьми беспорядки, как то: рвения, распри, бесчинны кличи и подобная сим, что оно осуждает на распятие не только страсти и похоти плоти, явные и грубые, но и самую плоть, то есть более тонкое и сокровенное начало страстей и похотей, углубленный в сердце человеческом корень греха, с трудом иногда обнаруживаемый и еще с большим трудом исторгаемый. Здесь требуется подвиг, иногда нелегкий, некратковременный, болезненный, точно распинательный.
...
Нам, христиане, повелевается умерщвлять плоть не карательными орудиями, не мучением или уродованием создания Божия, не повреждением орудия души, но духом, то есть духовным законом, духовными рассуждениями, духовными правилами, духовным воззрением на образ жития и распятия Христова, и силою, почерпаемою из сих живых источников.
Плоть хочет веселиться, рассыпаться в смехе, даже, может быть, скакать и произносить или с удовольствием слушать бесчинны кличи и подобная сим (Гал.5:21) - порази ее ударами не ножа или бича, но духовного слова: Горе... смеющимся (Лк.6:25), блажени плачущии ныне (21) - и умерь веселие невинное, и убей веселие греховное.
Плоть раздражается на оскорбившего и порывается на взаимное оскорбление - свяжи ее не узами вервяными или железными, но узами духовного рассуждения и страха Божия: Гнев мужа правды Божия не соделовает (Иак.1:20), всяк ненавидяй брата своего человекоубийца есть (1Ин.3:15); иже речет: уроде, повинен есть геенне огненней (Мф.5:22).
Плоть, не довольствуясь необходимым, жаждет приятного, ищет наслаждения и готова поставить оное целию жизни. Укажи ей иной предмет и цель - крест, водруженный на Голгофе для того, чтобы лишениями и страданиями очистить землю от нечистых наслаждений; жажду приятного угаси жаждою голгофскою, в сладости земные положи оцет и желчь, поднесенные распятому Господу, и с помощью орудий Его страдания, не вещественно употребляемых, но духовно созерцаемых, распни любосластие, роскошь и негу простотою, умеренностью, воздержанием, постом, трудами.
Плоть, благовидно удерживаемая от дел, и плотскими людьми осуждаемых, не перестает иногда при сем тайно рождать и питать нечистые помыслы и желания. Не пренебрегай злых исчадий злой матери потому, что они малы и наружно неприметны. Поспешай обратить против них и в разуме духовном самым делом исполнить пророческое заклинание: Дщи Вавилоня окаянная, ...блажен, иже имет и разбиет младенцы твоя о камень (Пс.136:8-9). Вавилон духовно значит мир греховный, грехом пленяющий и порабощающий. Дщерь Вавилона есть плоть, воспитанная суетою и прелестью мира. Младенцы ее суть нечистые помыслы и греховные желания. Камень есть Христос. Блажен ты, если не медлишь, силою веры, молитвы и самоотвержения повергать пред сим Камнем и разбивать сих младенцев, как скоро найдешь их. Ибо, если умедлишь, то нельзя не опасаться, что они вырастут, обратятся в исполинов и удержат тебя или вновь сделают пленником Вавилона.
Так и подобным сему образом да умерщвляем, братия, дела плотские духом, и да распинаем плоть со страстьми и похотьми, да будем Христовы, да живет в нас Христос и мы наконец будем жить в Нем и в Его вечной со Отцем и Святым Духом славе. Аминь.
Во всех случаях, когда в христианской аскетической литературе говорится о вражде между плотью и духом (начиная с апостола Павла: «плоть желает противного духу, а дух – противного плоти»; Гал. 5:17), речь идет о греховной плоти как совокупности страстей и пороков, а не о теле вообще. И когда говорится об «умерщвлении плоти», имеется в виду умерщвление греховных склонностей и «плотских похотей», а не презрение к телу как таковому. Христианский идеал не в том, чтобы унизить плоть, а в том, чтобы очистить ее и освободить от последствий грехопадения, вернуть к первоначальной чистоте и сделать достойной уподобления Богу.
Святитель Филарет (Дроздов). Слово в день обретения мощей Преподобного Сергия (об умерщвлении плоти) http://pagez.ru/philaret/nasl_055.php :
... Плоть не то, что тело. Тело с его естественными свойствами и действиями создал Бог, и создал не для смерти. От нарушения заповеди Божией, от вкушения запрещенного плода, начинает быть известною плоть, которой жребий есть смерть. Апостол представляет плоть противящеюся духу и объясняет ее сущность посредством ее действий и явлений. Он говорит: Явлена суть дела плотская, яже суть прелюбодеяние, блуд, нечистота, студодеяние, идолослужение, чародеяния, вражды, рвения, завиды, ярости, разжжения, распри, соблазны, ереси, зависти, убийства, пиянства, безчинни кличи и подобная сим (см.: Гал.5:17,19-21). Посему под наименованием плоти надлежит разуметь возбужденные в человеке самолюбие и чувственность, оказывающие себя ложною жизнию в страстях и похотях и в делах, страстями и похотями управляемых.
При сем понятии о плоти мысль о распятии плоти не только начинает быть удобовразумительною, но и перестает быть страшною. Умертвить чувство злобы, убить расположение к убийству, очевидно, есть действие не разрушительное, а охранительное. Распять склонность к разврату, конечно, не есть мучение, но предохранение от состояния, духовно и вещественно мучительного, к которому скорее или медленнее ведет путь разврата. В сих действиях даже не представляется трудного подвига, потому что и поврежденная природа человеческая вообще сохраняет столько доброты, чтобы отвращаться убийства и разврата, кроме исключительных случаев нисхождения в глубину зол.
Следует обратить особенное внимание на то, что слово апостольское в числе дел плоти, отчуждающих от наследия Царствия Божия, полагает не только тяжкие преступления и низкие пороки, но и довольно обыкновенные между людьми беспорядки, как то: рвения, распри, бесчинны кличи и подобная сим, что оно осуждает на распятие не только страсти и похоти плоти, явные и грубые, но и самую плоть, то есть более тонкое и сокровенное начало страстей и похотей, углубленный в сердце человеческом корень греха, с трудом иногда обнаруживаемый и еще с большим трудом исторгаемый. Здесь требуется подвиг, иногда нелегкий, некратковременный, болезненный, точно распинательный.
...
Нам, христиане, повелевается умерщвлять плоть не карательными орудиями, не мучением или уродованием создания Божия, не повреждением орудия души, но духом, то есть духовным законом, духовными рассуждениями, духовными правилами, духовным воззрением на образ жития и распятия Христова, и силою, почерпаемою из сих живых источников.
Плоть хочет веселиться, рассыпаться в смехе, даже, может быть, скакать и произносить или с удовольствием слушать бесчинны кличи и подобная сим (Гал.5:21) - порази ее ударами не ножа или бича, но духовного слова: Горе... смеющимся (Лк.6:25), блажени плачущии ныне (21) - и умерь веселие невинное, и убей веселие греховное.
Плоть раздражается на оскорбившего и порывается на взаимное оскорбление - свяжи ее не узами вервяными или железными, но узами духовного рассуждения и страха Божия: Гнев мужа правды Божия не соделовает (Иак.1:20), всяк ненавидяй брата своего человекоубийца есть (1Ин.3:15); иже речет: уроде, повинен есть геенне огненней (Мф.5:22).
Плоть, не довольствуясь необходимым, жаждет приятного, ищет наслаждения и готова поставить оное целию жизни. Укажи ей иной предмет и цель - крест, водруженный на Голгофе для того, чтобы лишениями и страданиями очистить землю от нечистых наслаждений; жажду приятного угаси жаждою голгофскою, в сладости земные положи оцет и желчь, поднесенные распятому Господу, и с помощью орудий Его страдания, не вещественно употребляемых, но духовно созерцаемых, распни любосластие, роскошь и негу простотою, умеренностью, воздержанием, постом, трудами.
Плоть, благовидно удерживаемая от дел, и плотскими людьми осуждаемых, не перестает иногда при сем тайно рождать и питать нечистые помыслы и желания. Не пренебрегай злых исчадий злой матери потому, что они малы и наружно неприметны. Поспешай обратить против них и в разуме духовном самым делом исполнить пророческое заклинание: Дщи Вавилоня окаянная, ...блажен, иже имет и разбиет младенцы твоя о камень (Пс.136:8-9). Вавилон духовно значит мир греховный, грехом пленяющий и порабощающий. Дщерь Вавилона есть плоть, воспитанная суетою и прелестью мира. Младенцы ее суть нечистые помыслы и греховные желания. Камень есть Христос. Блажен ты, если не медлишь, силою веры, молитвы и самоотвержения повергать пред сим Камнем и разбивать сих младенцев, как скоро найдешь их. Ибо, если умедлишь, то нельзя не опасаться, что они вырастут, обратятся в исполинов и удержат тебя или вновь сделают пленником Вавилона.
Так и подобным сему образом да умерщвляем, братия, дела плотские духом, и да распинаем плоть со страстьми и похотьми, да будем Христовы, да живет в нас Христос и мы наконец будем жить в Нем и в Его вечной со Отцем и Святым Духом славе. Аминь.
Ольга 79- Сообщения : 608
Дата регистрации : 2014-05-07
Re: Умерщвление плоти.
Понятно Ольга.Ольга 79 пишет: речь идет о греховной плоти как совокупности страстей и пороков, а не о теле вообще. И когда говорится об «умерщвлении плоти», имеется в виду умерщвление греховных склонностей и «плотских похотей», а не презрение к телу как таковому.
Явлена суть дела плотская, яже суть прелюбодеяние, блуд, нечистота, студодеяние, идолослужение, чародеяния, вражды, рвения, завиды, ярости, разжжения, распри, соблазны, ереси, зависти, убийства, пиянства, безчинни кличи и подобная сим (см.: Гал.5:17,19-21). Посему под наименованием плоти надлежит разуметь возбужденные в человеке самолюбие и чувственность, оказывающие себя ложною жизнию в страстях и похотях и в делах, страстями и похотями управляемых.
Но вопрос появляется. Что является причиной всех этих греховных свойств плоти? Не сама же она их изобрела и приобрела?
Re: Умерщвление плоти.
Admin пишет:Понятно Ольга.Ольга 79 пишет: речь идет о греховной плоти как совокупности страстей и пороков, а не о теле вообще. И когда говорится об «умерщвлении плоти», имеется в виду умерщвление греховных склонностей и «плотских похотей», а не презрение к телу как таковому.
Явлена суть дела плотская, яже суть прелюбодеяние, блуд, нечистота, студодеяние, идолослужение, чародеяния, вражды, рвения, завиды, ярости, разжжения, распри, соблазны, ереси, зависти, убийства, пиянства, безчинни кличи и подобная сим (см.: Гал.5:17,19-21). Посему под наименованием плоти надлежит разуметь возбужденные в человеке самолюбие и чувственность, оказывающие себя ложною жизнию в страстях и похотях и в делах, страстями и похотями управляемых.
Но вопрос появляется. Что является причиной всех этих греховных свойств плоти? Не сама же она их изобрела и приобрела?
Это все просто. Навык ко греху... В большей степени привычка.
Попробуйте делать все наоборот, как бы... То что делаете левой рукой, делайте правой. Есть возможность ходить задом наперед, хотя бы по квартире,ходите... Столкнетесь с самоерфлексией в примитивном виде. И это только физиология. Психология подвязана еще больше.
Никодим Скромный- Сообщения : 1028
Дата регистрации : 2014-05-06
Возраст : 50
Откуда : Переславль Залесский
Re: Умерщвление плоти.
Откуда навык-то у тела появился? Что причиной тому?Никодим Скромный пишет:
Это все просто. Навык ко греху... В большей степени привычка.
Re: Умерщвление плоти.
В большей степени это наследство от родителей,генетика. Потом влияние общества или окружения, так называемая рефлексия. А то и все вместе в купе.Admin пишет:Откуда навык-то у тела появился? Что причиной тому?Никодим Скромный пишет:
Это все просто. Навык ко греху... В большей степени привычка.
Никодим Скромный- Сообщения : 1028
Дата регистрации : 2014-05-06
Возраст : 50
Откуда : Переславль Залесский
Re: Умерщвление плоти.
Влияние общества, рефлексия сие есть действия не тела. Тело вообще нейтрально. Оно поставлено для удовлетворения жизненных потребностей человека в плотском мире. И более ничего.Никодим Скромный пишет:
В большей степени это наследство от родителей,генетика. Потом влияние общества или окружения, так называемая рефлексия. А то и все вместе в купе.
И вот что по тому поводу говорит свт. Феофан Затворник.
Один старец говорил: "Бог дал, я сплю теперь, когда хочу и сколько хочу". То же бывает и в отношении к пище и питию. Тело - не враг. Поставь его в свой чин, и оно будет самым надежным тебе подружием.
От чего разлив плотских утех и страстей? От услужливости души плотоугодливой. Телу самому этот разлив неестествен, и в животных мы его не видим.
Это буйствует душа, стремления которой безмерны. Отвратившись от предметов, кои могут истинно ее удовлетворять, потому что совпадают своею безмерностию с ее стремлениями, и сочетавшись с плотскими утехами и в них чая обрести искомое благо, она раздвигает их естественные пределы все более и более, чтоб довести их до совпадения с безмерностию своих стремлений.
Раздвигая сии пределы и в количестве, и в качестве, душа, в надежде почерпнуть здесь полноту блага, доходит до бешенства (мании) в своих плотоугодливых стремлениях и все же не находит искомого, а только расстраивает и себя, и тело:
себя - потому, что не то делает себе, что должно;
тело - потому, что для него положена во всем естественная мера, нарушение которой разрушительно для него.
Иными словами душа тренирует тело в его плотских утехах в надежде в этом, в них почерпнуть себе благо бесконечного масштаба. И это вместо того, чтобы искать в духе, который только и может ей это дать, ибо бесконечен по сущности своей.
Re: Умерщвление плоти.
Не-не-не...вы меня ни так поняли. Или я не совсем внятно выразился. Отцы уже описывают внутреннюю связь души и тела и зависимость души от получения удовольствий от телесных "благ". Но это все второстепенно. Основа зарождения греха или точнее склонности ко греху, мы имеем именно по генетике,по крови. Там лежат семена греховных наклонностей. Далее,через внешнее влияние и окружение - эти наклонности начинают себя проявлять, усиливаться внутри человека, причем происходит это не заметно для него,по естеству,на автомате...рефлексия.Усиливаются вместе с ростом и развитием человека. Почему так важно крестить младенцев еще в раннем возрасте и причащать Христовых тайн, как можно чаще, чтобы ослабить влияние этого внутреннего стремления ко греху.
Но по сути,"обезоружить" тело, достаточно просто. Пост, строгий...Три- четыре дня полного воздержания от пищи, пару глотков воды в день, и к концу 4 дня, все телесные страсти отпадут , как желтый лист осенью. На себе проверял, совет своего духовника исполнял.
Но по сути,"обезоружить" тело, достаточно просто. Пост, строгий...Три- четыре дня полного воздержания от пищи, пару глотков воды в день, и к концу 4 дня, все телесные страсти отпадут , как желтый лист осенью. На себе проверял, совет своего духовника исполнял.
Никодим Скромный- Сообщения : 1028
Дата регистрации : 2014-05-06
Возраст : 50
Откуда : Переславль Залесский
Re: Умерщвление плоти.
Что-то я не помню, чтобы отцы списывали грехи на генетику. Можно ссылку?Никодим Скромный пишет:Отцы уже описывают внутреннюю связь души и тела и зависимость души от получения удовольствий от телесных "благ".
Основа зарождения греха или точнее склонности ко греху, мы имеем именно по генетике,по крови.
Re: Умерщвление плоти.
Да практически весь ВЗ пропитан этим. Слово генетика они не знали. :-) чуть позже дам ссылки.
Никодим Скромный- Сообщения : 1028
Дата регистрации : 2014-05-06
Возраст : 50
Откуда : Переславль Залесский
Re: Умерщвление плоти.
"Ты являешь милость тысячам и за беззаконие отцов воздаешь в недро детям их после них: Боже великий, сильный, Которому имя Господь Саваоф!"(Иер.32:18).Admin пишет:Ой! Все ссылки ненадо. Одного примера довольно будет.
"Не помяни нам грехов наших предков; скоро да предварят нас щедроты Твои, ибо мы весьма истощены."(Пс.78:.
или вот
Я и Отец - одно" (Иоан.10:30) и "Да будут все едино" (Ин. 17:21)... перенеси это понятие на человеческое строение . Отец и сын одно.
"От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию,"(Деян.17:26). + "Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, [потому что] в нем все согрешили."(Рим.5:12).
"...Зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов,"(1 Пет.1:18).
Никодим Скромный- Сообщения : 1028
Дата регистрации : 2014-05-06
Возраст : 50
Откуда : Переславль Залесский
Re: Умерщвление плоти.
И где тут про гены?
Ген это определённый участок молекулы ДНК. Где тут про ДНК? ДНК отвечает за плотское строение тела, а не за духовное. А грех явление духовного и душевного рода.
Ген это определённый участок молекулы ДНК. Где тут про ДНК? ДНК отвечает за плотское строение тела, а не за духовное. А грех явление духовного и душевного рода.
Re: Умерщвление плоти.
Ну уж прости ты пророков израильских, что не подумали они о 21 веке, и не использовали термины "гены" и "ДНК"
Нрав человека, привычки, таланты, склонности и т.д вещи не материальные, верно...Но передаются по наследству.
Нрав человека, привычки, таланты, склонности и т.д вещи не материальные, верно...Но передаются по наследству.
Никодим Скромный- Сообщения : 1028
Дата регистрации : 2014-05-06
Возраст : 50
Откуда : Переславль Залесский
Re: Умерщвление плоти.
Нет. Только отдельные предрасположенности. Да и то не всегда.Никодим Скромный пишет:
Нрав человека, привычки, таланты, склонности и т.д вещи не материальные, верно...Но передаются по наследству.
Типа "яблоко от яблоки".....
Или " на детях гениев природа отдыхает".......
Re: Умерщвление плоти.
Как правило достается от отцов не детям, а внукам и правнукам.Так называемое четвертое колено. И как раз вот в этих предрасположенностях и лежит грех. Но человек в праве слушать свои предрасположенности или идти путем исправления их.Admin пишет:Нет. Только отдельные предрасположенности. Да и то не всегда.Никодим Скромный пишет:
Нрав человека, привычки, таланты, склонности и т.д вещи не материальные, верно...Но передаются по наследству.
Типа "яблоко от яблоки".....
Или " на детях гениев природа отдыхает".......
Никодим Скромный- Сообщения : 1028
Дата регистрации : 2014-05-06
Возраст : 50
Откуда : Переславль Залесский
Re: Умерщвление плоти.
Интересная мысль.
Заболел зуб и его вырвали. Человек уже не совсем человек? Если человек есть дух, душа и тело, то тело понесло ущерб. И человек тоже.
Трамвай отрезал ногу.Ещё больший ущерб.
Сейчас научились делать протезы. Причем такие, что управляются мыслью человека. Руки нет, но протез вполне её заменяет и работает по сигналам мозга. Это человек или нет?
Пройдет немного лет и все органы тела можно будет заменить экзопротезами. Это будет человек или...... ? Где граница?
Заболел зуб и его вырвали. Человек уже не совсем человек? Если человек есть дух, душа и тело, то тело понесло ущерб. И человек тоже.
Трамвай отрезал ногу.Ещё больший ущерб.
Сейчас научились делать протезы. Причем такие, что управляются мыслью человека. Руки нет, но протез вполне её заменяет и работает по сигналам мозга. Это человек или нет?
Пройдет немного лет и все органы тела можно будет заменить экзопротезами. Это будет человек или...... ? Где граница?
Re: Умерщвление плоти.
Тут рядом стоят и вопросы трансплантологии. Я предполагаю, граница в замене/смерти мозга, т.к. он мне представляется как бы приемником, связывающим душу и тело. Но не знаю, так ли это.
Ольга 79- Сообщения : 608
Дата регистрации : 2014-05-07
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения
Чт Ноя 25, 2021 5:43 am автор Admin
» Хам. За что?
Чт Ноя 25, 2021 5:21 am автор Admin
» Стихи разные.
Вт Июл 06, 2021 12:20 pm автор Admin
» Цитаты разных людей.
Пн Ноя 23, 2020 6:01 pm автор Admin
» Это интересно.
Сб Сен 19, 2020 9:58 am автор Admin
» Кураев.
Сб Июл 25, 2020 10:19 am автор Тамара
» Интересные соображения.
Чт Июл 23, 2020 1:17 pm автор Тамара
» Украина конечно.
Чт Июн 25, 2020 10:49 am автор Тамара
» Сатана в Церкви
Сб Июн 06, 2020 11:58 pm автор Admin