Православный Календарь
Библия программа
http://www.biblezoom.ru/ полезный продуктИкона дня
Статьи
http://www.proza.ru/avtor/afanasii2Дети в храме.
Участников: 3
Сретение :: Церковная жизнь :: Церковь
Страница 1 из 1
Дети в храме.
что делать?. Отзывы читателей портала Православие.Ru
На страницах портала Православие.Ru уже несколько раз поднималась тема, когда приводить маленьких детей в храм: к началу службы или только ко Причастию. Большинство родителей сталкивалось с тем, что дети определенного возраста не в состоянии сосредоточиться на Богослужении, они капризничают и своими капризами отвлекают остальных богомольцев от сосредоточенного переживания Божественной службы. Как поступить в этой ситуации: стать источником беспокойства для окружающих или ограничить время посещения храма для себя и своих детей, – на этот вопрос мы хотели бы получить и ваши ответы. Если вы – «состоявшийся родитель», т.е. смогли с детства воспитать свое, ныне подросшее чадо в православной вере, имеете живой опыт преодоления этой проблемы, пишите по адресу editor@pravoslavie.ru Лучшие заметки будут опубликованы.
***
Анна Мазур (пятеро детей): «Братья и сестры! Будем снисходительны друг к другу»
Здравствуйте! Я мама пятерых деток. Старшие – мальчики, уже большие: 11 и 14 лет. Младшие – девочки: 6 лет, 3,5 года и 11 месяцев.
Напишу о своем опыте.
Конечно, маме в ее работе по воспитанию детей невозможно оставаться без церковных служб и таинств. Дети забирают очень много сил – физических, душевных, духовных. Конечно, и радости они приносят много, но всё же нужно очень много отдавать.
Без сил мама становится раздражительной, часто впадает в уныние, а ведь ей постоянно надо проявлять деятельную любовь к детям и к мужу и еще, желательно, к остальным людям! А где же ей взять эту любовь, как не попросить у Господа?! Принести к Нему и Его Пречистой Матери свои тяжести! Попросить исцелить душу и наполнить ее любовью Христовой! Попросить вразумления, чтобы воспитывать чадо во славу Божию и на радость людям!
Как без этого? Я точно знаю, что невозможно!
Это ответ тем людям, которые спрашивают, зачем мама идет в храм и дитя с собой тащит.
Спасибо всем неравнодушным, кто считает, что чужих детей не бывает! На самом деле таких людей очень много! Они часто находят, как помочь маме, у которой уже на лице написано, что стоит она со своими малышами из последних сил, одного держа на руках, другого пытаясь утешить прикосновением руки, а третьему пытается подбадривающе улыбнуться.
Но, конечно же, надо стараться в храме сильно не шуметь, не отвлекать молящихся и не нарушать атмосферу службы. Мы стараемся приходить к Херувимской песне или даже еще позднее, к Символу веры, когда с нами совсем малыши.
Если в семье не один ребенок и даже не два, то это уже коллектив, который не может быть совсем тихим, особенно если в нем есть маленький младенец.
Мне кажется, каждая мама примерно представляет, как долго именно ее семья может не сильно беспокоить молящихся, – из этого и нужно исходить.«Каждая мама примерно представляет, как долго именно ее семья может не сильно беспокоить молящихся, – из этого и нужно исходить».
Постепенно это время будет увеличиваться.
А периодически можно стараться все-таки находить, с кем оставить деток, и маме приходить одной – спокойно помолиться. Пусть это будет нечасто, но ничего: именно в эти моменты многое понимаешь и набираешься новых сил!
Братья и сестры! Давайте будем стараться быть снисходительны к слабостям друг друга! И стараться помогать друг другу в трудный момент, и, конечно же, стараться не мешать и не раздражать друг друга! Ведь так учил нас Христос! По-моему, это и есть любить ближнего, как самого себя…
Простите, если в чем-то не права, и за многословие!
С Любовью о Господе,
Анна Мазур
***
Наталья Черненко: «На нашем приходе был один интересный случай»
Дети в храме – это такая же тайна, как и взрослый в храме. Как каждый человек приходит к Богу, только Ему и известно. Как это случается с детьми? Точно так же.
На нашем приходе был один интересный случай.
Одного 4–5-летнего ребенка нельзя было привести в храм даже к моменту Причастия. Переступая порог храма, он устраивал вопли во всю силу своих легких.
Нет, он не плакал, он кричал – от переизбытка чувств, видимо. Его бедная бабушка, свечница в том же храме, милейший, добрейший и скромнейший, к слову, человек, очень переживала за своего внука.
Ни уговоры, ни «выведение на улицу», ни запугивания не помогали. Он мешал не только прихожанам, но и священников отвлекал.
Наш дорогой батюшка, тем не менее, благословил ребенка в храм приводить, да почаще. Видимо, так нужно было: нам, прихожанам, – потерпеть, бабушке – посмиряться, священникам – проявить любовь к несмышленому чаду. Через некоторое – не очень продолжительное – время Господь призрел на любовь и терпение нашей большой православной семьи, усмирил малыша. Теперь это один из самых благочестивых маленьких прихожан.
***
Протоиерей Владимир Гамарис: «Нельзя приучать к небрежному отношению к Литургии, говоря “онижедети”»
«Онижедети» – часто слышу я в моем родном Киеве, когда «дети» уже не просто шалят, а совершают тяжелые грехи и преступления. Для того, чтобы этого не было, обязательно детей надо приучать к храму и к богослужению.
Умный родитель постарается сделать так, чтобы посещение храма было не тяжелой обязанностью, а совместной духовной радостью.
К преподобному Серафиму Саровскому пришла молодая мама и спросила: «Батюшка, а с какого возраста надо приучать ребеночка к храму и к молитве?» – «А вашему сколько?» – «Полгода». – «Вы уже опоздали на полгода», – ответил ей святой.
Мои маленькие сыновья всегда с радостью шли со своими родителями на Литургию. [url=http://jesuschrist.ru/bible/?q=%D0%A1 3-4]С 3–4[/url]-летнего возраста выстаивали Литургию полностью, крестились на каждом прошении диакона, хорошо знали богослужение. Хотя священнослужителями не стали, а вторая их радость в жизни (после православного церковного богослужения) – скрипка – привела их в Гнесинское училище.
По опыту приходского служения знаю, что дети с самого маленького возраста вполне могут приучиться к церковной службе. Для особо подвижных и нетерпеливых деток мы сделали детские площадки и возле собора, и возле Борисоглебской («детской») церкви.
В нашей Борисоглебской церкви есть специальные скамейки, где мамы могут переодеть ребенка зимой, богослужение состоит только из Божественной Литургии. Мы сознательно не совершаем в «детской» церкви требы, панихиды, заказные молебны, чтобы не переутомлять детей. Каждое воскресенье, каждый праздник Борисоглебская церковь полна молящимися детьми и их мамами. Когда мы восстанавливали этот храм, то по благословению правящего архиерея – Высокопреосвященнейшего Митрополита Ювеналия – расписали ее радостными, светлыми, пасхальными, яркими традиционными церковными росписями. Внутри храм стал похож на сказочную шкатулку. Детям очень нравится.
Ребенок чувствует благодать Духа Святого не хуже, а иногда лучше, чем мы, грешные взрослые.
Недостатки в отношении дитяти к службе надо исправлять, но с любовью. При этом нельзя приучать к небрежному отношению к Литургию, говоря «онижедети».
Хотел бы закончить цитатами святых преподобных Оптинских старцев в помощь родителям: http://www.optina.ru/lection/13/#1.
***
Марина Леванович: «Какой радостный сегодня день – как много в храме деток!»
Хочу высказать свою точку зрения по этому вопросу, поскольку эта тема затрагивает всех верующих, бывающих в храме на службах.
Когда я только начинала ходить в храм, воцерковляться, мне запомнилась проповедь батюшки, которая была как раз этому посвящена. Была воскресная служба, как всегда, много деток, которые то пищали, то разговаривали, то плакали. То и дело раздавались детские голоса. Многие молящиеся шикали на них и их родителей, одергивали, выказывали недовольство.
Батюшка же после службы сказал следующее: «Посмотрите, какой сегодня замечательный день – как много сегодня в храме деток. Какая радость, что становится больше верующих в Господа, которые уже с детства приходят в храм. Для них это уже неотъемлемая часть их жизни, это обязательно и естественно».
Мне настолько запомнились эти слова, эта неподдельная радость, что я тоже взглянула на это под совершенно другим углом.
Поэтому когда заплакал ребенок в храме или ребятишки не могут долго стоять спокойно, я стараюсь относиться к этому по-доброму. Главное – что они в храме.
У нас в храме Покрова Богородицы в Покровском-Стрешнево на службах часто бывают казаки – воспитанники самых разных возрастов, лет от 7. И, конечно, некоторым трудно еще почти неподвижно стоять всю службу, но как больно смотреть, когда умудренные и такие правильные взрослые начинают их дергать и ругать! Ну вряд ли от этого они смогут сосредоточиться на службе, молитве. Так же, как и окружающие. Ведь Господь нас учит терпимости, смирению.
Но высказывая свою точку зрения, я, конечно же, не имею в виду тех взрослых, которые устраивают из храма детскую площадку или, видя, что ребенка не удается успокоить, не выходят с ним из храма.
Истина, на мой взгляд, как всегда, где-то посередине. Суть – в отношении родителей, приходящих с детьми.
Если родители забывают об окружающих – это, безусловно, неправильно.
Так же неправильно, как и чрезмерно резко реагировать на любой писк ребенка.«Если родители забывают об окружающих – это неправильно. Но так же неправильно чрезмерно резко реагировать на любой писк».
Ведь это – жизнь. У детей свой темперамент, физиология. Но это не значит, что они не должны привыкать к правильной церковной жизни. Кто же тогда их научит?
Мне, например, гораздо больше мешают сосредоточиться бабушки, помогающие в храме, громко обсуждающие свои насущные проблемы и новости.
С уважением,
Марина
***
Вера Петровна Терехова: «Все, что я знаю о Православии, начинается с моей бабушки»
Давно наблюдаю за дискуссией о детях в храме, которая разворачивается на любимом мною сайте. Читаю, сравниваю с тем, что вижу в нашем храме, вспоминаю собственное детство. Начну с последнего.
В моей семье верующей была бабушка, причем она была воцерковленным человеком всю свою жизнь. А прожила она почти 96 лет, на которые пришлись события 1917 года, страшный 1918 год, гражданская война, эпоха борьбы с Православием, когда верующие ходили пешком за много километров, чтобы причаститься в чудом уцелевшем сельском храме, немецкая оккупация, послевоенная разруха, причуды земляка Хрущева и 80-е годы прошлого столетия. Умерла она на Сретение, 15 февраля 1986 года.
Перед смертью строго говела пять дней, причастилась, пришла домой после Причастия, прилегла и больше не встала. Через два дня потребовала священника, который после праздничной службы пришел только в 12 часов. Соборовалась, причастилась и через два часа отошла ко Господу.
Всё, что я знаю о Православии, начинается с моей бабушки и передается, теперь уже через меня, из поколения в поколение.
Я не помню, водила ли она в храм моих брата и сестру, но то, как ходила с ней в храм я, сформировало во мне четкие представления о том, как можно, как нельзя и как нельзя никогда.
Бабушка была неграмотная, с трудом расписывалась, никогда не читала молитвословов и Святое Евангелие. Всю жизнь молилась коротким молитвенным правилом Серафима Саровского. Хорошо понимала церковнославянский и пересказывала то, что читалось на службе.
Если меня брали в храм, то об этом мне объявлялось заранее. Независимо от того, шла ли я на Причастие или просто на службу, независимо от моего возраста, со мной накануне велась духовная беседа (это теперь я так называю тот серьезный разговор).Шла ли я на Причастие или просто на службу, независимо от моего возраста, со мной накануне велась духовная беседа
Надо сразу заметить, что большую часть своей жизни я была невыносимо болтлива, лезла через головы взрослых и всегда вставляла свое мнение там, где этого не нужно было делать.
Разговор был всегда очень серьезный (бабушка была крутого нрава, жестким, иногда жестоким человеком). Смыслом его был Страх Божий, который она пыталась поселить во мне.
Второе чувство, которое мне прививалось, – это отношение к Дому Божиему как к Великой Святыне. До сих пор я вспоминаю то чувство, с которым я переступала порог Введенской церкви: страх перед Богом, благоговение перед Богом и еще какое-то странное чувство, прорезающееся внутри меня, – любовь к Богу, любовь, преодолевающая страх.
В храм одевалось лучшее платье, которое только находилось в моем скудном гардеробе, а вот платок на голову мне не повязывался. Бабушка говорила, что отроковицам он не обязателен, а вот когда девочка становится девушкой – вот тогда одевается косынка или шарфик. Она и своим дочерям, а было их у нее пять, и мне завязывала ленты, как когда-то завязывали ей. Все готовилось вечером: гладилось, штопалось, начищалось. Утром, после короткой молитвы, мы отправлялись в храм.
Отдельная часть беседы посвящалась тому, как в храме нужно себя вести. Категорически запрещалось разговаривать в храме. Запрет этот объяснялся просто: «Это грех». Понятие греха воспитывалось с детства, и никаких поблажек на возраст, незнание и неумение не давалось. Категорически запрещалось отходить от взрослых, сновать по храму между людьми, задавать вопросы. Моя сознательная память начинается с трехлетнего возраста, но я не могу вспомнить, когда и как меня учили осенять себя крестом. Мне кажется, что это я знала всегда.
Бабушкина крепкая рука держала меня за левое плечо, я стояла чуть впереди, рассматривала иконы и слушала, как идет служба.
Когда я уставала, в этот самый момент служба чудесным образом заканчивалась и начиналась подготовка к Таинству Причастия.Когда я уставала, в этот самый момент служба чудесным образом заканчивалась
Я не знаю, может, мне это кажется, а может, детские воспоминания стерлись, но как-то тогда это было иначе.
Если мы не причащались, то шли в конец храма, где бабушки и больные присаживались на лавку. Они дружно двигались и выделяли местечко для Лениной внучки (мою бабушку звали Елена Яковлевна). После службы полагалось принять просфору.
Особым образом помолившись, дав обещание не потерять ни одной крупинки, я получала этот Священный Хлеб в свои детские ладошки. Ничего вкуснее в моей жизни не было и нет.
Недавно в одном из величайших храмов России, прихожанкой которого, по великой милости Божией, я состою, еще молодая бабушка протягивает просфору внучке, только что получившей Святые Дары. Внучка, лет пяти или шести, громко восклицает: «Ой, булочки!» – и начинает хлопать в ладоши. Меня действительно прошил «столбняк». На все мои попытки объяснить ребенку, что это Святая Просфора, был категоричный ответ бабушки: «Она еще маленькая».
Когда мне исполнилось десять лет, мы с бабушкой отправились на Великую Пасхальную службу. В храм меня не пустил комсомольский патруль. Бабушка после этого как-то сникла и больше не брала меня в храм. Через четыре года она выдала нам с братом (по нашей просьбе) Святое Евангелие, которое хранилось в святом углу за иконами, подробно объяснив нам, как бережно нужно относиться к этой книге, и мы его прочитали.
Своего сына я водила в храм до восьми лет. Потом наступил период, когда мы в храм не ходили. [url=http://jesuschrist.ru/bible/?q=%D0%92 201]В 201[/url]0 году я начала воцерковляться, а год назад ко мне присоединился и мой сын.
Два года назад я стала прихожанкой Сергиево-Казанского кафедрального собора, который построили супруги Машнины, с колокольни которого выпал обычный отрок Прохор, а на землю приземлился Великий Святой – Серафим Саровский.
До этого я была прихожанкой другого храма – новостроя в спальном районе, в пяти минутах ходьбы от дома.
Однажды пришла в Сергиево-Казанский собор и больше не смогла расстаться с этим особенным местом, осененным стопами Пресвятой Богородицы. Опыт моих наблюдений позволяет сделать выводы, которые я попытаюсь изложить в этих заметках.
В нашем храме много детей разных возрастов, есть семьи, в которых три поколения прихожан стоят на службе, есть многодетные семьи, много молоденьких родителей с грудничками. Маленьких деток много, а вот подростков 13–14 лет можно пересчитать по пальцам. Все семьи разные, а проблемы у всех одни (как-то эта фраза похожа на Толстого, но поверьте, это действительно так).
Можно привести много примеров, но я ограничусь выводами. Часто мамочки уклоняются от необходимости одернуть свое разыгравшееся чадо, жестко взять за руку и поставить рядом с собой, запретить вести себя так, как это делает ребенок. Они перекладывают это на плечи отцов, сохраняя при этом свою безучастность. Мне, воспитавшей своего сына в одиночку, бывшей для него и мамой, и папой, это странно и непонятно. Как можно безучастно смотреть и ничего не делать?!
Все-таки без примеров не обойтись. В нашем храме есть семья, в которой двое девочек-близняшек семи лет и брат лет пяти. Между сестрами конкуренция за первенство, но они мгновенно объединяются, когда нужно побороться с братом. Героический папа приходит на утреннюю службу (в 7 часов), чтобы помолиться, а к следующей службе приводит детей. Иногда с ними приходит мама.
Лето. Двунадесятый праздник. В храме много народа, открыты окна. Папа где-то замешкался, и дети остались одни. Служба подходит к концу, и дети собрались в правом углу храма, где большую часть времени стоит Гроб Господень, на который в Страстную пятницу укладывают Плащаницу. Сестры борются друг с другом, брат, как всегда, держится в сторонке. Одна из сестер пытается с ногами взобраться на церковный подоконник. Мама безучастно наблюдает за происходящим. Стоя за ее спиной, громко говорю: «Ну правильно, еще на окнах не висели как обезьяны». После драматической паузы мама все-таки зовет дочь. Дети мгновенно преображаются и собираются вокруг нее. Скажите, почему нужно ждать реакции прихожан? Что мешало этой мамочке вмешаться в ситуацию раньше?
Рассказывать можно много, дело ведь не в этом. К этому примеру можно добавить много других, совершенно положительных. Я хочу ответить мамочке, у которой есть время писать такие обширные статьи с такими обширными рассуждениями.
В начале советы:
– любую проблему, возникающую в вашей жизни, начинайте решать с себя. Не с мужа, не с ворчливых и скандальных прихожан, а с себя драгоценной. Первый вопрос самой себе: «Что же я делаю не так, и почему возникают эти проблемы?»;
– посмотрите вокруг, обратите внимание на своих братьев и сестер по вере и по Церкви. Среди них полно добрых и отзывчивых людей. Это и те самые бездетные девушки, которые еще не успели обрести свое семейное счастье, и бабушки, у которых собственные внуки далеко, которые с любовью смотрят на ваших деток и готовы помочь. Шагните им навстречу. Но помогать можно только тогда, когда духовные основы в детях уже заложены. Так что если вы беременны – самое время начать обучать будущего ребенка духовным основам, привлекая к этому младших детей.Если вы беременны – самое время начать обучать будущего ребенка духовным основам
Еще несколько слов о вашем отношении к людям. Время, когда ваши дети вырастут и разлетятся из родного гнезда, наступит неизбежно, и тогда вы поймете, что ничего из этой жизни нельзя забыть. Материнская память так устроена, что в ней сохраняется всё, периодически возникает и заставляет задуматься снова и снова. В далеком 1993 году священник-монах, положив руку на голову моего шестилетнего сына, сказал мне такие слова: «Держите, матушка, своего сына и учите, хотя учить уже поздно, уже вдоль лавки лежит, а учить надо, когда поперек». Только 20 лет спустя я начинаю понимать всю глубину и мудрость этого совета.
Вы не просто мамочка, вы – Матушка, жена священника, предмет внимания и заботы его прихожан. Вы сами выбрали этот путь, вас никто не заставлял. Храм – это Дом Божий, а не место работы. Проявите талант и духовную зрелость, организуйте свою жизнь и жизнь своих детей. Помогите в этом своему мужу и всей Православной Церкви. Станьте духовным ориентиром для наших детей.
С уважением и пожеланием духовной благодати –
Вера Петровна Терехова,
прихожанка Сергиево-Казанского кафедрального собора,
г. Курск
***
Татьяна (трое детей, живет в Германии): «Проблемы закончились, когда я начала воспринимать роль матери как службу Богу»
Здравствуйте! Мне хочется поделиться опытом по поводу детей в храме. У меня с третьей дочерью проблемы совмещения молитвы и внимания к ребенку закончились, когда я начала воспринимать роль матери как службу Богу.
Например: читаю вечернее правило. Ребенок заметил, что я отошла (вниманием) от нее, и начинает как-то привлекать меня обратно.
Я откладываю молитвослов и (с любовью!) обращаюсь к ней (ведь она – тоже образ Божий).
Вопросы, проблемы решаю быстро и снова возвращаюсь к молитвенному чтению (вслух).
Дочка вскоре поняла, что я не ухожу от нее, и стала воспринимать длинные молитвы как совместное таинство…
Одним словом, мне помогло понимание того, что человек – это образ Божий и молитва неотделима от делания своего дела. Вот. Простите.
***
Светлана Колосова (матушка, шестеро детей): «Почему я должна ставить свою молитву выше, чем спокойствие окружающих?»
У нас шестеро детей. Было время, когда я ходила к Причастию с тремя детьми одновременно, с четырьмя. Но помолиться и причаститься самой получалось один раз в месяц, когда приезжала моя мама и отпускала меня.
Муж у меня священник, со временем мы перешли в отдельный храм, я стала регентовать и должна была приезжать на каждую службу. Поэтому пятый и шестой ребенок родились, не отходя от клироса, часто спали в коляске рядом.
Считаю, что многодетная мама должна изыскивать возможность причаститься без детей (раз в месяц, мне кажется, это реально). Остальное время приводить детей к Причастию, чтобы не мучить их, если они не могут спокойно находиться в храме, и окружающих людей, включая клиросных, которым очень тяжело петь, если в храме шумно, и служащего священника, который должен предстоять перед Престолом Божиим, не думая о чьем-то малыше, который чувствует себя некомфортно в храме и мучает маму и всех молящихся.
Я со своими маленькими детьми «пулей» вылетала из храма, если они только начинали «пищать», и считаю это правильным: почему я должна быть такой эгоистичной и ставить свою молитву «любой ценой» выше, чем спокойствие окружающих?
***
Дарья Лапшина (сын Георгий, 6 лет): «Дети не должны стать помехой в духовной жизни взрослых»
Точно помню этот день – это было Вербное воскресенье (я очень люблю этот праздник – особенный, светлый, яркий, наполненный счастьем и светом, духом Святым). Мы пришли на Литургию с сыном. Я – купаясь в этом внутреннем солнце предстоящего Причастия, а сын – с красивым пушистым букетом вербы. На тот момент ему было без малого 6, тот возраст, когда дети, как я считаю, уже могут осознано понимать, что и как происходит в Церкви, как идет служба и вообще зачем туда ходят люди.
И вот в тот самый день, в Вербное воскресенье, стоя со мной в очереди на исповедь, он вдруг САМ решил, что тоже пойдет на исповедь. Хотя не должен, мал еще.
Но он сам пошел, что-то говорил, отец Владимир пытался скрыть в окладистой бороде добрую улыбку…
Как так вышло? Я была невероятно обрадована, но отнюдь не удивлена таким поворотом событий. Я думаю, что это вполне закономерно, если есть семья – «единая чаша».
Ведь невозможно, например, чтобы родители постились, а ребенок даже не знал, что это такое. Или не знал, имя какого святого он носит и чем этот святой известен.
(Естественно, что в свои теперь уже полные 6 лет он постится – это однозначно решение уже взрослого человека.)
Дети ни в коем случае не должны стать досадной помехой в духовной жизни взрослых.
Они непременно должны быть вовлечены в духовную жизнь родителей. Таким образом, они – по примеру взрослых – раньше начнут формировать и собственный путь внутреннего развития, а это ох как поможет в будущем…
И дом, обращенный в малую Церковь, обращенный к Церкви «великой», станет местом христианского образования всех членов семьи…
Мы объясняли ребенку какие-то моменты очень постепенно – примерно с 4 лет. Раньше, думаю, это бессмысленно: до четырех лет храм для него – это где красиво горят свечки (разные по размеру, что важно), вкусно пахнет ладаном, крестятся, плачут и так далее, но смысл в общем и целом – не ясен. Хочется побегать, пошалить, заняться, наконец, этими свечками. Ох, как же они манили моего сына…
Весьма важным я бы назвала в этом случае принцип наглядности: ребенок берет пример с взрослого.
И ему нужно всё объяснять – и в храме (шепотом), и дома, конечно же.
Еще очень важен и внешний вид дома – иконы, например.
Никогда не забуду, как радовался ребенок, когда я подарила большую, ручной работы икону Георгия Победоносца – он ни одной машинке так не радовался, как этому подарку.
Нелегко привлечь внимание ребенка к «душеполезным» беседам, но поразительная вещь: если родители обсуждают что-то между собой, то дети ловят каждое слово, они, как губки, всё впитывают в себя и прекрасно запоминают. Еще бы: им не надо терпеть скучные наставления – они подслушивают взрослый разговор.
И если папа с мамой обсуждают за столом страдания 40 святых мучеников Севастийских, то дети слушают так же увлеченно, как самые интересные приключения. Но для этого, конечно, требуется подготовка родителей.
С огромным уважением, для любимого портала,
Дарья
Re: Дети в храме.
Некоторые выдержки из известной книги прот.Владимира Воробьева "Покаяние. Исповедь. Духовное руководство".
- Спойлер:
- Но гораздо более трудные проблемы встают в другом случае: когда дети вырастают в семье верующей. Вот это проблема, с которой я не умею справиться. Это, возможно, самое трудное и актуальное для нас.
Детям, воспитанным в верующих семьях, со временем надоедает то, что им предлагают родители. Родители и священник должны быть к этому готовы. Привыкнув ко всему церковному, как к обычному, обыденному, как к тому, что навязывается старшими наравне со многим другим, что делать неприятно, неинтересно, но нужно, они начинают не вполне осознанно отвергать все это. У таких детей начинает проявляться какая-то центробежная энергия. Они хотят чего-то нового для себя, они хотят постичь какие-то неизведанные ими способы жизни, а все, что говорит мама, или бабушка, или отец, — все это уже кажется пресным. Такие дети очень легко находят недостатки у церковных людей, которые начинают казаться им ханжами, скучными моралистами. Они очень часто в церковной жизни уже не видят ничего достаточно светлого. Такой вектор, такая направленность из церкви делает их по существу не способными воспринимать благодать Божию. Участвуя в таинствах, даже в причащении Святых Христовых Таин, по существу говоря, они ничего не переживают, они оказываются, как это ни странно, в детском возрасте малоспособными переживать причащение Святых Христовых Таин как соединение с Богом, как встречу с Богом. Для них это одно из привычных, воскресных, праздничных состояний. Для них церковь часто становится клубом, где можно встретиться и поговорить друг с другом. Они могут здесь о чем-то интересном сговориться, дождаться с нетерпением, когда же кончится служба и они вместе побегут куда-то по секрету от родителей в мир окружающий, во всяком случае не церковный.
Иногда бывает хуже: им нравится шалить в церкви, даже и такое бывает, или подсмеиваться над разными людьми, которые здесь в церкви находятся, иногда даже над священниками. Если они что-то умеют, если занимаются в церковном хоре, то они с большим удовольствием будут обсуждать, как поют сегодня и — без конца и края всякие насмешки над хорами, над разными певчими, кто как поет, кто что-то слышит, кто что может, кто что понимает. Они всегда чувствуют себя маленькими профессионалами, которые способны оценить все это. И в таком зубоскальстве, у них может пройти вся литургия и вся всенощная. Они совершенно могут перестать чувствовать святость Евхаристического канона. Но это не помешает, когда вынесут Чашу, стать первыми, или, может быть, не первыми, наоборот пропустить маленьких вперед и очень чинно подойти к Чаше, причаститься, потом так же чинно отойти, и через три минуты они уже свободны, все уже забыли и опять предаются тому, что интересно по-настоящему. А момент причащения Святых Христовых Таин... это все для них привычно, все известно, все это мало интересно.
Легко научить детей выглядеть всегда православными: ходить на службы, сначала к Чаше пропустить младших, уступить место. Они все это могут делать, и это, конечно, хорошо. Приятно видеть таких воспитанных детей. Но это совершенно не означает, что они при этом живут духовной жизнью, что они по-настоящему молятся Богу, что они ищут общения с Богом. Это совершенно не означает устремления к реальному соединению с благодатью Божией.
Соответственно такому их образу жизни возникают трудности на исповеди. Ребенок, который с малолетнего возраста (с семи лет обычно), приходит на исповедь, причащается очень часто по традиции. Скажем, в нашем храме дети причащаются на каждой литургии, на которую их приводят или на которую они приходят сами. Фактически получается раз в неделю, иногда чаще. Исповедь для них бывает сначала очень интересной и вожделенной, потому что им кажется, что когда они будут исповедоваться, то это означает их некую взрослость, что они уже стали большими. И пятилетний ребенок очень хочет скорее начать исповедоваться. И первые его исповеди будут очень серьезными. Он придет и скажет, что он не слушается маму, что он побил сестренку, или что плохо сделал уроки, или плохо помолился Богу, и скажет это все весьма умилительно, серьезно. Но очень скоро, буквально через месяц или два, окажется, что он к этому совершенно привык, и дальше идут целые годы, когда он подходит и говорит: "Я не слушаюсь, я грублю, я ленюсь". Таков короткий набор обычных детских грехов, весьма обобщенных. Он выпаливает их мгновенно священнику. Священник, который замучен исповедью свыше всякой меры, естественно, прощает и разрешает его за полминуты, и все это превращается в ужасающую формальность, которая, конечно, ребенку больше вредит, чем помогает.
По прошествии нескольких лет оказывается, что для такого церковного ребенка уже вообще непонятно, что он должен над собой как-то работать. Он даже не способен испытывать настоящего чувства покаяния на исповеди. Для него не составляет никакого затруднения сказать, что он плохо сделал. Он это говорит совершенно легко. Так же, как если ребенка привести в поликлинику в первый раз и заставить его раздеваться перед врачом, то он будет стесняться, ему будет неприятно. Но, если он лежит в больнице и каждый день он должен поднимать рубашку, чтоб его слушал доктор, то через неделю он это будет делать совершенно автоматически. У него это не будет вызывать никаких эмоций. Так и здесь. Исповедь уже не вызывает никаких переживаний у ребенка.
...
Мне кажется, что нужно стремиться к тому, чтобы как можно дольше оттянуть начало исповеди. Некоторые наивные мамы (таких очень много), если ребенок плохо себя ведет в шесть лет, говорят:
— Батюшка, поисповедуйте его, чтобы он уже начал каяться, может будет лучше.
На самом деле, чем раньше мы начнем его исповедовать, тем это хуже для него. Нужно помнить, что не зря Церковь детям не вменяет их грехи до семи лет (а раньше это было гораздо дольше). Дети не могут быть вполне ответственны за все так же, как взрослые. Тем более, что их грехи, как правило, не смертные. Просто они плохо себя ведут. И лучше их допускать к причастию без исповеди, чем профанировать таинство покаяния, которое они не способны воспринять в силу маленького возраста по-настоящему.
Можно поисповедовать такого грешника один раз в семь лет, а потом в восемь лет, и еще раз — в девять. И как можно дольше оттянуть начало регулярной частой исповеди, чтобы исповедь ни в коем случае не становилась привычной для ребенка. Это не только мое мнение, это мнение многих опытных духовников.
Есть и другое очень важное ограничение. Может быть, таких детей, которые явным образом страдают привыканием к святыне, нужно ограничить и в таинстве причащения. В таком случае лучше, чтобы дети причащались не каждую неделю, тогда причащение для ребенка станет событием. Я скажу вам о своем личном опыте. Когда я был маленьким (было еще сталинское время), вопрос стоял так: если я буду ходить в церковь постоянно, то меня обязательно увидят школьники, которые живут рядом, мои одноклассники, об этом сообщат в школу, и тогда, скорее всего, посадят моих родителей, а меня выгонят из школы. Я вырос в верующей семье, и мои родители были верующими с рождения, среди наших родственников почти все сидели в тюрьмах, дед мой три раза сидел в тюрьме, в тюрьме и скончался: так что была реальная опасность, ходить в церковь часто было невозможно. И я помню каждый мой приход в церковь. Это было для меня великим событием. И, конечно, речи быть не могло о том, чтобы там шалить... Если хотите, я считанные разы в детстве ходил в церковь. Это было очень трудно, поэтому это был всегда огромный праздник. Я прекрасно помню, каким великим событием была для меня первая исповедь. Потом вторая (наверное, через год), в общем за все свое детство я исповедовался несколько раз, как и причащался несколько раз за все свое детство. Много лет я просто не причащался или причащался крайне редко, каждый раз это нужно было выстрадать. Причастие Святых Христовых Таин и во взрослом возрасте я переживаю как событие для себя великое. И никогда иначе не было. И, конечно, я благодарю Бога, что Господь не дал мне привыкнуть к святыне, привыкнуть к церкви, к церковной жизни.
Как это ни странно, условия гонений, которые помешали очень многим быть верующими, были более благоприятны для тех, кто все-таки был в церкви. Сейчас не так. Скажу, что меня мама приучила молиться с самого рождения, как только я себя помню, я помню, что молился Богу каждый день утром и вечером. Я помню, что она учила меня читать "Отче наш" и "Богородице Дево", и я читал эти молитвы почти до взрослого возраста. А потом еще "Верую" добавилось и несколько слов своих, когда я поминал близких, родных. Но вот такого: утренних молитв и вечерних — я не читал в детстве до довольно позднего времени. То есть, я стал их читать, когда захотел это сам делать, когда мне показалось, что моей молитвы недостаточно, захотелось посмотреть книги церковные, и я увидел там утренние и вечерние молитвы и сам их для себя открыл, нашел и стал читать по собственному желанию.
Я знаю, что сейчас во многих семьях все не так. Сейчас наоборот родители как можно раньше стараются своих детей заставить как можно больше молиться. И отвращение к молитве возникает в удивительно быстрые сроки. Я знаю, как один замечательный старец, прямо писал по этому случаю уже большому ребенку: "Не нужно столько молитв тебе читать, читай только "Отче наш" и "Богородице Дево, радуйся", а больше ничего не читай, больше ничего не нужно".
Нужно, чтобы ребенок святое, великое получал в таком объеме, в каком он способен переварить. В чем тут причина? Мою мать воспитывали в верующей семье. И она учила меня так, как учили ее. Она помнила свое детство и учила своих детей по памяти. Как это обычно бывает в жизни. А потом произошел разрыв непрерывности духовного опыта и несколько поколений выпало из церковной жизни. Потом они обретают церковную жизнь уже во взрослом возрасте. Когда приходят взрослые девушки или женщины, то им уже дают, естественно, правила большие, они каются по-настоящему. И когда они выходят замуж, и появляются у них дети, — они своим детям дают все то, что когда-то дали им, когда они пришли в церковь. Очевидно, так происходит. Они не знают, как воспитывать детей, потому что их в детском возрасте никто не воспитывал в жизни церковной. Они стараются детей воспитать так, как воспитывают взрослых. И это роковая ошибка, которая приводит к самым плачевным результатам.
Я прекрасно помню одну знакомую моей матери из близкой церковной семьи, у которой было много детей. И помню, что она своих детей с самого детства водила в церковь. Но как? Она приводила детей обычно к моменту причастия, или совсем незадолго до причастия. Они входили в церковь, где они должны были вести себя абсолютно благоговейно, там нужно было на цыпочках пройти, сложивши ручки, причаститься и сразу из церкви уходить. Она не давала им в церкви ни одного поворота головы сделать, ни одного слова сказать. Это святыня, это святая святых. Вот это она прививала своим детям и они все выросли глубоко верующими людьми.
У нас теперь не так делается. У нас мамы хотят молиться Богу, хотят простоять всю всенощную, а детей некуда деть. Поэтому они приходят в церковь с детьми, здесь отпускают их, а сами молятся Богу. И думают, что детьми должен заниматься кто-то другой. И дети бегают по храму, вокруг церкви, безобразничают, дерутся в самом храме. Мамы молятся Богу. В результате получается атеистическое воспитание. Такие дети легко вырастут революционерами, атеистами, людьми безнравственными, потому что у них убито чувство святыни, благоговения у них нет. Они не знают, что это такое. Причем у них выбили самое высокое — святыню в самом ее высоком выражении. Даже церковь, даже литургия, даже причастие Св. Христовых Таин - уже ничто для них не свято. Каким еще авторитетом можно будет их потом поворотить к церкви, — неизвестно.
Вот поэтому, мне кажется, что очень важно детей ограничивать в их посещении Церкви, в количестве посещений, и во времени посещений. И, может, в причащении, в исповеди. Но это очень трудно, потому что как только мы начнем детей причащать без исповеди, поднимется возмущение, скажут: "Как это, разве можно без исповеди причащаться после семи лет?"
И вот дисциплинарная норма, которая введена была для взрослых, и которая тоже имеет в себе некоторую неправильность, для детей оказывается губительной. Нужно так повернуть жизнь детей, чтобы они свою церковную жизнь заслужили. Если уж не выстрадать, то заслужить. Нужно как-то потрудиться для того, чтобы было можно пойти в церковь.
Очень часто бывает так, что ребенок в церковь идти не хочет, но мама хватает его за руку и тянет его за собой:
— Нет, пойдешь в церковь!
Он говорит:
— Я не хочу причащаться.
— Нет, ты будешь причащаться!
И вызывает этим уже полное отвращение ко всему у ребенка. Ребенок начинает кощунствовать и богохульствовать прямо перед Чашей и бить мать руками и ногами и рваться от Чаши. А должно быть как раз наоборот. Ребенок говорит:
— Я хочу причащаться!
А мать говорит:
— Нет, ты не будешь причащаться, ты не готов, ты плохо вел себя эту неделю.
Он говорит:
— Я хочу поисповедоваться.
А она говорит:
— Нет, я тебе не позволяю, ты не можешь идти в церковь, ты должен это заслужить.
Бывает, детей берут из школы, чтобы они пошли на праздник церковный. И вроде бы это хорошо и хочется, чтоб они приобщились к празднику и благодати Божией. У меня у самого дети, я сам так делаю, поэтому очень хорошо это понимаю. Но здесь есть опять-таки очень большая проблема. Это только тогда хорошо, когда ребенок это заслужит. А если он всегда может пропустить школу и идти на праздник, то для него этот праздник уже делается праздником потому, что он школу прогуливает, а не потому, что это, скажем, Благовещение, или Рождество, или Крещение, потому что ему сегодня не нужно идти в школу и готовить уроки. То есть это все девальвируется и профанируется беспредельно. И это недопустимо. Может быть, лучше, полезнее для души человека, для души ребенка, сказать:
— Нет, ты не будешь на празднике, ты пойдешь в школу и будешь учиться.
Пусть он лучше в своей школе плачет о том, что он не попал на Благовещение в храм. Это будет полезнее для него, чем прийти в храм и в храме совершенно ничего не ценить, ничего не чувствовать. Все должно в жизни ребенка быть переосмыслено с этой точки зрения. Ребенку нужно поставить суровые условия, чтобы он понял, что церковь для него — труднодостижимая цель.
...
Все вышесказанное о детях можно резюмировать очень кратко. Ни в коем случае нельзя допустить, чтобы исповедь становилась для детей просто частью церковного быта. Если так случится, то это профанация, это очень трудно исправимая беда.
Думающий- Сообщения : 6
Дата регистрации : 2014-10-20
Re: Дети в храме.
Спасибо о. Владимир.
Собственно всё, что говорит о детях о. Владимир Воробьёв во многом относится и ко взрослым. С нами то же самое происходит. Иное дело, что мы уже способны сами отслеживать свои зигзаги, но и то не всегда.
Вспомнился случай. Тоже дети привычно шалят, бегают между взрослыми, играют в прятки и со свечами. Когда для взрослых стало проблемой поставить свечку, я обратился к шестилетнему шалуну, зачем он так делает. "А мне мама разрешила". А мама супруга одного из молодых священников этого храма.
Папа служит, ребенок шалит, мама кормит из сосочки грудного младенца. Храм для них просто дом родной, в который пришли многочисленные гости, которых они не особо то и приглашали, но выгнать неудобно, а жить-то как-то надо.
Что тут скажешь? Чем помочь? Настоятель всё видит и знает, всем всё привычно и ..... . Вот священник, бывший актер и вернулся к своей старой профессии. Фамилию называть не буду.
Помоги Господи и прости.
Собственно всё, что говорит о детях о. Владимир Воробьёв во многом относится и ко взрослым. С нами то же самое происходит. Иное дело, что мы уже способны сами отслеживать свои зигзаги, но и то не всегда.
Вспомнился случай. Тоже дети привычно шалят, бегают между взрослыми, играют в прятки и со свечами. Когда для взрослых стало проблемой поставить свечку, я обратился к шестилетнему шалуну, зачем он так делает. "А мне мама разрешила". А мама супруга одного из молодых священников этого храма.
Папа служит, ребенок шалит, мама кормит из сосочки грудного младенца. Храм для них просто дом родной, в который пришли многочисленные гости, которых они не особо то и приглашали, но выгнать неудобно, а жить-то как-то надо.
Что тут скажешь? Чем помочь? Настоятель всё видит и знает, всем всё привычно и ..... . Вот священник, бывший актер и вернулся к своей старой профессии. Фамилию называть не буду.
Помоги Господи и прости.
Re: Дети в храме.
Жители американского города отпраздновали Рождество в октябре ради умирающего ребенка
— Новости — Церковно-Научный Центр "Православная Энциклопедия"
Всего за несколько дней в городе была проведена целая серия праздников.
ВАШИНГТОН.
Жители небольшого американского города Уэст-Джордан в штате Юта объединились, чтобы совершить чудо ради безнадежно больного ребенка. Всего за несколько дней они провели в городе целую серию праздников, которые на самом деле должны праздноваться позднее, сообщает ресурс Buzzfeed.
Все это было устроено для того, чтобы порадовать маленького мальчика по имени Итан Ван Лёвен. Когда ребенку не было и двух лет, врачи диагностировали у него острый лимфобластный лейкоз - раковое заболевание белых кровяных телец, защищающих организм человека от инфекций.
Начатое лечение помогло, в ноябре прошлого года произошла ремиссия, но затем болезнь вернулась, несмотря на химиотерапию и проведенную пересадку костного мозга. На днях медики сообщили родителям несчастного мальчика, что больше сделать для их сына ничего нельзя и ему осталось жить считаные дни.
Это означало, что четырехлетний Итан, вероятнее всего, уже не доживет до столь любимых всеми детьми праздников - Хэллоуина и Рождества, а также до собственного дня рождения, которое будет лишь в ноябре. И тогда жители города решили преподнести малышу сюрприз и перенесли праздники специально для него.
Сначала они отпраздновали Хэллоуин. Это произошло в ночь на вторник, 21 октября, - за 10 дней до реальной даты - 31 октября. Горожане, как и положено, нарядились в традиционные маскарадные костюмы. Сам Итан, как сообщается, был одет в костюм Супермена.
Пару дней спустя в городе прошел парад в честь пятого дня рождения Итана, которое также было решено отпраздновать раньше срока. В мероприятии приняли участие около 100 человек. Некоторые участники были одеты в костюмы известных героев, например Индианы Джонса и Дарта Вейдера.
Наконец, в пятницу, 24 октября, в Уэст-Джордане встретили Рождество. Улицы украсили светящимися огнями, более 150 человек пришли к дому мальчика, чтобы спеть для него традиционные рождественские песни. По местному радио звучала рождественская музыка. То, что температура воздуха на улицах достигала в это время 21 градуса тепла, никого, похоже, не смутило. Родители Итана рассказали, что лицо их сына светилось от счастья.
Это далеко не единственная подобная история, когда люди объединяются, чтобы порадовать безнадежно больного человека. Год назад похожий случай произошел в Москве. Вокалист группы Scorpions Клаус Майне по телефону исполнил песню для пациента Первого московского хосписа Алексея Аничкина, который мечтал побывать на концерте легендарной группы и встретиться с музыкантами.
А в ноябре 2013 года 12 тысяч жителей Сан-Франциско исполнили мечту пятилетнего мальчика Майлса Скотта, больного раком. В рамках грандиозного шоу они превратили центр города в город Бэтмена - Готэм-сити.
Re: Дети в храме.
- alex_the_priest
- 1 марта 2015, 21:05
бабушкино богословие
Бабушка с маленькой Полинкой рассматривают детскую книжку с многочисленными иллюстрациями к сюжетам из Нового Завета. Бабушка считает, что трёхлетний ребёнок должен уже хоть как-то представлять, зачем они с мамой ходят в храм по воскресным дням и причащаются.
Из детской только и слышно:
- Бабушка, а это кто? А это кто?
Бабушка терпеливо отвечает. Полинка продолжает наседать.
- Ой, бабушка! Кто это сидит за столом?
- Это Христос в окружении апостолов. Под рисунком надпись «Тайная вечеря».
- А что они делают? А что такое «вечеря»?
- «Вечеря», это, как бы тебе сказать? Наверно это ужин. Вы ведь тоже с Алисой каждый вечер садитесь за свой столик и ужинаете. Правда?
- Да, бабушка. И завтракаем тоже.
Вновь слышен ровный бабушкин голос. Вдруг ребёнок перебивает:
- А почему у них на столе нет ничего покушать? Бабушка, где у них их тарелки?
Разговор с высоких богословских тем спускается до мелких бытовых подробностей.
- А ложки где? Они всё съели? Да, баб, апостолы всё съели?
Бабушка решает богословскую тему дальше не развивать, и сосредоточиться на убранстве стола.
- Полина, давай мы с тобой поможем апостолом и вместе с ними накроем стол.
Полинка хватает альбом и пачку фломастеров. К ним присоединяется, вернувшаяся из садика Аися, и вот уже все втроём они соображают, что можно приготовить на ужин.
- Так, - предлагает бабушка, - первым делом мы сварим…
- Картошку! – Подсказывает Полинка, - «пюе».
- С зелёненьким огурчиком! – Добавляет Аися и берётся за зелёный фломастер. – И ещё макароны! – Алисины любимые.
- Ну как же апостолам обойтись без макарон, - подтверждает бабушка. – Только одни макароны есть не будешь. К ним потребуются, что?
- Бабушкины котлетки! – Восторженно кричит Аися. – Да, котлетки! – согласна Полинка. – И ещё красный супчик.
Бабушка улыбается, котлетки и свекольный борщ – это то, чем она может вполне заслуженно гордиться.
- А ещё я люблю бананы, - слышится Полинино замечание. – И красный перчик, - это уже Аися.
Девчонки пыхтя от усердия, покрывают альбомный лист, ставший обеденным столом всё новыми и новыми блюдами.
Алиса хотела добавить ещё и творожную запеканку, но бабушка возразила, уточнив, что творожную запеканку в садике обычно дают на завтрак. - У нас же ужин.
Наконец всё готово и «скатерть самобранка» торжественно вкладывается в книжку с картинками как раз на тему «Тайной вечери».
Прошёл месяц. Бабушка с младшей внучкой рассматривают очередную книжку с картинками. Полинка, показывая пальчиком, сопровождает вопросами каждую иллюстрацию. Бабушка сетует:
- Полина, ну я же тебе обо всём этом уже рассказывала.
Бабушка переворачивает очередную страницу. И Полинка видит изображённый на весь разворот огромный обеденный стол, с восседающим посередине Христом в окружении апостолов. Стол, как и следовало ожидать, совершенно пуст.
- Бабушка! – Выдохнула малышка. - Бабушка, апостолы снова у Христа всё съели!
И уже не сговариваясь бежит за альбомом.
- Ну, да, - соглашается бабушка. – Только, давай теперь это будет завтрак.
Re: Дети в храме.
Дети как дети...
Священник Михаил Шполянский
"Ах, бедный 65-к! Как мой Саша, когда был малышом, сказал – я с папой спать не лягу, он меня зубом заразит.
(Слушай, чтобы поразвлечь тебя и отвлечь от худых болезней (не дурных, слава Богу!), скопирую в конце письма мой архив семейных анекдотов – м.б. тебя они и повеселят):
Дети как дети.
Саша, 4-5 лет.
= «Лев Толстой – это зверь или человек?»
= «Сашенька, осторожно с электричеством».
- «Я такой сильный и страшный, что ток меня испугается, и не ударит».
= Саша: «Скоро Новый год будет».
- «Новый год только недавно прошел!»
- С.(подумав): «А нельзя ли еще один сделать, хотя бы маленький…»
= «С бабушкой я себя плохо веду, потому, что думаю, что я маленький; а с мамой веду себя хорошо, потому, что думаю, что я большой».
= «Папа спит на толстой кровати, которая называется диван».
= «Почему творог из молока делают? Потому, что и то, и то белое?»
= «Эти цветы называются ландыши».
- Саша (в ужасе; недавно вырезали гланды): «Как,
гландыши?»
= «Мама, почему Илюша (2 годика) такой неподходящий: он ко мне не подходит».
= Глядя на золотые зубы у тети: «Вот я вырасту, мои зубы у меня тоже выпадут, и вырастут железные».
= Ночью лает собака. «Мама, мне собачий звук спать мешает».
= Мама: «Что-то ты нарисовал мало».
- Саша: «Такие вот карандаши ленивые. Только желтый рисовать хотел и нарисовал солнышко».
= Рассуждает: «Мама родила меня, Илюшу и папу».
= Мыслители:
Саша беседует со сверстником Алешей.
- С.(очень серьезно): «Да, блины – лучшее блюдо».
- А.(невозмутимо): «Нет».
- С.(возмущенно): «Как это нет? Они же круглые!»
- А.(удивленно): «Кто они? Блюда?»
- С.: «Да нет! Блины!»
Оба глядят друг на друга с изумлением.
= Саша пылесосит: «Эх, жизнь моя пылесосная».
= Нарисовал грустного человечка, комментирует: «Вот человечек грустный какой. Ну ничего, он совсем не загрузнет».
= Саша(делая зарядку): «Что-то ноги устают очень».
- «Что же это значит?»
- «Видать, я постарел уже…»
= Спрашивает о враче логопеде: «А правда что ее имя Валентина Никодимовна, а фамилия Логопед?»
= С: «Папа, ты ведь любишь книги, правда?»
- «Да, очень».
- «И я тоже очень люблю сладкое».
Илюша, 3-5 лет.
= В зоопарке, глядя на слона: «Ого, какой огломный, плямо как слон!»
= «Мам, я об котика поцалапался».
= «Я не хвастунишка, потому что у меня нет хвоста!».
= Держит провод: «Это мой ток!»
= Пытается вспомнить загадку: «Летит груша, нельзя съесть».
= Бабушка ногу поломала, лежит в гипсе. Илюша: «Вот когда у бабушки новая нога вырастет, она к нам в гости придет».
= Мама: «Илюша, пойди Саше помоги убирать».
- И.: «Он ведь и сам умеет».
= Мама (строго): «Что за безобразие! Так поздно, а дети до сих пор не спят!»
- Илюша: «Я сплю, Саша спит, значит никакое не безоблазие».
= «Мне в этой шубе толсто».
= Илюша с трудом тащит санки, на которых сидит Саша.
- Папа: «Давай я тебе помогу».
- И.: «Не нужно, лучше я сам своими слабыми силами».
= Илюше подарили конструктор «Юный часовщик». Собрали часы-ходики, с маятником и гирькой.
- «Илюша, ты спать ляжешь, или гулять пойдешь?»
- И.: «Спать не буду, гулять не буду, а буду сидеть и смотреть на эти прекрасные часы».
= Зима. Во дворе дети все время играют в паровозик. Спрашивают: «А почему именно паровозик?» Илюша отвечает: «Потому что изо рта пар идет».
= Илюше 5 лет. Волосы длинные, русые, волнистые.
На улице спрашивают: «Ты на кого похож, на папу или на маму?»
- И.(после раздумий, сердито): «Я похож на девочку, но все равно я мальчик!»
Маша и Аня, 4-6 лет.
= Мама купила Маше босоножки из натуральной кожи. Маша рассказывала потом, что босоножки ей купили из натуральной кошки.
= Маше не разрешают попрошайничать. Мама разрезает торт, Маша стоит возле стола. Маша: «Я не попрошайничаю, я просто так стою… а вот когда у меня была конфетка, я поделилась…»
= Маша стоит возле сарая. Спрашивает тетю Таню: «А что там, в сарае?»
- Т: «Коза. Розочка.»
- М: «А можно посмотреть?»
- Т: «Ты что, козу никогда не видела?»
- М: «Розовую? Нет!»
= Хвалят девочку Анечку, только что прибывшую в семью из детдома. Маша (ревниво): «Ну как же, ведь это я ее из своей группы выродила!»
= Маша случайно слышит разговор взрослых: «И все это из-за одной вредной бабы… Впрочем, так говорить нельзя». Маша: «Конечно, нельзя! Нужно говорить: вредной бабушки!»
= Маша: «Эта трава ядовитая».
- Аня: «Не я-довитая, а ты-довитая!»
= Аня и Маша бегают по дому. Их зовет матушка. Заходят к маме в комнату; Аня стоит у двери, Маша подходит к кровати.
- Мама: «Вы где вообще-то находитесь?»
- Маша (изумленно): «Как где? Здесь». Подумав, показывает на Аню: «Аня - вон». Еще подумав: «А я – вот».
= Мама выбирает из крупы жучков. Маша: «А что, всех кузек поломать нужно, да?»
= Даша учит Машу считать: «Сколько будет семь плюс два?»
- Маша: «А вот ты сначала скажи, сколько будет двадцать восемь плюс три ?»
- Даша: «Тридцать один».
- М (изумленно): «О-го-го!»
Лера и Рома, 3-5 лет.
= Лера сидит у папы на коленях, и трогает его усы, которые опускаются над губами ко рту. Лера: «А это что?»
- Папа: «Усы».
- Л: «А зачем ты их ешь? Их есть нельзя, они не вкусные. Ты лучше бороду ешь!» – и засовывает волосы бороды папе в рот.
= Лера уходит. Даша говорит Лере: «Поцелуй меня на прощанье!»
- Лера: «Я уже тебя целовала!»
- Д: «Ну еще раз поцелуй».
- Л: «Вот вы, взрослые! Все целуй вас, и целуй!»
= Рома с изумлением глядит, как сбежавшие из сарая поросята шествуют по проулку, ведущему в сторону сельского кладбища. Восклицает: «Смотрите, поросята на кладбище побежали!»
= Мама говорит Лере: «Смотри, солнышко только что
встало»! Лера: «А умываться оно будет? А зубки
чистить?»
= Лера сердится на Рому: «Вот буду большая, ты будешь мне муж, а я буду тебе жена. Вот тогда ты меня должен будешь слушаться!» И через несколько мгновений добавляет: «Вот иди, принеси горшок».
= Мама Валерии: «Ты кашу доела?»
В: «Доела».
М: «Как, уже всю тарелку?»
В (изумленно): «Я тарелку не ела, я только кашу ела!»
= Ромочка попросил купить ему подсолнечные очки.
= Рома: «Я сначала вспотел, а потом засох».
= Мама Роме: «Что ты целый час в туалете делал?»
Рома: «Я сначала хотел, а потом расхотел и ждал, когда снова захочу».
= Рома: «Папа, я тебя сейчас разлюблю!» (в смысле полюблю изо всех сил).
= Рома: «Я очень люблю Леру. А больше всех я люблю Мишеньку (племянник Ромы, 2 месяца); он такой замечательный! Его зовут… Ну как же его зовут? Вот меня зовут Черкасов (фамилия Ромы). А, вспомнил! Его зовут младенец.
= Папа всегда ходит в подряснике. А тут вдруг выходит из своего кабинета в партикулярном платье. Рома в полном изумлении говорит сестричкам: «Смотрите, какой папа красивый: и штаны, и рубашка!»
= Мама лепит детям из пластилина человечка. Рома восклицает: «Мама! Какая ты замечательная лепешка!»
= Саша говорит Лере: «Позови Аню и Машу».
Лера (громко кричит): «Аня, Маша, Лера! Идите сюда!»
= Леру за её ворчливость в шутку зовут «старой вешалкой». Даша купает Леру - моет её мочалкой, сделанной в виде лошадки с петелькой на спине. Когда мытье Леры закончилось, та дает Даше мочалку (лошадку) и говорит: «Теперь помой мою доченьку». И продолжает: «Вот эта лошадка не слушалась, ей пришили петельку, и она стала старой вешалкой». Даша говорит Лере: «Ну а ты будешь слушаться?»
Лера: «Но я же не лошадка!»
= Мама уговаривает Леру утром пойти в ванную облиться водой. Лера: «А вода не холодная?»
Мама: «Что же ты боишься? Ты же вчера обливалась прохладной водой, и совсем не боялась, прямо как храбрый заяц!»
Лера: «Я не храбрый заяц, я старая вешалка».
= Лера говорит Даше: «Знаешь, меня спросили, сколько мне лет, а я сначала ответила, что мне три, а потом, что пять. А ведь мне то четыре!»
= Лера маме: «У меня голова болит».
Мама: «А где именно болит?»
Лера (с изумлением и даже толикой возмущения): «Как где? Как где? Целая болит!»
= Матушка говорит Лере: «Доченька у меня медовая, очень уж медок любит».
- Лера: «Да, а еще чаевная!»
= Лера наказана и стоит в углу. Через некоторое время появляется и сообщает: «Я уже в углу постояла, и теперь я девочка хорошая».
= Лера проситься утром в кровать к бабушке.
- Бабушка: «Куда же тебе лечь, кровать то узкая».
- Л: «А я еще молодая, я помещусь!»
= Лера сообщает: «А вы знаете, что бабочка гусеницей притворяется?»
= Лера: «Мне Маша сделала бутерброд. Я его теперь всегда по утрам ем».
= Лера с Ромой играют в школу. Лера очень серьезным тоном спрашивает Рому: «Сколько будет минус-плюс?»
- Рома (отвечает очень быстро): «Два-два».
- Л. (сосредоточенно подумав): «Правильно!»
= Лера болеет. Говорит: «Хочу, чтобы и Рома заболел. А то мне самой болеть скучно».
= Папа, обнимая Леру (3 годика): «Ты такой колобочек вкусненький, так и хочется съесть!» Лера (делает круглые глаза, в притворном ужасе): «Так значит ты волк!»
= Мама укладывает Леру спать и, показывая на картинку, говорит: «Смотри, какая красивая принцесса. Вот будешь себя хорошо вести, тоже будешь принцессой». Лера скептически хмыкает: «Хм, принцесса на клеенке и в пампевсе…»
Даша и другие.
= Даша: «Ага, так нечестно! У меня две руки заняты! Одной бегу, второй машу!»
= Даша: «Летом я буду ходить в туалет на улице: и по маленькому, и по среднему, и по большому».
= Даша: «Двадцать два сорок два – это сколько будет времени? Конец одинадцатого?»
= В селе нет света; работает свой генератор. Федя: «Это какой свет: родной или приемный?»
= «Почему птицы на проводах сидят, и их током не бьет?»
- «Потому что провода изолированные».
Дети и Церковь.
= Мама показывает Маше фриз из ликов святых под потолком Церкви: «Смотри, Машенька, а вот твоя святая – Мария Египетская». Маша изумленно восклицает: «Как, без бороды?!»
= Аня и Маша прибегают к папе: «А мы паука крещенного видели! У него на спине крестик нарисован!»
= Даша кормит Леру с ложечки: «Съешь это за папу. А это за маму…» Набирает еще одну ложечку.
- Лера: «А это за кого?»
- Даша: «Это съешь за меня».
- Лера (очень строгим голосом): «А ты крещенная?»
= Илья сдавал экзамены в институте. Приезжает домой. Аня спрашивает: «Ты эдгамены сдал?»
- И: «Нет».
- А: «А мы то молились-молились с мамой. Так что же это, мы зря, что ли, молились?»
= Дима на общей молитве, вместо поминания св. князя Михаила Черниговского и боярина его Феодора, читает: «…предстательством архистратига Божьего Михаила и боярина его Феодора…»
- Также Дима: «Помяни, Господи, плодоносящих и доброделающих во святых Твоих Церквах», и далее, вместо « даждь им яже ко спаению прошения… и т.д.», читает: «и упокой их, идеже присещает свет лица Твоего» - слова из другой молитвы.
- Коля Б: «…и напиши их в книге животных» (вместо «книги животней», т.е. книги жизни).
- Коля вместо «…помяни, Господи, братий наших плененных…» читает «...братий наших племянных…», затем, подумав, поправляется: «братий наших племенных…»
- Наташа Н., читая вечерние молитвы, вместо слов «Владыко Человеколюбче, неужели мне одр сей гроб будет…», читает: «Владыко Человеколюбче, не удержи меня от одра…»
- Алена К. на молитве вместо: «Боже, милостив буди мне грешному…» читает: «Боже, милостивно буди меня, грешную…»
- Лера (4 года) сама поет Символ Веры: «Верую во единого жи-те-ля…»
- Дети вместе читают молитву: «…Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели мощи (вместо немощи) наша, имени Твоего ради».
= Сережа, очень шустрый мальчик, впервые допускается в алтарь пономарить. Батюшка шутя его предупреждает: «Ты смотри, алтарь мне на части не разбирай». Сережа отвечает со всей серьезностью: «Да у меня с собой и молотка нет…»
= Рома пяти лет и Лера трех лет, глядя , как исповедываются взрослые, решают также подойти к священнику. Батюшка спрашивает Леру: «Ну, как ты себя, Лерочка, вела?»
- Л: «Ховошо».
- Рома, глядя на Леру с крайним возмущением: «Как это хорошо? Она меня стукнула, она на меня плюнула, она мне сказала, что я ей не жених, а она мне не невеста!»
= Диму просят посчитать, сколько человек в Церкви. Дима, который в качестве воспитанника находится под строгим присмотром Саши, сообщает: «Сто двадцать семь человек и Саша».
= На улице женщина спрашивает Леру, с кем она живет.
- Л. – С папой и мамой.
- Ж. – А как тебя зовут?
- Л. – Валерия.
- Ж. – А кто же тебя так назвал?
Лера крепко задумывается: она ведь помнит, что в новой семье живет всего несколько месяцев. Через несколько мгновений уверенно отвечает: «Господь назвал».
= Зима. Заканчивается воскресная литургия. Лера настойчиво выпрашивает у Даши просфору. Даша интересуется, зачем ей просфора. Лера запирается, отвечать не хочет; в конце концов говорит: «Я тебе ее на Пасху подарю».
= Батюшка цитирует св. отцев: «Священник – как указатель при дороге. Сам никуда не идет, а дорогу указует».
- Ира: «Ага, телеграфный столб».
= Проходит несколько месяцев жизни Леры в новой семье – семье священника. Как-то в гости приезжает другой священник. Лера в изумлении глядит на еще одного человека в подрясники и спрашивает: «А ты тоже мой папа?»
= В Церкви на литургии батюшка причащал маленькую девочку Лиду. Затем родители привели ее в дом священника, укладывают спать. Батюшка дома переоделся в домашний белый подрясник. Подходит к кроватке и говорит ребенку: «Лидочка, спи деточка». Лидочка восклицает, вытаращив в изумлении глаза: «А откуда ты знаешь, как меня зовут?» (батюшку после переоблачения она не узнала).
- Б: «Я ведь тебя в Церкви причащал».
- Л: «Так это был ты? Такой красивый, блестящий, а тут Айболит какой то…»
= Батюшка поехал на погребение. Маша спрашивает: «А кого хоронят?
- Мама: «Дядю одного, незнакомого».
- Маша: «Что, этот дядя ни с кем не хотел знакомиться, да так и умер?»
= Алена К, в пещерах Псково-Печерского монастыря, глядя на монашеские захоронения: «Это что же, здесь везде немощи лежат?»
= Ира П: «Батюшка, а в пост по утрам бегать можно?»
= Батюшка спрашивает Иру: «Ты сегодня утром бегала?»
- Ира: «Нет. Утром встала рано, но не бегала».
- Б: «Почему?»
- И: «Нужно было к причастию готовиться, последование читать».
- Б: «Так что, читала?»
- И: «Вообще то нет. Я опять спать легла».
= На клиросе Ира просит Наташу дирижировать в отсутствии регента: «Наташа, поделай ручкой».
= Матушка: «Сейчас девочек Лялей зовут очень редко».
Ира: «А это что за имя?»
М: «Может быть Оля, или Лена – просто ласковое сокращение».
И: «А-а-а, то-то я святой Ляли не помню…»
= Ира Даше: «Ты помогать не хочешь, вот у тебя палец и разболелся: это тебя Бог наказал».
- Д: «А вот и нет, если бы Бог наказал, то я бы порезалась!»
= В Церкви на исповеди батюшка спрашивает чадо: «Так ты наконец собираешься исповедоваться? Какие грехи ты чувствуешь за собой?»
- «А я все грехи (т.е. записку) дома оставила».
= Даша (5 лет): «У Сережи и у Саши растут усы и борода, значит они будут священниками».
Взрослые дети – тоже дети
= Ира П: «Я знаю, Ганибалл – это конь Александра Македонского!»
= Ира П: «После того, как мне резали десну за зубом мудрости, я целый год не могла открывать рот на полную мощность».
= Дима жадно ест.
- Мама: «Дима, не хватай так вилку, картошку, хлеб. А то придется посадить тебя за стекло и показывать людям – вот, мол, ребёнок, который с детства недоедал».
- Д: «Как не доедал? Я всё всегда доедаю!»
= Дима с ленцой и бестолково моет посуду. Мама говорит: «Дима, думай, что ты делаешь; работать надо разумно. А то действуешь по принципу: “что там думать, трясти нужно ” (из анекдота про обезьяну и мичмана)». В этот момент Дима наполняет водой бутылку и трясет ее с целью ополоснуть. Мрачно отвечает: «А я и так трясу».
= Ира П: «Мне, нравятся такие худые мужчины, как ты, матушка».
= Ира П: «У меня от всего этого судороги мышц мозга начались!»
= Игорь М. хочет сказать «окинуть взглядом». Говорит: «Кругом кинуть глазом».
- Он же. Не хочет признаваться, что разбил вазу: «Я отошел от стола, а нога моя там еще оставалась».
- И: «Роман заканчивается непонятно: как новелла».
- «Я купил цветок вроде гвоздики: длинный и покусанный».
- «Я выловил момент…»
- «Из Алеши вырастет настоящий мужлан» (имел ввиду – настоящий мужчина).
= Батюшка: «Ира, хочешь селедки?»
- И: «М-м-м-м…»
- Б: «Не понял, так хочешь, или нет?»
- И: «Батюшка, ну ты ведь знаешь, что я всегда все хочу!»
= Федя после сдачи экзамена: «Мне попался двадцать первый билет, а я, когда готовился, очень налегал на четвертый».
= Лене К. нужно ощипать гуся: «Мне еще гуся надо обделать».
= Ира П. диктует Илюше строчки компьютерного буквенно-цифрового текста. Доходит до двоеточия и говорит: «Разделить». Илюша смеется, Ира очень сердито: «Я не понимаю эти ваши обозначения!» Илюша покатывается от хохота; Ира в ярости: «Я тебя ночью придушу!!!»
= Осоловевшая после похода с детьми на концерт Ира Н. звонит из города по городскому телефону.
- И: «Батюшка, благословите! Я весь вечер пытаюсь дозвониться по сотовому, а там все занято…»
- Б: «А зачем же по сотовому?»
- И: «Матушка сказала звонить по сотовому, если городской не будет работать».
- Б: «Так то ведь если городской не работает».
- И: «А он работает?»
- Б: «А мы по какому сейчас разговариваем?»
- И: «Ну, да…»
= Саша (послеобеденное время): «Папа, я минут сорок посплю, и пойду работать».
- Батюшка будит Сашу (прошло почти два часа): «Ты что же это спишь столько времени!»
- С: «А если бы я во время не заснул!!!»
= Саша: «Баня будет, а если не будет, то вряд ли…»
= Ира П., шутя, из-за всех сил вытаращивает глаза. Матушка говорит ей: «А теперь открой рот пошире».
- Ира: «Не могу, глаза мешают».
= Батюшка: «Ира, а как же с обедом? Уже почти три часа».
- Ира (энергично): «А уже все обедали!»
- Б: «Кто же обедал? Когда?»
- И: «Да вообще то только я обедала…»
= У батюшки воспалился глаз. В таких случаях полезно положить под веко размоченное льняное семечко. Батюшка спрашивает Иру Н: «Ирочка, у меня глаз разболелся. Ты мне семечку под веко положишь?»
Ира (вытаращив в ужасе глаза) молча соглашается. Долго роется в шкафчике с травами. В конце концов батюшка подходит сам и достает банку с льняным семенем.
- Ира (с огромным облегчением): «А, эти!»
- Б: «А какие же ты искала?»
- И: «Я думала тыквенные».
- Б: «???А как же ты собиралась: такое большое – и в глаз?»
- И: «А я думала – половинку…»
= Ира П. (без предисловий): «Батюшка, у тебя нет о. Сергия? Если есть, то дай его мне побольше». Оказалось, речь идет о магнитофонных записях.
= Лену Ч. спрашивают: «Кто создал науку геометрию?»
Быстро отвечает: «Полежаев!» (автор школьного учебника).
= Звонок в городской квартире: «К вам не возможно дозвониться! Вчера звонили целый вечер, все время занято было»,
- Лена Ч: «А вы днем звоните. У нас днем дома никого нет, и вы легко дозвонитесь».
= Звонок по телефону (ошиблись номером): «Примите факс».
- Лена Ч: «Принимаю».
- Абонент: «Нажмите кнопку».
- Л: «Какую?»
- А: «У вас факс есть?»
- Л: «А что, должен быть?»
= Илюша Диме: «Димочка, дорогой, пойди, пожалуйста, помоги убрать». Дима никак не реагирует.
- Илюша (грозно): «Дима, а ну немедленно иди убирать!»
- Д: «Ну так бы сразу и сказал…»
= У нас в гостях Юля, 12 лет. Играет на пианино, сбивается. Матушка говорит сочувственно: «У вас дома ведь пианино другое…» (имея в виду, что иначе настроенное). Юля обрадовано соглашается: «Конечно, у вас коричневое, а у нас черное!»
= Федя (17 лет) учиться на первом курсе техникума. Батюшка удивляется: «Как же ты там с математикой справляешься? Ты ведь в школе и арифметику толком не выучил».
- Федя (вполне серьезно) : «Так это ведь не арифметика, это совсем другой предмет: Высшая математика!»
= Дети смотрят по телевизору фильм о животных на украинском языке. Диктор часто повторяет слово «совці», т.е. млекопитающиеся. Дети удивляются: «Все самцы, да самцы. А где же самки?»
Re: Дети в храме.
Глеб приходит к дедушке с вопросом от бабушки.
-Деда! Сколько градусов?
- 19
Возвращается к бабушке
- четыре
Четыре это одно из чисел, которое он знает.
-Деда! Сколько градусов?
- 19
Возвращается к бабушке
- четыре
Четыре это одно из чисел, которое он знает.
Сретение :: Церковная жизнь :: Церковь
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения
Чт Ноя 25, 2021 5:43 am автор Admin
» Хам. За что?
Чт Ноя 25, 2021 5:21 am автор Admin
» Стихи разные.
Вт Июл 06, 2021 12:20 pm автор Admin
» Цитаты разных людей.
Пн Ноя 23, 2020 6:01 pm автор Admin
» Это интересно.
Сб Сен 19, 2020 9:58 am автор Admin
» Кураев.
Сб Июл 25, 2020 10:19 am автор Тамара
» Интересные соображения.
Чт Июл 23, 2020 1:17 pm автор Тамара
» Украина конечно.
Чт Июн 25, 2020 10:49 am автор Тамара
» Сатана в Церкви
Сб Июн 06, 2020 11:58 pm автор Admin