Православный Календарь
Библия программа
http://www.biblezoom.ru/ полезный продуктИкона дня
Статьи
http://www.proza.ru/avtor/afanasii2Шмеман. Критический взгляд.
Страница 1 из 1
Шмеман. Критический взгляд.
Протопресвитер А.Шмеман и пустота http://ruskline.ru/analitika/2010/05/27/protopresviter_ashmeman_i_pustota
О.А.Шмеман«Что я, собственно, "делаю" в жизни? В сущности - саркастически ворчу на всех "непонимающих", всех "делающих" не то. Однако никакого то я сам не делаю. Живу в какой-то постоянной "мечтательности", но пассивной, не активной. Ни молитвы, ни подвига. Искание "покоя". Лень...»
«Какая, однако, нудная пытка - перечитывать самого себя. Как все написанное кажется ужасным, ненужным, никуда не годным».
«...я так люблю пустую церковь... Люблю ее "до" службы и "после" службы».
Протопресвитер Александр Шмеман.
За что протопресвитер А.Шмеман так не любил Православное христианство
Нам все время навязывают нелепое представление о том, что главные конфликты внутри Церкви - это якобы борьба между церковными «консерваторами» и «либералами». Однако искусственно перенесенный на церковную почву политический новояз затемняет суть проблемы. Налицо обострение старого противостояния между церковными людьми и еретиками, которые, под видом «обновления Церкви» буквально повторяют старые экклезиологические ереси (искажение учения о Церкви Христовой).
Поэтому ни малейшего компромисса между нами быть не может. Либеральная секта, пытающаяся мимикрировать под православие, имеет, как известно, свои «священные книги», своих «богословов». Один из них - протопресвитер Александр Шмеман.
Невнятные и весьма двусмысленные книги протопресвитера А. Шмемана несовместимы с духом и буквой Евангелия и Святоотеческими творениями, где всегда четко и ясно дается определение греху, жестко проводится разграничение света и тьмы, греха и праведности, говорится об аде и воздаянии. В его книгах эти понятия и слова отрицаются молчанием, они совершенно запретны и для его последователей.
О. Александр фактически попытался отменить и само понятие истины, постоянно изрекая взаимоисключающие алогичные тезисы, хулил пост и молитву, святых, подвижников и исповедников веры Христовой. При этом каждый его хульной выпад в их адрес «разбавлялся» сентиментальным многоглаголаньем о Христе и непонятном «первохристианстве». Он задал определенный пример, «революционный» алгоритм поведения для своих последователей-«реформаторов»: ругать историческую Церковь всегда и везде, призывать к ломке ее вероучения, пытаясь встроить его в рамки либеральной политкорректности, но маскировать все это заклинаниями «вернуться ко Христу». Любое желание верующих изменить личную жизнь, жизнь народа и государства в соответствии с христианством объявлять «русским фашизмом», «неофитством», «идеологизацией Церкви». При этом такие политически озабоченные еретики ни в коем случае не уходят из Церкви, учение которой не разделяют, и пытаются захватить в ней ключевые посты, особенно те, которые связаны с информационной политикой и образованием.
Опасность книг протопресвитера А. Шмемана, особенно его «Дневников» не только в том, что он открыто клевещет на Церковь, нашу Родину, хочет разрушительных реформ в Церкви.
- Спойлер:
Он вообще пытается отменить истину как таковую, искусно смешивая правду и ложь. Все его книги - это борьба против твердых критериев добра и зла. «Да будет слово ваше да да нет нет все остальное от лукавого. Все его антицерковные высказывания прикрываются фиговым листком «вероятно», «может быть», «возможно», «видимо».
«Гомосексуализм... по-видимому, неизлечим», - писал протопресвитер. Это ложь, прямо противоречащая Святому Писанию и несовместимая с сотериологией: «Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники - Царства Божия не наследуют. И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего". (1 Кор. 6:9-11)»
Если признать, что от некоторые пороки неизлечимы, то и жертва Спасителя оказалась как бы «неполной», и не все могут спастись.
В среде его последователей из либеральной околоцерковной секты тоже не принято делать любые категорические заявления, твердые оценки, которых так много в Евангелии, где твердо обещано спасение праведным и погибель грешникам.
Не будем уж приводить здесь многих весьма нелестных эпитетов, типа «секта шмеманутых» которыми порой метят шмеманистов. Но вынужден отметить, что доля истины в них, без сомнения, есть. Перед нами действительно нечто, весьма напоминающее тоталитарную секту со своей разрушительной моделью поведения, своим пантеоном «святых». Директор издательства "Quo Vadis" (Киев), Аврамчук Евгений, который издает только его книги и подобные им, простодушно признался недавно в своем интервью, что ради издания книг своего кумира даже заложил квартиру. Картина вполне знакомая по «Белому братству», или кришнаитам. Иногда «шмеманистов» по сигналу телекнопки выводят и на площадные «радения», где они приходят в экстаз под звуки определенной музыки и речевок. На Украине все шмеманисты в 2004 г. стали кликушами майдана, под звуки репа приплясывая и выкрикивая имя своего политического кумира. И они так же увиливают от прямых вопросов, как и протопресвитер Шмеман. На майдане шмеманист стоял якобы не за любимого кандидата, а против фальсификации. Статью написал в пользу Бжезинского? Так то не в пользу его, а просто исследовал и «доказал», что Бжезинский не говорил о своей ненависти к Православию. Они уже сами искренне считают нелепую двусмысленность и скользкость признаком «интеллектуальности», пытаясь запутать не только оппонентов, но и самих себя, оправдывая все свои глупости.
Из книг протопресвитера Шмемана наибольшую известность (весьма скандального толка), имеют «Дневники». В них он прямо признается в своей ненависти к Православию. «...Хочется куда-нибудь убежать от этого православия... бессмысленных церемоний... Быть самим собой, а не играть вечно какую-то роль, искусственную, архаическую и скучную» - одно из множества его высказываний на эту тему. В ненависти к целым государствам и народам, особенно к сыгравшим наибольшую роль в защите и укреплении нашей веры - Византии, Руси, русским и грекам. Русским, кстати, еще «повезло», как ни сильно он их ругал. Ибо греков протопресвитер-ксенофоб и вовсе нежно называл «раковой опухолью на теле православия». Обыкновенный либеральный фашизм... При этом, как и у протестантов, все прикрывается фиговым листком сентиментального многоглаголания о Христе и о раннем христианстве, которое якобы «извратила» реальная историческая Церковь. В этом полностью копируются старые протестантские глупости.
Стиль протопресвитера Шмемана напоминает книги одного средневекового католического ересиараха, который, якобы покаявшись, начал писать сочинения в форме диалога католического аббата и оккультиста. Еретик в его книгах говорил ярко и убедительно, а аббат - плоско и банально.
Апологеты протопресвитера любят говорить, что в «Дневниках», мол, якобы не предназначенных для публикации он просто эмоционально сгустил краски. На самом деле, как будет доказано ниже, в этой его книге просто более резко дана хула на Церковь, чем в других книгах, где несправедливая критика христианства и пропаганда антихристианских «реформ» велась более завуалировано, но ничуть не менее напористо.
Кратко резюмируя «вероучение» протопресвитера А. Шмемана и ему подобных «богословов» «Парижской школы».
- Политкорректность = первохристианству. Историческая Церковь, по его мнению, будто бы «заслонила» Христа. Одна из множества оглушительно несуразных сентенций протопресвитера на эту тему: «Не в том трагедия христианства, что Христос проповедовал Царство Божие, а явилась Церковь, нет - ибо она для того и "явилась", чтобы возвещать и являть Царство Божие "дондеже приидет", а в том, что она стала самоцелью, перестала быть "явлением", то есть оторвалась от Царства Божия...». По православному вероучению Церковь - Тело Христово, и как же она могла «оторваться» от Его же Царствия? Получается, вопреки словам Христа, «врата ада» таки одолели Церковь?
И при этом, как обычно, вся хула прикрывается потоком мутных и скользких фраз... Все настолько двусмысленно, что автора «Дневников» не сразу и поймаешь за руку в этих вешах.
- Самые гадкие народы на свете для протопресвитера Шмемана - это, как уже говорилось, Удерживающие, русские и греки, сделавшие Православие государственной религией в своих империях, хранивших православную веру тысячи лет. Впрочем, как будет показано ниже, он ненавидел все народы, не желающие мириться с агрессией его любимых англосаксов.
«В сущности, у русских нет чувства свободы»,- эту мысль он часто повторял на все лады..
Понимаете? Не то, что свободы, а даже чувства свободы нет у русских! В этом плане протопресвитер превзошел и многих гитлеровских идеологов, которые, наряду с пресловутым «деспотизмом» у русских отмечали все же их стремление к вольности...
«...искание или ощущение какого бы то ни было смысла уже давно-давно выпало из русского Православия. Русские не только не понимают, не только не хотят понимать, но даже и не догадываются, вполне искренне, что можно понять, что есть смысл...»
То есть русские, оказывается, даже и не догадываются (?!), что в Православии есть смысл!
«животная, иррациональная ненависть русских не только, скажем, к английскому языку, к одному слову по-английски, но буквально к самому факту, что их куда-то зовут, к чему-то призывают, просят осознать... Эта жуткая, демоническая самовлюбленность. Отрицание всякого рассуждения, логоса, анализа».
Крайняя ксенофобия по отношению к русским (как и к другим народам), которой так страдал Шмеман, клевещущий на них всегда и постоянно, несовместима со Христом, ибо Христос есть любовь. К тому же, при всех недостатках русских (которых я вовсе не отрицаю), их заслуги в Удерживании мира от вселенского зла неоспоримы. А уж отрицание в русских - народе, подарившем миру Ломоносова и Менделеева, Королева и Туполева «всякого рассуждения, логоса, анализа» - верх лжи.
Но о греках, народе, который сделал столь много для утверждения веры в мире и для самого вероучения, он отзывался с еще бОльшим озлоблением.
«Я помню свое ужасное впечатление от посещения в 1971 году Антиохийской Патриархии в Дамаске, а до этого - в 1966 - Иерусалима, Стамбула. Афин... Безжизненные иерархи. Страх. Ложь, коррупция. "Византинизм".вот встреча в прошлом году в Лос-Анджелесе с папой Шенуди III, патриархом Коптской Церкви. Впечатление сразу же подлинности, жизненности, духовности, открытости... И эта Церковь, несмотря на века гонений (византийских, арабских, турецких), несмотря на окружающее ее море Ислама, на одиночество, на весь духовно-политический хаос Ближнего Востока, - жива и возрождается! Какой урок тоскливым византийцам, всему "греческому раку" на теле Православия!»
Вообще-то «тоскливые византийцы» из Иерусалима и Стамбула тоже, как и копты, некоторым образом сумели выжить в среде окружающего их «моря Ислама». На все четыре вышеуказанных Поместных Церкви не нашлось ничего, кроме «страха, лжи и коррупции»? Кроме того, как сказал прп. Феодосий Печерский : «Кто хвалит чужую веру, тот хулит свою» А Шмеман делал это постоянно, например, постоянно хвалил Папу Римского, в противовес «дремучим» православным иерархам: «Папа в Польше. Замечательная проповедь в день Пятидесятницы. Радость за него и за Польшу». Это о том самом Папе Иоанне 2, которого называли «первым Папой-шоуменом», при котором, по словам его же кардиналов, стадионы заполнялись людьми, а храмы пустели...
Если бы кто-нибудь в Западной Европе обозвал, допустим, евреев «раковой опухолью на теле монотеизма», его могли бы посадить в тюрьму за разжигание межнациональной розни. Но зверски огульно ругать православных греков и русских там почетно и престижно, за это прослывешь «интеллектуалом»...
При этом протопресвитер А. Шмеман был настоящим фанатом Западного мира, на все лады хваля его порядки, либеральную политическую идеологию. И такой-то ксенофоб еще и осуждал русских, сломивших хребет гитлеровцам, за «животный национализм, животный антисемитизм».
-Полная поддержка протопресвитера Шмемана тезису Ленина об «отделении Церкви от государства». Христианство якобы должно стать одной из субкультур в светском либеральном плюралистическом государстве и это и будет «освобождением»:
«В Америке, в "диаспоре" Православие, впервые за много веков, получило свободу. Свободу от империй, от государственной власти, от земледельческого гетто, от этнического гетто и т.д.»
Да, воистину теперь в либеральном обществе есть полная «свобода» для Церкви: «свобода» не быть услышанной ставшим уже воистину содомским обществом, «свобода» от государственной поддержки проповеди Слова Божия, «свобода» от защиты от лжи сектантов и порнографистов...
В Византийской и Русской империях человеку не давали такой «свободы» падать, и потому там был минимизирован разврат и пьянство, оккультизм и порнография. Наркомании же фактически не было вовсе...
Все отношение протопресвитера к исторической Церкви можно уместить в одной его фразе:
«Христианство все еще остается безнадежно "константиновским", отсюда его постыдная слабость».
Все равно что сказать: христианство все еще остается Христовым. И «парижская школа» «богословов» якобы должна его поэтому «подкорректировать».
То есть: равноапостольный Император Константин, по его мнению, был плохим человеком, якобы напрасно поставил Церковь Христову во главу угла в Римской Империи. Заметим, что фигура Святого Императора особенно ненавистна вообще практически для всех еретиков и безбожников.
Протопресвитер А.Шмеман все время упрекал православных в том, что они пытаются «сделать христианство идеологией», хотя они всего лишь полагали и полагают, что отдельные люди, народы и государства должны ставить Евангелие выше земных законов, что Слово Божие должно формировать общество, право, культуру, а не быть одной из субкультур «светского государства», изобретенного атеистами во времена «великой» Французской революции. А вот сам он под видом «освобождения» христианства работал над тем, чтобы загнать его в настоящее гетто либерального государства, где есть плюрализм всех видов грехов, но имеется все меньше «плюрализма» оставаться христианином. Уже почти везде на Западе проводится судебный террор против христианской символики в школах, вузах, других общественных зданиях, зато с помощью государственной машины насаждается содом. Недавно в Калифорнии введены «уроки толерантности», на которых среди детей ведется проповедь гомосексуализма, кощунственно объявляются гомосексуалистами христианские святые. При этом органы опеки могут лишить родительских прав тех отцов и матерей, которые не пускают своих детей на такие уроки, но при этом не могут обезпечить им частного образования.
Это логическое завершение того пути, по которому сотни лет идет так любимый протопресвитером А.Шмеманом западный мир, в котором христианство методично вытесняли на обочину, «освобождали», как он выражался.
- Монашество, по мнению о.А.Шмемана - крайне деструктивная вещь:
«Да я отродясь только и видел, что подражание, игру в монашество, побрякушки, подделку, стилизацию и, главное, безудержную болтовню о монашестве и "духовности"». Хотя в одно время с ним в Америке жило множество подвижников, в т.ч., например, святитель Иоанн Шанхайский, прославленный чудесами и столь ненавистным протопресвитеру А.Шмеману аскетизмом. Таким аскетизмом, что постригаясь в монахи, св. Иоанн принял обет никогда не спать, и выполнял его десятки лет. Но протопресвитер при этом ТОЛЬКО И ВИДЕЛ, ЧТО ИГРУ в МОНАШЕСТВО... Воистину, будут иметь глаза и не увидят...
- Посты, по мнению «богослова», лучше отменить, если не полностью, то частично. Ну, и вообще следует во всем приспособить Церковь ко вкусам современного мiра:
«не вижу "пользы" от этой монашеской диеты, безостановочно преподносимой людям в качестве какой-то самодовлеющей "духовности". Мой опыт таков: как только люди решали эту "духовность" вводить в свою жизнь, они становились нетерпимыми, раздраженными фарисеями».
Его книги, из которых просто сочится страшное озлобление фактически на все, что есть в Церкви Христовой, вряд ли могут быть простым заблуждением. Они производят впечатление вполне осознанной и весьма профессиональной информационной атаки против Церкви. Он действительно внес много нового в «богословие 20 века». Оказывается, можно хулить Церковь совершенно будничным тоном, между делом, пиная ее грязными фразами, точно прохожий футболит ненужный предмет на улице. И пытаться маскировать свою хулу мутным потоком сентиментальных фраз о «новой жизни во Христе», «радостном христианстве». Можно не знать элементарных вещей, и слыть при этом «крупным интеллектуалом». Давно пора развенчать миф о протопресвитера Шмемане как об «интеллектуале» и «крупном богослове». Он нем имел многих простейших знаний. Процитируем статью священника Игоря Белова и Николая Каверина Сверхчастое причащение и обновленчество:
«Нападая постоянно на Типикон, к которому, по мнению протестантствующего протопресвитера Шмемана, и сводится вся «духовность» Православной Церкви, о. Александр проявляет в своих «Дневниках» вопиющее незнание богослужебного Устава. В «Дневниках» читаем: «Среда, 27 февраля 1974. (1-я седмица Великого поста. - Прим. авт.) Вчера в церкви за утреней пели целиком вторую часть канона Андрея Критского. И еще раз поразил контраст между этой божественно-грандиозной поэзией... и вкроплением в нее византийскими тропарями с их платонической сосредоточенностью на «душе моя», с полным нечувствием истории как Божественного «театра»» (с. 79). Совершенно немыслимо в те времена для какого-нибудь православного священника в Советском Союзе не отличать утреню от великого повечерия, во время которого на 1-й седмице Великого поста и читается покаянный канон Андрея Критского. Да и сам канон Андрея Критского представляется прот. А.Шмеману «насквозь риторическим произведением» (с. 80), пронизанным «устаревшим византинизмом» (с.257), «чуждым для современного человека» (с. 616)».
Но если сам протопресвитер А. Шмеман был весьма профессионален в своей борьбе против Церкви, искусно «промывая мозги» истеричной неофитской интеллигенции, то его последователи, издавшие «Дневники» в России проявили, к счастью для нас, профессиональную несостоятельность. В церковном народе России, невзирая на каток госатеизма, осталось слишком много твердых устоев, христианского патриотизма, трепетного чувства святости, чтобы принять шмемановскую плохо скрываемую хулу на Церковь и совсем нескрываемую - на Святую Русь, хотя для части иммигрантов «Дневники» были вполне приемлемы. Нельзя слишком резко загонять людей в либеральную секту, манипуляция всегда должна вестись постепенно и осторожно. В целом, своими бесконечными конференциями и публикациями по теме «наследия Шмемана», где рекламировались, в числе прочего, его «Дневники», было подорвано уважение к нему же самому, нанесен удар по обновленчеству, а не по Церкви. Вспоминается в связи с этим ныне покойный, а в недавнем прошлом весьма известный и уважаемый киевский священник Александр Креницкий, после прочтения Дневников ставший резко отрицательно относится к этому самому шмемановскому «наследию».
Для того же киевского фонда Сороса, в народе именуемом не «Возрождение», а «Вырождение», ныне финансирующего издание книг Шмемана, вполне достаточно было бы издать другие книги протпресвитера, тоже несущие антицерковный потенциал, но с не столь явно выраженным озлоблением против Православия.
Мы часто переоцениваем умственные и профессиональные способности врагов Церкви Христовой, немощные козни которых вечно проваливаются.
Статья протопресвитера Шмемана «Некоторые замечания о причащении Святых Тайн» как пример манипуляции сознанием.
В самом начале статьи отмечено, что среди православных христиан начинает пробуждаться интерес к Евхаристии и к «духовной жизни». Как будто раньше в Церкви, где все «вращается» вокруг Евхаристии и духовной жизни, такого интереса не было. Далее следует справедливая критика секуляризма, особенно американского. Вот так и делается «присоединение аудитории» - русских традиционалистов, которые шокированы американским стяжательством и материализмом. «Мы с тобой одной крови - ты и я». После этого следует опять ода якобы верности Преданию, но уже с новыми нотками. Что, мол, все наше прошлое требует переоценки (а судьи кто?): «Простых ссылок на прошлое недостаточно, ибо и само это прошлое требует оценки в свете подлинного Православного Предания. Единственный же критерий всегда и всюду - само это Предание и пастырская забота о том, как осуществлять его в наших, столь отличных от прошлого, условиях жизни». Пока протопресвитер А. Шмеман осторожен, хотя уже заявляет о своих претензиях на «подлинное Предание», но еще не говорит ничего прямо антихристианского. Потом он постепенно переходит к более острой и несправедливой критике Предания, которое, как видно, раньше было «неподлинным». Церковь, якобы, многие сотни лет была неправа. И он, Шмеман, обещает «открыть все заново»: «Мы снова откроем духовное значение покаянных периодов Церкви - Великого поста, Рождественского поста и др. - особого времени для Покаяния. Мы снова увидим в самих себе нужду в подлинном духовном руководстве. Но самое главное, мы снова, со страхом и радостью, духовным трепетом и верою, откроем Таинство Христова Тела и Крови как истинный источник и неизменное средоточие нашей христианской жизни». Так что же, до Шмемана никто не «открыл Таинство Христова Тела и Крови как истинный источник христианской жизни»?
Далее из статьи следует, что именно совмещение Причастия с исповедью и есть... «секуляризм», а также и «латинский элемент». «На православном Востоке, особенно же в России (под влиянием латинствующего богословия Петра Могилы и его последователей), теория эта обернулась обязательным соединением исповеди и причастия».
Фактически, по мнению протопресвитера А. Шмемана, Русская Православная Церковь и есть главная нарушительница Священного Предания и главная секулярная сила в современном мире. Как обычно, он не говорит этого прямо. Но это прямо следует из его слов о совмещении исповеди и причастия, - как известно, общепринятой практики Русской Церкви. Так говорил Шмеман:
«... учение, которое объявляет Таинство Исповеди необходимым условием допущения мирян к Причастию, есть не только уклонение от подлинного общецерковного Предания, но также искажение православного учения о Церкви, Евхаристии и самом Таинстве Покаяния...»
Итак, все те многие поколения русских святых, кои считали необходимым совмещать исповедь с причастием исказили вероучение. Только великий «мыслитель» и «богослов» Шмеман смог выявить истину и вывести их на чистую воду.
А далее он снова делает свой любимый откат в противоположном направлении: «Нет ни малейшего сомнения относительно насущной потребности Церкви в пастырском и духовном руководстве и наставничестве». Казалось бы, нельзя не согласится. Но Шмеман, сделав реверанс в сторону Православия опять гнет свою линию: «Но вот проблема: способна ли удовлетворить эту потребность наша современная краткая трех-пятиминутная исповедь с длинной очередью исповедающихся, ожидающих "исполнения своей ежегодной обязанности", - ни собственно исповедь, ни полноценная духовная беседа?»
Итак: в некоем подразделении солдаты недостаточно много занимаются строевой подготовкой. «Плохо, - вздыхает некий командир, - строевая очень нужна». И принимает решение... отменить ее вообще. Заменить... мыслями о строевой...
А ведь на самом деле для искреннего покаяния бывает достаточно и полминуты. Если есть желание покаяться, конечно. Длинная же очередь в храме, вид друзей и знакомых, многих достойных людей прихода, только усугубляет осознание своих недостоинств и грехов. Но если ух это так не нравится, то борись за увеличение времени исповеди. Но нет, с полной алогичностью утверждается, что если исповедь слишком короткая, то надо ее вообще отменять...
Покаяние должно быть поступком. Искренним рассказом священнику о своих грехах, возможно - мучительным. А не розовым мечтанием о некоем особом «внутреннем покаянии», за которое ратует Шмеман. Не менее чем исповедь, он хулил также и пост - «монашескую диету», как он презрительно писал. Потому и его книги сильно напоминают теософию. Теософ всегда потешается над «дремучими» «обрядоверами» христианства, над аскетикой, считает себя стоящим эзотерически-высоко над христианами, и... не делает для самосовершенствования ничего. Протопресвитер А. Шмеман любил, как и все теософы и либералы, противопоставлять аскетические правила и молитвы добрым делам и доброму отношению к окружаюшим людям. Но, как следует из его Дневников, сам он просто тихо ненавидел едва ли не всех окружающих. Своей жизнью он полностью доказал правоту церковного вероучения о том, что нельзя нарушать и, тем более, хулить аскетику. Так всегда бывает с теми, кто борется против постов и молитвы. Все еретики в большинстве случаев впадали в ереси из-за отнюдь не аскетического поведения, а потом развязывали конфликты и даже войны, несмотря на декларации о «любви к людям».
(Продолжение следует)
Последний раз редактировалось: Admin (Вс Июл 06, 2014 12:47 pm), всего редактировалось 1 раз(а)
Re: Шмеман. Критический взгляд.
Протопресвитер А.Шмеман и пустота
Протопресвитер Шмеман нехорошо отзывался фактически обо всех окружающих его людях. Особенно, конечно, о православных, но, впрочем, не жаловал и собратьев по разуму - либералов. Любой революционер всегда распинается в любви к некой абстрактной идее, «к счастью человечества», «к первохристианству», но при этом ненавидит всех окружающих. Высказывания протопресвитера о своих знакомых живо напоминают Собакевича: «Один там только и есть порядочный человек: прокурор; да и тот, если сказать правду, свинья».
Но вернемся к упомянутой статье о. Александра. Здесь везде - подмены. Исповедь перед причастием приравнена к секуляризации. Между тем, она возникла задолго до того, как возникло само это понятие. Она же лживо объяснена «латинским влиянием»
Статья Шмемана закончена на оптимистической ноте: «...то, что сегодня евхаристическое и сакраментальное возрождение стучится в двери нашей Церкви, должно ободрить нас, ибо это знак того, что зловещий кризис "секуляризма" может быть преодолен». Как понятно из статьи, под «евхаристическим возрождением» «новый богослов» понимает частое причастие без должной подготовки. И это недостойное причащение без подготовки должно, якобы, преодолеть «кризис секуляризма», то есть безбожия! Чтобы победить греховность надо... побольше грешить! Примерно так получается из слов маститого «богослова»...
- Спойлер:
- И ведь все это самое «евхаристическое возрождение» (более здесь подходит слово «вырождение») действительно было реализовано в его детище - Американской Православной Церкви. Там его идеи полностью воплощены в жизнь. Но никакого «избавления от секуляризации» оно не принесло. Это самая разрываемая коррупционными скандалами Поместная Церковь мира. И в ней за соблюдение благочестивых правил поста и молитвы могут обозвать мракобесом и «русским фашистом».
За что протопресвитер Шмеман пугал оппонентов антихристом?
Протопресвитер А. Шмеман был ярым сторонником либеральной политической идеологии, и потому особенно трепетно относился к англосаксонскому миру, породившему ее. Показательная его позиция в конфликте между Великобританией и Аргентиной за Фолклендские острова.
«Решительные дни на Фолклендских островах. Как ни проверяю свою совесть, свою "эмоциональную" реакцию на эту странную войну, свою страстную проанглийскую "позицию", все так же чувствую - нутром - ее правоту. Нет, в "мире сем" - правота не на стороне всяких шумных пацифистов, сторонников разоружения...»
Далее протопресвитер А.Шмеман пугает антихристом всех, кто не разделяет его политических убеждений:
«Смотрю по телевидению на эти толпы молодежи, бушующие "за мир" в Европе, здесь, и чувствую всем существом, сколько во всем этом "Антихристова добра". Сущность этого Антихристова добра в том, что оно вдохновлено изнутри тем как раз, что изобличал Христос...»
Суть же войны была совсем другой. Столь любимые Шмеманом англосаксы развязали агрессию против более слабого государства. При этом Великобритания осуществила военные преступления, например, атаковав аргентинские суда в нейтральных водах, из-за чего Маргарет Тэтчер долгое время была «невыездной» за границу, боясь, что ее арестуют по постановлению того или иного иностранного суда, подобно Пиночету.
Но здесь протопресвитер Шмеман не только в очередной раз «подгоняет» христианство под свою любимую политическую идеологию, пугая антихристом несогласных, но и снова, не стесняясь, пропагандирует ксенофобию, крайне ненавидя всех, кто сопротивляется господству его любимых англосаксов:
«Англичане начали высадку. Почему это меня так волнует, почему с таким интересом бросаюсь на газеты, к телевизору? Боюсь или, вернее, знаю: не из христианских чувств, которые должны быть миролюбивыми... А от отвращения, ненависти к тому хамству, что торжествует в мире, к этим цирковым "нациям", как Аргентина и прочие "банановые республики"... мне страстно хочется, чтобы старый, потрепанный, облезлый лев проучил этих брюнетов с усиками, этих варваров и пошляков... А ведь вот-вот прольется кровь»
Разве Христос, в любви к которому так распинается «богослов» о.А.Шмеман, учил ксенофобии? Разве Он учил целые народы объявлять недочеловеками, извините, «цирковыми «нациями»», «варварами и пошляками», и не жалеть, что вот-вот у них «прольется кровь»?
Не христианство звучит в этих строчках, а обыкновенный фашизм...
Тем более, что такая ненависть и такие оскорбления в адрес тридцатимиллионной нации, в сложных условиях освоившей и окультурившей огромные дикие степи и леса, давшей миру писателя Борхеса, совершенно несправедливы. Вся «вина» аргентинцев в глазах фашиствующего протопресвитера А.Шмемана в том, что они не склонили голову перед его политическими кумирами - англосаксами.
Но тонкий «православный интеллигент» протопресвитер А.Шмеман был еще и очень «добрым». Он всех «прощал»: сумевших во враждебной среде хранить православную веру русских эмигрантов, письменно ругая их только в цензурных выражениях. «Сложность, снобизм, дешевая сентиментальность эмигрантского подхода к Церкви».
Он «прощал» и исповедников веры, оставшихся в России под прессом атеистического режима, только смеялся над их «недомыслием»:
«Иван М[ейендорф] все огорчается, что в письмах из России защищают и превозносят канонизацию царской семьи. А мне это кажется нормальным, во всяком случае - для "кающейся интеллигенции". У нас всегда так - или "апостазия", или же тогда истерический "максимализм". Не дается, не дается русским "свет разума"».
Итак, в СССР под прессом безбожной власти жили люди, которые не только смело исповедывали веру, но и даже предвосхищали грядущую канонизацию царя. Живущий в за океаном, в сытой и спокойной Америке протопресвитер хихикал, считая их поведение «истерическим максимализмом» и недостатком «света разума». Он-то, в отличии от Мейендорфа, даже не огорчается. Ведь чего можно еще ждать от этих грубых русских?
Канонизация Царя Николая РПЦЗ была страшно ненавистной протопресвитеру. Да, в то время против нее иногда еще возражали, РПЦ еще не канонизировала ее. Но как бы не относится к этому вопросу, но в своем озлоблении на Царя он переходил всякие границы, ставя канонизацию невинно убитой Семьи Помазанников Божьих в один ряд с ритуальными убийствами и ересями:
«Вчера Иван Мейендорф рассказывает мне о письмах, полученных им из России в связи с "канонизацией" [царской семьи]... Вечером, по телевидению, рассказ о женщине, задушившей своего ребенка, потому что в нем был "демон". Все это после Англии, где мне много рассказывали о "расколах" и "скандалах" в среде неофитов, все ищущих "идеальной" и "чистой" Церкви. Спрашиваю себя: что это? Нечто типичное для нашего времени или же нечто постоянное? Ведь с самого начала в Церкви все время возникают эти темные, одержимые максимализмы: монтанизм, донатизм, всякие там павликиане, богомилы, хилиасты, староверы, с самого начала и до наших дней - апокалиптика, страхование, "ферапонты" всех мастей и оттенков. Это, по-видимому, соприродно христианству (а может быть, и "религии" вообще)».
Итак, канонизация РПЦЗ невинно убиенной Царской Семьи, явившей миру христианский подвиг прощения и любви поставлена в один ряд с делами изуверских сект богомилов и павликан. После, как всегда совершенно невнятной и двусмысленной тирады, славный протопресвитер объявляет, что все это «соприродно христианству». «По-видимому», - как всегда осторожно пытается сгладить свои нападки на Церковь Христову протопресвитер А.Шмеман...
Так же осторожненько и двусмысленно он клевещет и на богослужение. Один из многих примеров:
«Страстная неделя стала "дискурсивным рассказом" о том, что две тысячи лет назад произошло со Христом, а не явлением того, что совершается сегодня с нами. Это византийское, риторическое "сведение" счетов с Иудой, с иудеями, наш праведный, "благочестивый" гнев, направленный на них... Как все это звучит жалко после первого Евангелия. Великая пятница, день явления зла как зла, но потому и разрушения его и победы над ним, стал днем нашего маленького человеческого смакования собственной порядочности и торжества благочестивой сентиментальности. И мы даже не знаем, что мы, в конце концов, "упраздняем крест Христов"».
Характерное для протопресвитера А.Шмемана противопоставление исторически сложившегося церковного богослужения и Евангелия с целью манипуляции верующими. Как уже говорилось, Евангелие совершенно несовместимо не с исторической Церковью, а с его «богословием».
Враждебность к богослужебным текстам автоматически означает и враждебность к Византийскому периоду истории Церкви, когда они были сформированы:
«Лишний раз убеждаюсь в своей отчужденности от Византии, если не в некоей даже враждебности к ней».
«Мне уже давно оскомину набил "византинизм", наука для снобов и неудачников... Продолжающаяся жара. Читал сегодня свой доклад ("Symbols and Symbolism in the Byzantine Liturgy"). Вышло что-то вроде спора, оживившего ужасную - для меня - скуку такого рода симпозиумов... Но все это происходит в необычайно "шикарном" Dumbarton Oaks, с хорошими обедами и коктейлями, и потому терпимо».
Настоящий либерал - чисто плотский человек, отрицающий любой идеал ради комфорта и удобства. Протопресвитер А.Шмеман ради «шикарного» отеля, хорошего обеда и коктейля готов смириться даже с ненавистным ему «византизмом».
Широко известна цитата из журнала «Православная Русь», орган РПЦЗ, 1/14 мая 1990 г:
«Кажется, что прот. А.Шмеман полностью осуществлял идеал семейной духовности у себя дома... епископ Православной Церкви... на чистый понедельник, после вдохновляющей началопостной проповеди прот. А.Шмемана, в доме проповедника был угощен курочкой».
Итак, по его мнению, нет никаких святых, аскетов и подвижников, все монашество - это «игра в монашество», иерархи - недостойны ничего, кроме презрения. «Жалкий патриарх» - так, например, отзывается протопресвитер А.Шмеман о Патриархе Антиохийском за то, что он осмелился критиковать бомбящий православных палестинцев Израиль и дружить с арабами.
Вкусная еда и напитки, курево - вот единственная и подлинная реальность для подобных людей, а отнюдь не Царство Небесное.
Маленькие радости маленького человека - вот это, кажется, и есть то самое «радостное христианство» протопресвитера А.Шмемана. Курочки в Чистый Понедельник после «вдохновляющей проповеди» о посте, коктейли и сигаретки...
После чтения «Дневников» протопресвитера А.Шмемана все время вспоминается «последний человек» Ницше:
"Что такое любовь? Что такое созидание? Что такое страсть? Что такое звезда?" - так вопрошает последний человек и недоуменно моргает глазами.
Земля стала маленькой, и на ней копошится последний человек, который все делает таким же ничтожным, как он сам. Его род неистребим, как земляные блохи: последний человек живет дольше всех...
...Время от времени - немножко яду: он навевает приятные сны. И побольше яду напоследок, чтобы было приятнее умереть.
Они еще трудятся, ибо труд для них - развлечение. Но они заботятся о том, чтобы развлечение это не утомляло их чрезмерно.
Не будет уже ни бедных, ни богатых: и то, и другое слишком хлопотно. И кто из них захочет повелевать? Кто повиноваться? То и другое слишком хлопотно.
Нет пастыря, есть одно лишь стадо! У всех одинаковые желания, все равны; тот, кто мыслит иначе, добровольно идет в сумасшедший дом.
"Прежде весь мир был безумным", - говорят самые проницательные из них и бессмысленно моргают.
Все они умны, они все знают о том, что было: так что насмешкам их нет конца. Они еще ссорятся, но быстро мирятся - сильные ссоры нарушили бы их покой и пищеварение.
Есть у них и свои маленькие удовольствия: одно - днем, другое - ночью; но более всего они пекутся о здоровье.
"Мы открыли счастье", - говорят последние люди и бессмысленно моргают".
Чего же может хотеть «последний человек» больше всего после своих маленьких плотских радостей? Десакрализации Церкви, конечно, которая является живым упреком для него. Он еще может смириться с Церковью, как с клубом по интересам, полезным социальным институтом, но никак не с мистическим институтом Спасения, требующим от людей самоотверженности и жертвенной любви.
Так говорил протопресвитер А.Шмеман:
«Драма Православия: у нас не было ренессанса, не было пускай даже греховного, но освобождения от "сакральности". Вот мы и живем потому в несуществующих мирах - в Византии, в святой Руси, где угодно, только не в своем времени».
Мнение Святейшего Патриарха Кирилла о реннесансе резко отличается от шмемановского, он вовсе не печалится его отсутствием у нас:
"Ренессанс - возрождение. Возрождение - чего? Возрождение язычества, возрождение языческой философии с ее антропоцентризмом.... Идея Ренессанса, затем протестантская идея с ее несомненным антропоцентризмом и с отказом в нормативном значении Церковного Предания. Если вы откроете семинарский учебник, где сказано, чем протестантизм отличается от Православия, там написано: протестанты не признают Предания. И многие из наших семинаристов автоматически заучивают эту идею, не докапываясь до сути. А вся проблема именно в этом: если вы отрицаете Предание, вы отрицаете норму веры. То есть любая интерпретация веры становится законной. И поэтому совершенно неслучайна та колоссальная трансформация в области богословия (особенно нравственного богословия), которая произошла в протестантизме. Мы знаем, что сейчас проповедуют многие протестантские деноминации: это и возможность гомосексуальных браков, и женское священство и т.д. Так вот, протестантизм тоже был одним из источников. Третьим источником была еврейская философская мысль, как она сформировалась в Испании и как она реализовала себя в западно-европейских университетах: не нужно путать эту иудейскую философскую мысль с традиционным иудаизмом как религией. Это разные явления. Вот эти три источника западно-европейского либерализма - они и породили такое явление как либеральная философия и либеральная политическая мысль. И все это, конечно, укрепилось в эпоху Просвещения, а затем уже вошло в политическую практику через Французскую революцию".
Церковь сакральна, то есть священна, по определению. Ренессанс был наступлением антихристианских сил, действительно, весьма греховным.
Почему уж мы должны печалиться тому, что у нас не было такого реннесанса - вырождения, это одна из «загадок» пресловутого шмемановского «наследия». С его «высокоинтеллектуальными» пассажами, крайне мутными и невнятными. Но если попытаться перевести эту фразу протопресвитера А.Шмемана на человеческий язык, то выйдет, что этот «христианский священник» по названию, печалится о том, что Православие не согласно с установкой т.н. Ренессанса на то, что человек, а не Христос, стоит в центре мироздания, и религия должна занять свою узкую нишу в гетто безбожного («светского») либерального общества.
Но на деле это вовсе не означает, что мы живем «в несуществующих мирах». Церковь стоит над временем, не подвергаясь влияниям мира сего и веяниям времени.
Если рассмотреть эту проблему в чисто практическом аспекте, то в последние годы было особенно ярко видно, что шмеманисты, так любящие современность, это воистину «тростник колеблемый», люди с весьма слабыми навыками самостоятельного мышления. Известный «библеист» и «интеллектуал» А. Десницкий в начале 2000 года популяризировал в своих статьях маразматические страшилки американского Госдепа о «всесильных» исламских злодеях, якобы взорвавших небоскребы и Пентагон. Церковный же народ с самого начала усомнился в этой конспирологической версии Вашингтона о «всемирном заговоре» Аль-Кайды, которую якобы не могут победить все спецслужбы сильнейших государств мира, подозревая прагматичных американских политиков в намерении овладеть природными ресурсами мусульман под предлогами «борьбы с мировым терроризмом».
Киевские собратья по разуму Десницкого из либеральной секты шмеманистов несколько позже развернули бесплатную агитацию за Ющенко, вполне сообразно с духом времени веруя в то, что его «руки не крали», что он «приведет Украину в Евросоюз». Что «кровавая гэбня» из России прислала свой спецназ в Киев дабы «мочить» преданных Виктору Андреевичу «разумных» майданщиков.
Позже «шмеманисты» шарахалась от ужаса при виде курей, когда на Украине и в России была объявлена т.н. «пандемия» «птичьего гриппа». В период «пандемии» «свинского» пиара они же шарахались от свиней, а многие из них даже одели белые намордники, что лично наблюдал автор статьи. Хотя церковный народ и тогда преспокойно ходил в храмы и прикладывался к иконам. А вот хамелеонская мимикрия киевских либералов ко всем современным пропагандистским глупостям проявлялось в широкой цветовой гамме: сначала у их было красное - на груди, потом оранжевое - на рукаве, потом - белое - на лице.
Все эти прикладные моменты прямо следуют из установки человека: если он смиренен и пытается угодить Христу, ему дается верный ориентир и в сравнительно мелких житейских вопросах. Если же он пытается угодить міру сему и духу времени - его судьба быть всегда дезориентированной марионеткой в чужих руках. Не хочешь быть рабом Божьим - будешь рабом второразрядных политтехнологов.
Это маленькое отступление - только иллюстрация того, к чему приводит шмеманистов приводит ставка на свой слабый разум, а не на Волю Божью.
«Освобождение от сакральности» привело к бы к гибели миллионов душ в вечности. А на этом свете - к созданию общества манипулируемых демагогами стад двуногих существ, лишенных разума. Ведь десакрализация - это еще и «свобода» от любых координат критериев добра и зла во всех сферах жизни: в области экономики, политики, культуры, морали.
Церковь с ее священными критериями истины - последний эталон добра и зла. Без нее на землю обрушиться ад. И точно по Достоевскому, начнут с отрицания Бога, а закончат каннибализмом. Поэтому против нее и ведется такая атака снаружи и изнутри.
В этом свете интересна позиция анонимных цензоров из церковного Издательского отдела, которые недавно запретили книгу архимандрита Петра (Кучера) в магазинах РПЦ, так не объяснив церковному народу, что же в ней «не соответствует вероучению». Зато разрешили книги протопресвитера Шмемана и ему подобных «богословов», в которых органично смешиваются экклезиологические ереси, русофобия и ксенофобия по отношению к иным народам, клевета на святых и Церковь Христову.
Re: Шмеман. Критический взгляд.
Выдержки из Шмемана.
Разумный и логичный человек вряд ли способен к раскаянию. Он способен лишь к анализу
И подумать только, что они и веру считают "убеждениями", направленными на "ценности".
Божественная сила терпения. Больше всего для борьбы с дьяволом нужно терпение, а его-то меньше всего в человеке, особенно молодом. Главная опасность молодости – нетерпение
Бесконечная гордыня всего этого. Гордыня и пошлость. Искусственная взволнованность псевдопроблемами, гордость псевдознанием, важность пустоты. И теперь этот злосчастный "академизм", "проблематика", возможность каждому возомнить себя чем-то. И вера в "обсуждения", "выяснения", "коммуникации". Ни один человек в мире не обогатился обсуждениями. Только встречей с реальностью, с правдой, добром, красотой. Чувство полного бессилия - невозможности что бы то ни было во всем этом переменить, будучи при этом деканом. Радикальное непонимание между мною и другими и невозможность его формулировать, в любом рациональном споре каждый из них меня раздавит
Что такое молитва? Это память о Боге, это ощущение Его присутствия. Это радость от этого присутствия. Всегда, всюду, во всем.
Достоевский не только предсказал, но подлинно явил суть "бесов", завладевших западной душой. Хомяков предсказал крах западного христианства. Федоров предсказал и определил суть и механизм, злую сущность западной "экономики".
Не знаю, не знаю. С одной стороны, восхищение этим всесильным - для этих монахинь и им подобных - "антиподом" дьявольскому уродству и серости социализма. А с другой - чувство, что антипод этот - в этом виде - бессилен, обречен. Разрушь форму - и ничего, пожалуй, не останется...
Карташев когда-то в каком-то отзыве о кандидатской работе писал: "...где Христос, где апостолы, где Церковь? Все затмила собой огромная тень Старца..."
Если бы я был "старцем", то я бы сказал кандидату, [кандидат]ке, "взыскующим иночества", примерно следующее:
- поступи на службу, по возможности самую простую, без "творчества" (в банк к окошечку, например);
- работая, молись и "стяжай" внутренний мир, не злобствуй, не "ищи своего" (прав, справедливости и т.д.). Воспринимай каждого (сослуживца, клиента) как посланных, молись за них;
- за вычетом платы за самую скромную квартиру и самую скромную пищу - отдавай свои деньги бедным, но именно бедным, личностям, а не "фондам помощи";
- ходи всегда в одну и ту же церковь и там старайся помочь реально (не лекциями о духовной жизни или иконах, не "учительством", а "тряпочкой" - ср. преп. Серафим Саровский). Этого служения держись и будь - церковно - в полном послушании у настоятеля;
- на служенье не напрашивайся, не печалься о том, что не "использованы твои таланты", помогай, служи в том, что нужно, а не там, где ты считаешь нужным;
- читай и учись в меру сил - но читай не только "монашескую литературу", а шире (этот пункт требует уточнения);
- если друзья и знакомые зовут в гости, потому что они близки тебе, иди - но с "рассуждением", и не часто. Нигде не оставайся больше полутора, двух часов. После этого самая дружеская атмосфера - вредна;
- одевайся абсолютно как все, но скромно. И без "видимых" знаков обособления в "духовную жизнь";
- будь всегда прост, светел, весел. Не учи. Избегай как огня "духовных разговоров" и всяческой религиозной и церковной болтовни. Если так будешь поступать - все окажется на пользу...
- не ищи себе "духовного старца" или "руководителя". Если он нужен, его пошлет Бог, и пошлет, когда нужно;
- прослужив и проработав таким образом десять лет - никак не меньше, спроси у Бога, продолжать ли так жить или нужна какая-нибудь перемена. И жди ответа: он придет - и признаками его будут "радость и мир в Духе Святом".
Разумный и логичный человек вряд ли способен к раскаянию. Он способен лишь к анализу
И подумать только, что они и веру считают "убеждениями", направленными на "ценности".
Божественная сила терпения. Больше всего для борьбы с дьяволом нужно терпение, а его-то меньше всего в человеке, особенно молодом. Главная опасность молодости – нетерпение
Бесконечная гордыня всего этого. Гордыня и пошлость. Искусственная взволнованность псевдопроблемами, гордость псевдознанием, важность пустоты. И теперь этот злосчастный "академизм", "проблематика", возможность каждому возомнить себя чем-то. И вера в "обсуждения", "выяснения", "коммуникации". Ни один человек в мире не обогатился обсуждениями. Только встречей с реальностью, с правдой, добром, красотой. Чувство полного бессилия - невозможности что бы то ни было во всем этом переменить, будучи при этом деканом. Радикальное непонимание между мною и другими и невозможность его формулировать, в любом рациональном споре каждый из них меня раздавит
Что такое молитва? Это память о Боге, это ощущение Его присутствия. Это радость от этого присутствия. Всегда, всюду, во всем.
Достоевский не только предсказал, но подлинно явил суть "бесов", завладевших западной душой. Хомяков предсказал крах западного христианства. Федоров предсказал и определил суть и механизм, злую сущность западной "экономики".
Не знаю, не знаю. С одной стороны, восхищение этим всесильным - для этих монахинь и им подобных - "антиподом" дьявольскому уродству и серости социализма. А с другой - чувство, что антипод этот - в этом виде - бессилен, обречен. Разрушь форму - и ничего, пожалуй, не останется...
Карташев когда-то в каком-то отзыве о кандидатской работе писал: "...где Христос, где апостолы, где Церковь? Все затмила собой огромная тень Старца..."
Если бы я был "старцем", то я бы сказал кандидату, [кандидат]ке, "взыскующим иночества", примерно следующее:
- поступи на службу, по возможности самую простую, без "творчества" (в банк к окошечку, например);
- работая, молись и "стяжай" внутренний мир, не злобствуй, не "ищи своего" (прав, справедливости и т.д.). Воспринимай каждого (сослуживца, клиента) как посланных, молись за них;
- за вычетом платы за самую скромную квартиру и самую скромную пищу - отдавай свои деньги бедным, но именно бедным, личностям, а не "фондам помощи";
- ходи всегда в одну и ту же церковь и там старайся помочь реально (не лекциями о духовной жизни или иконах, не "учительством", а "тряпочкой" - ср. преп. Серафим Саровский). Этого служения держись и будь - церковно - в полном послушании у настоятеля;
- на служенье не напрашивайся, не печалься о том, что не "использованы твои таланты", помогай, служи в том, что нужно, а не там, где ты считаешь нужным;
- читай и учись в меру сил - но читай не только "монашескую литературу", а шире (этот пункт требует уточнения);
- если друзья и знакомые зовут в гости, потому что они близки тебе, иди - но с "рассуждением", и не часто. Нигде не оставайся больше полутора, двух часов. После этого самая дружеская атмосфера - вредна;
- одевайся абсолютно как все, но скромно. И без "видимых" знаков обособления в "духовную жизнь";
- будь всегда прост, светел, весел. Не учи. Избегай как огня "духовных разговоров" и всяческой религиозной и церковной болтовни. Если так будешь поступать - все окажется на пользу...
- не ищи себе "духовного старца" или "руководителя". Если он нужен, его пошлет Бог, и пошлет, когда нужно;
- прослужив и проработав таким образом десять лет - никак не меньше, спроси у Бога, продолжать ли так жить или нужна какая-нибудь перемена. И жди ответа: он придет - и признаками его будут "радость и мир в Духе Святом".
Re: Шмеман. Критический взгляд.
Выдержки из Шмемана.
“Превращение исповеди и таинства Покаяния в обязательное условие причащения не только противоречит Преданию, но его действительно искажает. Оно искажает учение о Церкви, создавая в нем две категории членов, из коих одна — миряне — в сущности отлучаются от Евхаристии, как самого содержания и исполнения своего членства, как его духовного источника.… Искажается учение о таинстве Причащения, которое начинает восприниматься как таинство для немногих достойных и чистых, а не как Таинство Церкви: грешников, безмерной любовью Божией всегда претворяемых в Тело Христово. И искажается, наконец, само христианское понимание покаяния: превращается в некое формальное условие для причастия, и на деле все очевиднее заменяет собою настоящую подготовку к причащению, то подлинное внутреннее раскаяние, которым вдохновлены все молитвы перед причащением. После трехминутной исповеди и разрешительной молитвы человек чувствует себя вправе приступить к Чаше, достойным и даже безгрешным, т. е. чувствует, по существу, обратное тому, к чему ведет подлинное приготовление к причастию”. о.Александр Шмеман.
“Превращение исповеди и таинства Покаяния в обязательное условие причащения не только противоречит Преданию, но его действительно искажает. Оно искажает учение о Церкви, создавая в нем две категории членов, из коих одна — миряне — в сущности отлучаются от Евхаристии, как самого содержания и исполнения своего членства, как его духовного источника.… Искажается учение о таинстве Причащения, которое начинает восприниматься как таинство для немногих достойных и чистых, а не как Таинство Церкви: грешников, безмерной любовью Божией всегда претворяемых в Тело Христово. И искажается, наконец, само христианское понимание покаяния: превращается в некое формальное условие для причастия, и на деле все очевиднее заменяет собою настоящую подготовку к причащению, то подлинное внутреннее раскаяние, которым вдохновлены все молитвы перед причащением. После трехминутной исповеди и разрешительной молитвы человек чувствует себя вправе приступить к Чаше, достойным и даже безгрешным, т. е. чувствует, по существу, обратное тому, к чему ведет подлинное приготовление к причастию”. о.Александр Шмеман.
Re: Шмеман. Критический взгляд.
Выдержки из Шмемана.
«Имея “родину” во Франции, будучи частью русского “народа”, я наконец ощущал США своим государством».
------------------
"все больше и больше НЕ ЛЮБЛЮ Византии, Древней Руси, Афона, т.е. всего того, что для всех --синоним Православия. Только самому себе я могу признаться в том, что мой интерес к Православию обратно пропорционален тому, что интересует -- и так страстно! -- православных".
"Думал о том, как я бесконечно устал от всего этого "православизма", от всей этой возни с Византией, Россией, бытом, духовностью, Церковью, церковностью, благочестием..."
“Я НЕ ЛЮБЛЮ, не могу любить Православной Церкви... и бабьего благочестия... Все эти дни — наслаждение от зимних Олимпийских игр в Инсбруке по телевизии".
“ложь, подделка, дешевка этого самодовольного, тупого, сентиментального "русского Православия"
“Как я устал от своей профессии... Такое постоянное чувство фальши, чувство, что играешь какую-то роль. И невозможно выйти из этой роли”.
“Отчуждение чувствую да отношению ко всему типично русскому уюту храма, к русскому благочестию, в котором мне всегда чудится какое-то тупое самодовольство".
“"Духовность", "церковность" - какие это двусмысленные и потому опасные понятия”.
“Разговоры... о той ''церковности", к которой я все сильнее испытываю настоящую аллергию... Больная религиозность. И все эти побеги— кто в Византию, кто в "Добротолюбие", кто на остров Патмос, кто в иконы”
“Вся эта восторженная и пустозвонная возня с "духовностью", "умным
деланием", "православием", "паламизмом", вся игра в религию, начиная с самого богословия — наступает момент когда все это просто давит унынием".
“Среда, 27 февраля 1974. (1-я седмица Великого поста. — Прим. авт.) Вчера в церкви за утреней пели целиком вторую часть канона Андрея Критского. И еще раз поразил контраст между этой божественно-грандиозной поэзией... и вкроплением в нее византийскими тропарями с их платонической сосредоточенностью на "душе моя", с полным нечувствием истории как Божественного "театра"”.
“Пятница, 29 ноября 1974. (Рождественский пост. — Прим. авт.) ...Чудный день! Сначала тихая, "легкая" обедня... Вечером — индюшка... Беспримесное счастье, полнота жизни”.
“Я почти совсем не молюсь, моя "духовная жизнь" — в смысле "подвига", "правила", всякого там "умного делания", всего того, о чем все время говорят кругом меня, — ноль".
Поздно вечером, уже в кровати читал, вернее — листал валаамский сборник о молитве Иисусовой. Странное чувство — словно о какой-то другой религии читаю... То же чувство испытывал, я помню, читай книгу об о. А.Мечеве”.
“Среда, 30 сентября 1981... Читал, просматривал вчера книгу епископа Игнатия Брянчанинова о смерти. Как можно такие книги писать? Как можно во все это верить?”.
--------------------
«Гомосексуализм. Вопрос, в конце концов, совсем не о том, “естественен” он или “противоестественен”, ибо вопрос этот, может быть, вообще неприменим к “падшему естеству”, в котором – в том-то и всё дело – всё извращено, всё в каком-то смысле стало “противоестественным”...»
--------------------
«Два часа перед телевизором: inauguration президента Картера. Как всегда – а это “мой” шестой президент – восхищение Америкой, подлинная радость».
«Удивительна эта всеобщая ненависть к Америке. Она действительно иррациональна. Америка другая – по отношению ко всему остальному в мире… Она “перемену” предлагает как метод жизни».
о. Александр Шмеман из “Дневников. 1973—1983” (М., 2005).
«Имея “родину” во Франции, будучи частью русского “народа”, я наконец ощущал США своим государством».
------------------
"все больше и больше НЕ ЛЮБЛЮ Византии, Древней Руси, Афона, т.е. всего того, что для всех --синоним Православия. Только самому себе я могу признаться в том, что мой интерес к Православию обратно пропорционален тому, что интересует -- и так страстно! -- православных".
"Думал о том, как я бесконечно устал от всего этого "православизма", от всей этой возни с Византией, Россией, бытом, духовностью, Церковью, церковностью, благочестием..."
“Я НЕ ЛЮБЛЮ, не могу любить Православной Церкви... и бабьего благочестия... Все эти дни — наслаждение от зимних Олимпийских игр в Инсбруке по телевизии".
“ложь, подделка, дешевка этого самодовольного, тупого, сентиментального "русского Православия"
“Как я устал от своей профессии... Такое постоянное чувство фальши, чувство, что играешь какую-то роль. И невозможно выйти из этой роли”.
“Отчуждение чувствую да отношению ко всему типично русскому уюту храма, к русскому благочестию, в котором мне всегда чудится какое-то тупое самодовольство".
“"Духовность", "церковность" - какие это двусмысленные и потому опасные понятия”.
“Разговоры... о той ''церковности", к которой я все сильнее испытываю настоящую аллергию... Больная религиозность. И все эти побеги— кто в Византию, кто в "Добротолюбие", кто на остров Патмос, кто в иконы”
“Вся эта восторженная и пустозвонная возня с "духовностью", "умным
деланием", "православием", "паламизмом", вся игра в религию, начиная с самого богословия — наступает момент когда все это просто давит унынием".
“Среда, 27 февраля 1974. (1-я седмица Великого поста. — Прим. авт.) Вчера в церкви за утреней пели целиком вторую часть канона Андрея Критского. И еще раз поразил контраст между этой божественно-грандиозной поэзией... и вкроплением в нее византийскими тропарями с их платонической сосредоточенностью на "душе моя", с полным нечувствием истории как Божественного "театра"”.
“Пятница, 29 ноября 1974. (Рождественский пост. — Прим. авт.) ...Чудный день! Сначала тихая, "легкая" обедня... Вечером — индюшка... Беспримесное счастье, полнота жизни”.
“Я почти совсем не молюсь, моя "духовная жизнь" — в смысле "подвига", "правила", всякого там "умного делания", всего того, о чем все время говорят кругом меня, — ноль".
Поздно вечером, уже в кровати читал, вернее — листал валаамский сборник о молитве Иисусовой. Странное чувство — словно о какой-то другой религии читаю... То же чувство испытывал, я помню, читай книгу об о. А.Мечеве”.
“Среда, 30 сентября 1981... Читал, просматривал вчера книгу епископа Игнатия Брянчанинова о смерти. Как можно такие книги писать? Как можно во все это верить?”.
--------------------
«Гомосексуализм. Вопрос, в конце концов, совсем не о том, “естественен” он или “противоестественен”, ибо вопрос этот, может быть, вообще неприменим к “падшему естеству”, в котором – в том-то и всё дело – всё извращено, всё в каком-то смысле стало “противоестественным”...»
--------------------
«Два часа перед телевизором: inauguration президента Картера. Как всегда – а это “мой” шестой президент – восхищение Америкой, подлинная радость».
«Удивительна эта всеобщая ненависть к Америке. Она действительно иррациональна. Америка другая – по отношению ко всему остальному в мире… Она “перемену” предлагает как метод жизни».
о. Александр Шмеман из “Дневников. 1973—1983” (М., 2005).
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения
Чт Ноя 25, 2021 5:43 am автор Admin
» Хам. За что?
Чт Ноя 25, 2021 5:21 am автор Admin
» Стихи разные.
Вт Июл 06, 2021 12:20 pm автор Admin
» Цитаты разных людей.
Пн Ноя 23, 2020 6:01 pm автор Admin
» Это интересно.
Сб Сен 19, 2020 9:58 am автор Admin
» Кураев.
Сб Июл 25, 2020 10:19 am автор Тамара
» Интересные соображения.
Чт Июл 23, 2020 1:17 pm автор Тамара
» Украина конечно.
Чт Июн 25, 2020 10:49 am автор Тамара
» Сатана в Церкви
Сб Июн 06, 2020 11:58 pm автор Admin