Православный Календарь
Библия программа
http://www.biblezoom.ru/ полезный продуктИкона дня
Статьи
http://www.proza.ru/avtor/afanasii2Таинства.
Участников: 5
Страница 3 из 3
Страница 3 из 3 • 1, 2, 3
Re: Таинства.
Мудро...
Никодим Скромный- Сообщения : 1028
Дата регистрации : 2014-05-06
Возраст : 50
Откуда : Переславль Залесский
Re: Таинства.
«Многие причащаются этой Жертвы однажды во весь год, другие дважды, а иные — несколько раз. Слова наши относятся ко всем, не только к присутствующим здесь, но и к находящимся в пустыне, — потому что те [тоже] причащаются однажды в год, а нередко — и раз в два года. Что же? Кого нам одобрить? Тех ли, которые [причащаются] однажды, или тех, которые часто, или тех, которые редко? Ни тех, ни других, ни третьих, но причащающихся с чистой совестью, с чистым сердцем, с безукоризненной жизнью. Такие пусть всегда приступают; а не такие [не должны причащаться] и один раз [в году]» (Беседы на Послание к [url=http://jesuschrist.ru/bible/?q=%D0%95%D0%B2%D1%80%D0%B5%D1%8F%D0%BC 17, 4]Евреям 17, 4[/url]). Свт. Иоанн Златоуст
Re: Таинства.
Вы считаете, что Бог обязан даровать Дух всякому, кого Чаплин побрызгает одеколончиком? О.Андрей (Кураев) http://diak-kuraev.livejournal.com/823683.html
Re: Таинства.
Прот. Николай Афанасьев об индивидуализации и дезинтеграции Евхаристии
Из доклада 1953 г. "Таинство собрания" (Le sacrement de l`Assembleé). Перевод с французского мой.
...Вторая половина ΙΙΙ века свидетельствовала о начале этого процесса, ставшего ещё более очевидным в Константиновскую эпоху. Принялись совершать таинства, особенно касающиеся присоединения к Церкви (крещение и миропомазание), при собрании группы верующих во главе с пресвитером, и таким образом был уже открыт путь к последующей индивидуализации таинств. Мало по малу таинства становятся священнодействиями, совершаемыми для блага каждого изолированного члена Церкви лицами, обладающими правом для их совершения. И поныне школьное богословие утверждает, что таинства совершаются в Церкви, не говоря, что они совершены Церковью; но оно не видит препятствий к тому, чтобы они совершались без участия народа. Таков один из парадоксов нашего догматического учения. Что касается Евхаристии, то процесс индивидуализации привёл к неприемлемому отклонению и к искажению её истинной природы. Допустив, что возможно совершать Евхаристию для группы членов местной церкви, церковная власть должна была допустить, что её можно совершать по желанию одного или нескольких верующих. Евхаристия, совершаемая в пустом храме, – вот выражение её индивидуализации. В то же время это индивидуализация, возведённая в абсолют, где «собрание» заменено лицом, как считают, правомочным для совершения Евхаристии. Интересно отметить, что в православной церкви существует правило, по которому священник не может служить литургию, если возле него нет по крайней мере одного или двух верующих. Это правило не может ничего изменить, ибо эти присутствующие верующие не могут заменить народа Божия. Однако, оно подтверждает, что понятие собрания не совсем исчезло из литургического сознания. Когда пробуют таким образом оправдать обычаи нашего времени, почти создаётся впечатление, что это звучит как обвинение.
Другая попытка оправдания современной литургической практики состоит в отказе от реалистического взгляда на понятие собрания и в его перемещении в область мистики. Уже Ориген, так же, как и автор трактата «De aleatoribus», говорил, что Евхаристия совершается всей Церковью с участием не только живых, но и мёртвых, и ангелов. Забывая про живых, современная литургическая мысль утверждает, что Евхаристия остаётся делом Церкви, даже когда она совершается в пустом храме одним лишь священником, потому что святые и умершие члены Церкви в ней принимают участие. Эта идея влечёт не только недолжную спиритуализацию Евхаристии, но также расчленение понятия народа Божия и, как следствие, понятия Церкви. Сторонники такой точки зрения не замечают беспредельно трагическую сторону их утверждения: может случиться в один момент в жизни Церкви, когда все её живые члены будут отсутствовать.
Процесс, параллельный индивидуализации Евхаристии, - это её дезинтеграция. Мало по малу идея жертвы была выдвинута на первый план в евхаристическом богословии и затемнила все другие черты, до такой степени, что Евхаристия сама становится прежде всего жертвой. Эта дезинтеграция, начавшаяся очень рано, чувствуется в католической церкви; в некоторой степени мы её находим и в православной церкви. Здесь я должен упомянуть одну особенность православного литургического чина. Жертвенный момент, не занимающий первого места в евхаристическом каноне, литургическое чувство постаралось восполнить в чине проскомидии, где идея жертвы преобладает. Обычно принято считать, что проскомидия составляет первую часть литургии, но фактически это отдельное священнодействие, отвечающее скорее современной литургической практике, чем, строго говоря, самой Евхаристии. По своему содержанию, проскомидия – это таинство жертвы. И вот, после Великого входа читается тропарь Великого пятка. Этот тропарь, естественно следующий после проскомидии, разрывает обряд Евхаристии: установительные слова перестают быть «воспоминанием» Тайной Вечери, и становятся «воспоминанием» учреждения новозаветной жертвы...
Исчезновение фактора «собрания» привело к дальнейшей дезинтеграции Евхаристии. В наши дни причастие верующих совершается обычно во время литургии, но оно может происходить и вне её. Даже в случае, когда причастие имеет место во время литургии, одно с другим органически не связано: в православной церкви причащение может иметь место по окончании Евхаристии, а в католической церкви перед началом мессы. С другой стороны, верующие, принимающие участие в литургии, могут причащаться, но могут также не причащаться. Чин Евхаристии сформировался вовсе не под влиянием храмовых или синагогальных служб, - он сформировался, начиная с обряда иудейских трапез, или, точнее, из обряда, совершённого во время Тайной Вечери. Причащение верующих было выражением их участия как в первой Евхаристии, так и во всех других в древней церкви. Мы не можем себе представить иудейскую трапезу древних времён, где её участники не ели бы. Точно так же мы не видим, как те, кто принимал участие в древних евхаристических собраниях, могли не причащаться. Причащение было кульминационным моментом евхаристического собрания, к которому стремилось всё, что ему предшествовало. Все собирались для Евхаристии, с целью служить Богу «во Христе» и принять участие в Его трапезе. Сама природа Евхаристии исключает присутствие верующих, которые были бы только лишь зрителями евхаристического собрания, ибо все должны в нём участвовать.
Как раз в этом пункте начало и конец литургической практики расходятся наибольшим образом. У нас есть, действительно, Евхаристия без причащения верующих, или та, где одна часть верующих причащается, а другая не причащается, и ещё, что весьма редко, Евхаристия, при которой все верующие причащаются вместе. Разумеется, мы не можем сказать, что есть три Евхаристии вместо одной единственной. Евхаристия единственна, что подтверждено её единственным чином, но, без всякого сомнения, есть два душевных состояния верующих во время евхаристического собрания, исходя из которого, они причащаются или нет. Органическое единство Евхаристии было нарушено, и отсюда откололось отдельное священнодействие – причащение. Такова была ещё одна дезинтеграция Евхаристии, спровоцированная выделением её жертвенного аспекта. Жертва совершается ради изолированных членов Церкви, когда они чувствуют в этом нужду. Единство с Христом равноценно единству со всеми, и это последнее является единством с Христом, ибо оно совершается всегда «во Христе». Думая, что причастие является индивидуальным актом, значит, отделять себя от других, а не причащаться вообще значит отделять себя от Тела Христова, членами которого мы, однако, являемся. Обычно мы видим или литургию в пустом храме, или собрание нескольких членов Церкви, но редко у нас бывает «собрание Церкви». Было бы точнее сказать, что мы утратили понятие собрания, поскольку мы забыли, что Евхаристия – это «таинство собрания».
Из доклада 1953 г. "Таинство собрания" (Le sacrement de l`Assembleé). Перевод с французского мой.
...Вторая половина ΙΙΙ века свидетельствовала о начале этого процесса, ставшего ещё более очевидным в Константиновскую эпоху. Принялись совершать таинства, особенно касающиеся присоединения к Церкви (крещение и миропомазание), при собрании группы верующих во главе с пресвитером, и таким образом был уже открыт путь к последующей индивидуализации таинств. Мало по малу таинства становятся священнодействиями, совершаемыми для блага каждого изолированного члена Церкви лицами, обладающими правом для их совершения. И поныне школьное богословие утверждает, что таинства совершаются в Церкви, не говоря, что они совершены Церковью; но оно не видит препятствий к тому, чтобы они совершались без участия народа. Таков один из парадоксов нашего догматического учения. Что касается Евхаристии, то процесс индивидуализации привёл к неприемлемому отклонению и к искажению её истинной природы. Допустив, что возможно совершать Евхаристию для группы членов местной церкви, церковная власть должна была допустить, что её можно совершать по желанию одного или нескольких верующих. Евхаристия, совершаемая в пустом храме, – вот выражение её индивидуализации. В то же время это индивидуализация, возведённая в абсолют, где «собрание» заменено лицом, как считают, правомочным для совершения Евхаристии. Интересно отметить, что в православной церкви существует правило, по которому священник не может служить литургию, если возле него нет по крайней мере одного или двух верующих. Это правило не может ничего изменить, ибо эти присутствующие верующие не могут заменить народа Божия. Однако, оно подтверждает, что понятие собрания не совсем исчезло из литургического сознания. Когда пробуют таким образом оправдать обычаи нашего времени, почти создаётся впечатление, что это звучит как обвинение.
Другая попытка оправдания современной литургической практики состоит в отказе от реалистического взгляда на понятие собрания и в его перемещении в область мистики. Уже Ориген, так же, как и автор трактата «De aleatoribus», говорил, что Евхаристия совершается всей Церковью с участием не только живых, но и мёртвых, и ангелов. Забывая про живых, современная литургическая мысль утверждает, что Евхаристия остаётся делом Церкви, даже когда она совершается в пустом храме одним лишь священником, потому что святые и умершие члены Церкви в ней принимают участие. Эта идея влечёт не только недолжную спиритуализацию Евхаристии, но также расчленение понятия народа Божия и, как следствие, понятия Церкви. Сторонники такой точки зрения не замечают беспредельно трагическую сторону их утверждения: может случиться в один момент в жизни Церкви, когда все её живые члены будут отсутствовать.
Процесс, параллельный индивидуализации Евхаристии, - это её дезинтеграция. Мало по малу идея жертвы была выдвинута на первый план в евхаристическом богословии и затемнила все другие черты, до такой степени, что Евхаристия сама становится прежде всего жертвой. Эта дезинтеграция, начавшаяся очень рано, чувствуется в католической церкви; в некоторой степени мы её находим и в православной церкви. Здесь я должен упомянуть одну особенность православного литургического чина. Жертвенный момент, не занимающий первого места в евхаристическом каноне, литургическое чувство постаралось восполнить в чине проскомидии, где идея жертвы преобладает. Обычно принято считать, что проскомидия составляет первую часть литургии, но фактически это отдельное священнодействие, отвечающее скорее современной литургической практике, чем, строго говоря, самой Евхаристии. По своему содержанию, проскомидия – это таинство жертвы. И вот, после Великого входа читается тропарь Великого пятка. Этот тропарь, естественно следующий после проскомидии, разрывает обряд Евхаристии: установительные слова перестают быть «воспоминанием» Тайной Вечери, и становятся «воспоминанием» учреждения новозаветной жертвы...
Исчезновение фактора «собрания» привело к дальнейшей дезинтеграции Евхаристии. В наши дни причастие верующих совершается обычно во время литургии, но оно может происходить и вне её. Даже в случае, когда причастие имеет место во время литургии, одно с другим органически не связано: в православной церкви причащение может иметь место по окончании Евхаристии, а в католической церкви перед началом мессы. С другой стороны, верующие, принимающие участие в литургии, могут причащаться, но могут также не причащаться. Чин Евхаристии сформировался вовсе не под влиянием храмовых или синагогальных служб, - он сформировался, начиная с обряда иудейских трапез, или, точнее, из обряда, совершённого во время Тайной Вечери. Причащение верующих было выражением их участия как в первой Евхаристии, так и во всех других в древней церкви. Мы не можем себе представить иудейскую трапезу древних времён, где её участники не ели бы. Точно так же мы не видим, как те, кто принимал участие в древних евхаристических собраниях, могли не причащаться. Причащение было кульминационным моментом евхаристического собрания, к которому стремилось всё, что ему предшествовало. Все собирались для Евхаристии, с целью служить Богу «во Христе» и принять участие в Его трапезе. Сама природа Евхаристии исключает присутствие верующих, которые были бы только лишь зрителями евхаристического собрания, ибо все должны в нём участвовать.
Как раз в этом пункте начало и конец литургической практики расходятся наибольшим образом. У нас есть, действительно, Евхаристия без причащения верующих, или та, где одна часть верующих причащается, а другая не причащается, и ещё, что весьма редко, Евхаристия, при которой все верующие причащаются вместе. Разумеется, мы не можем сказать, что есть три Евхаристии вместо одной единственной. Евхаристия единственна, что подтверждено её единственным чином, но, без всякого сомнения, есть два душевных состояния верующих во время евхаристического собрания, исходя из которого, они причащаются или нет. Органическое единство Евхаристии было нарушено, и отсюда откололось отдельное священнодействие – причащение. Такова была ещё одна дезинтеграция Евхаристии, спровоцированная выделением её жертвенного аспекта. Жертва совершается ради изолированных членов Церкви, когда они чувствуют в этом нужду. Единство с Христом равноценно единству со всеми, и это последнее является единством с Христом, ибо оно совершается всегда «во Христе». Думая, что причастие является индивидуальным актом, значит, отделять себя от других, а не причащаться вообще значит отделять себя от Тела Христова, членами которого мы, однако, являемся. Обычно мы видим или литургию в пустом храме, или собрание нескольких членов Церкви, но редко у нас бывает «собрание Церкви». Было бы точнее сказать, что мы утратили понятие собрания, поскольку мы забыли, что Евхаристия – это «таинство собрания».
Re: Таинства.
Продолжается обсуждение проекта документа "О церковном браке"
Обсуждение проекта документа "О церковном браке" (смотреть под CUT) продолжилось на внеочередном собрании священнослужителей Родниковского благочиния в Православном Просветительском Центре.. По мнению священнослужителей, многие положения этого документа требуют серьезной правки. Свои предложения собрание представит священноначалию для дальнейшей разработки.
Также были определены дни соборных богослужений в благочинии на ближайшие праздничные дни.
Проект документа "О церковном браке":
О церковном браке
Брак есть установленный Богом еще в раю союз мужчины и женщины (Быт. 2, 18-24; Мф. 19, 6). Церковный брак совершается и освящается таинством Брака. По слову апостола Павла,брак подобен союзу Христа и Церкви: «Муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви. <…> Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви.Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа»(Еф. 5, 22-33).
Целью христианского брака является совместное достижение супругами нерушимого единства со Христом в Его Невечернем Царстве.Христианская жизнь супругов предполагает взращивание в любви полученного в таинстве Брака дара благодати, что проявляется в том числе в деторождении и совместном несении трудов повоспитанию детей.
I. Подготовка к венчанию и его совершение
Заключение брака предполагает открытое волеизъявление мужчины и женщины, в результате которого возникают права и обязанности по отношению друг к другу, а также к детям. «Брак есть союз мужчины и женщины, общность всей жизни, соучастие в божеском и человеческом праве» - гласит принцип римского права, вошедший и в славянские церковные правовые источники (Кормчая, гл. 49). В связи с этим церковное браковенчание в тех странах, где оно не имеет гражданско-правовых последствий, совершается после государственной регистрации брака. Такая практика имеет основание и в жизни древней Церкви. В эпоху гоненийхристиане не допускали компромиссов с государственной языческой религией и предпочитали мученическую смерть участию в языческой обрядности. Однако и в этот исторический периодони вступали в брак таким же образом, как и остальные подданные римского государства. «Они(то есть христиане) заключают брак, как и все»,– говорит христианский писатель II века (Послание к Диогнету, V). При этом браки христиан, как и все прочие важные дела,совершались с благословения епископа: «Необходимо, как вы и поступаете, ничего не делать без епископа» (свт. Игнатий Богоносец. Послание к траллийцам, II).В современной практике совершение венчания до государственной регистрации брака возможно в качестве исключения по благословению епархиального архиерея – к примеру, в случаях предстоящего участия в военных действиях, тяжкого заболевания или длительного расставания будущих супругов. В ситуациях, требующих безотлагательного решения о венчании до государственной регистрации, священник может самостоятельно принять таковое решение, с последующим докладом о том епархиальному архиерею.
Сожительство, не освященное Церковью и при этом также не получившее регистрацию в установленном государственным законом порядке, не признается Церковью в качестве брака[1].
Не признается возможным венчание браков, зарегистрированных в соответствии с государственным законодательством, но не соответствующих каноническим нормам (например, при превышении допустимого церковными правилами количества браков одним из желающих венчаться или при состоянии таковых внедопустимых степенях родства).
Церковь благословляет браки тех лиц, которые осознанно приступают к этому таинству. В современных церковных документах предписано:«По причине невоцерковленности большинства вступающих в церковный брак представляется необходимым установить перед таинством Брака обязательные подготовительные беседы, во время которых священнослужитель или катехизатор-мирянин должен разъяснить вступающим в брак важность и ответственность предпринимаемого ими шага, раскрыть христианское понимание любви между мужчиной и женщиной, объяснить смысл и значение семейной жизни в свете Священного Писания и православного учения о спасении»[2].
Следует стремиться к тому, чтобы венчание православных христиан совершалось в том приходе, к которому они принадлежат.
Таинство Брака, также как и таинство Крещения, не может быть совершено над человеком, отрицающим основополагающие истины православной веры и христианской нравственности. К участию в этих таинствах не могут быть допущены люди, желающие принять их по суеверным причинам. В таком случае рекомендуется отложить совершение венчания до времени осознания человеком подлинного смысла таинства Брака.[3]
Церковь также не разрешает венчать следующих лиц:
а)состоящих в иномнепрекратившемся гражданском или церковном браке;
б)на основании 54-го правила Трулльского Собора и церковного законодательства Русской Православной Церкви (указа Святейшего Правительствующего Синода от 19 января 1810 года) — находящихся между собой в кровном родстве по прямой линии во всех степенях[4], а по боковой линии до седьмой степени включительно; браки в пятой, шестой и седьмой степени бокового кровного родства могут быть совершены с благословения епархиального архиерея[5];
в)на основании тогоже правила и синодального установления — находящихся между собой в свойстве[6] от двух родов до четвертой степени включительно или свойстве от трех родов в первой степени[7];
г)состоящих в духовном родстве: восприемника и им воспринятую во Святом Крещении, восприемницу и ею воспринятого; восприемника и мать, а также восприемницу и отца воспринятого или воспринятой[8];
д)ранее состоявших в трех браках; учитываются браки как венчанные, так и не венчанные, но получившие государственную регистрацию, в которых желающий вступить в новый брак состоял после принятия им Святого Крещения;
е)состоящих в духовном сане (начиная с посвященных в иподиаконский чин) и монашестве;
ж)непринадлежащих к христианству[9];
з)недостигших минимального возрастного ценза согласно действующему гражданскому законодательству;
и)достигших максимального возрастного ценза согласно правилам святого Василия Великого – 60 лет для женщин (правило 24) и 70 лет для мужчин (правило 88); из этого ограничения исключаются состоявшиеся семейные пары, прожившие совместную жизнь и по той или иной причине – к примеру в связи с обретением веры – решившие приступить к таинству Венчания лишь в преклонных годах;
к)признанных недееспособными в установленном законом порядке в связи с психическим расстройством.
Недопустимо совершение венчания при отсутствии свободного согласия обеих сторон.
В тех случаях, когда священник затрудняется определить наличие или отсутствия препятствий к совершению таинства Брака, священник должен либо самостоятельно обратиться к епархиальному архиерею, либо предложить желающим венчаться обратиться к епархиальной власти за разрешением возникшего недоумения и дозволением на совершение венчания.
Освящение брака, совершенное —по ошибке или злоумышленно —при наличии установленных церковным законодательством препятствий признается недействительным. Исключение составляют венчания, совершенные при наличии таких препятствий, которые могут быть проигнорированы по благословению архиерея (см.пункт б перечня выше), или при несоответствии одного из венчанных возрастному цензу, если ко времени обнаружения нарушения законный возраст был уже достигнут или если в таком браке уже родился ребенок. При этом в случае признания брака недействительным по причине нарушения возрастного ценза венчание может быть совершено по достижении сторонами законного возраста.
Брак может быть признан недействительным по заявлению одного из супругов в случае неспособности другого супруга к брачному сожительству по естественным причинам, если таковая неспособность началась до совершения брака и не обусловливается преклонным возрастом. В соответствии с определением Всероссийского Церковного Собора 1917-1918 гг. обращение по этому поводу к епархиальной власти может быть принято к рассмотрению не ранее, чем через два года со времени совершения брака,причем «указанный срок не обязателен в случаях, когда неспособность супруга несомненна и обусловлена отсутствием или ненормальным анатомическим строением органов»[10].
В отношении православных христиан, супружество которых, заключенное ими ранее в законном порядке, не освященоцерковным таинством Брака, приходским священникам следует руководствоваться определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 28 декабря 1998 года о недопустимости практики лишения Причастия лиц, живущих в невенчанном браке, и отождествления такового брака с блудом. Следует иметь особое пастырское попечение о таких людях, разъясняя им необходимость благодатной помощи, испрашиваемой в таинстве Брака, а также то, что для православных христиан практика жизни в гражданском браке без венчания неприемлема.
При благословении супругов, много лет проживших вместе и не венчанных в Церкви, следует использовать «Чин венчания супругов, в летех мнозех сущих»[11].
II. Брак с инославными и иноверными
Различие религии жениха и невесты делает канонически невозможным освящение венчанием браков, заключенных между православными и нехристианами (IV ВС 14; Лаод. 10, 31; Карф. 30; VI ВС 72). Трулльский Собор (правило72) под угрозой отлучения запрещает православным христианам вступать в брак не только с язычниками, но и с еретиками.Это связано с попечением Церкви о христианском возрастании тех, кто вступает в брак: «Общность веры супругов, являющихся членами тела Христова, составляет важнейшее условие подлинно христианского и церковного брака. Только единая в вере семья может стать «домашней Церковью» (Рим. 16, 5; Флм. 1, 2), в которой муж и жена совместно с детьми возрастают в духовном совершенствовании и познании Бога. Отсутствие единомыслия представляет серьезную угрозу целостности супружеского союза. Именно поэтому Церковь считает своим долгом призывать верующих вступать в брак «только в Господе» (1 Кор. 7, 39), то есть с теми, кто разделяет их христианские убеждения»[12].
В то же время к лицам, состоящим в браке с нехристианами, Церковь может проявлять пастырское снисхождение, заботясь о том, чтобы они сохраняли связь с православной общиной и могли воспитывать в Православии своих детей. Священник, рассматривая каждый отдельный случай, должен помнить слова апостола Павла: «Если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его. Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим»(1 Кор 7, 12-14).
Вопрос о возможности благословения браков православных христиан с инославными должен решаться в соответствии с ныне действующими определениями высшей церковной власти. Так, в Основах социальной концепции Русской Православной Церквиуказано: «Исходя из соображений пастырской икономии, Русская Православная Церковь как в прошлом, так и сегодня находит возможным совершение браков православных христиан с католиками, членами Древних Восточных Церквей и протестантами, исповедующими веру в Триединого Бога, при условии благословения брака в Православной Церкви и воспитания детей в православной вере. Такой же практики на протяжении последних столетий придерживаются в большинстве Православных Церквей»[13].
III. Прекращение брака
Супружеский союз должен быть нерушимым по слову Спасителя: «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19, 6). В то же время, основываясь на евангельском учении, Церковь признает возможность прекращения брака при жизни обоих супругов в случае прелюбодеяния одного из них (Мф. 5, 32; 19, 9). Возможен развод и в случаях, влияющих на брачный союз также разрушительно,как и прелюбодеяние. Кроме того, Церковь сочла допустимым ряд поводов к бракорасторжению, которые могут быть уподоблены естественной смерти одного из супругов, прекращающей брак.
В настоящее время Русская Православная Церковь на основании священных канонов, определения Священного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 годов «О поводах к расторжению брачного союза, освященного Церковью» и Основ социальной концепции Русской Православной Церкви считает допустимыми для рассмотрения вопроса о признании брака распавшимся следующие поводы:
а) отпадение одного из супругов от Православия;
б) прелюбодеяниеодного из супругов (Мф. 19, 9) и противоестественные пороки;
в) вступление одного из супругов в новый брак в соответствии с гражданским законодательством;
г) монашеский постриг одного из супругов, совершенный при условии взаимного согласия и выполнения всех нравственных обязательств по отношению к членам семьи; постриг, совершенный без соблюдения этих условий не может считаться действительным, а последствия его должны регулироваться Положением о монастырях и монашестве;
д) неспособность одного из супругов к брачному сожитию, явившаяся следствием намеренного самокалечения;
е) заболевание одного из супругов проказой, сифилисом, СПИДом, а также медицински засвидетельствованные хронический алкоголизм или наркомания супруга;
ж) безвестное отсутствиеодного из супругов, если оно продолжается не менее трех летпри наличии официального свидетельства уполномоченного государственного органа; указанный срок сокращается до двух лет после окончания военных действий для супругов лиц, пропавших без вести в связи с таковыми,и до двух лет для супругов лиц, пропавших без вести в связи с иными бедствиями и чрезвычайными происшествиями;
з) злонамеренное оставление одного супруга другим;
и) совершение женой аборта при несогласии мужа или принуждение мужем жены к аборту;
к) посягательство одного из супругов на жизнь или здоровье другого либо детей, установленное в судебном порядке;
л) неизлечимая тяжкая душевная болезньодного из супругов, наступившая в течение брака, подтверждаемая медицинским свидетельством.
При наличии одного из перечисленных оснований у одного из супругов, второй может обратиться к епархиальной власти с просьбой рассмотретьвопрос о прекращении брака. При этом наличие решения светских органов власти о рассторжении брака не отменяет для церковной власти необходимости самостоятельного суждения и собственного решения по разуму Священного Писания, по церковным канонам и по долгу пастырского попечения.
Перед обращением к епархиальному архиерею намеревающимся развестись следует встретиться со своим приходским священником, который призван изучить ситуацию и, по возможности, увещевать супругов примириться. В случае безуспешности такового увещевания или невозможности его осуществления священник выдает им соответствующее заключение для представления его в епархиальное управление, либо направляет таковое заключение в епархиальное управление самостоятельно.
По исследовании вопроса епархиальный архиерей[14]выдаёт свидетельство о признании данного церковного брака распавшимся и о возможности для невиновной стороны венчаться вторым или третьим браком. Виновной стороне такая возможность может быть предоставлена после принесения покаяния и исполнения епитимии, о чем виновному супругу также может быть выдано свидетельство в случае его обращения.
Фактическое рассмотрение дел и выдача упомянутых свидетельств может осуществлять по благословению епархиального архиерея комиссия, состоящая из пресвитеров и, по возможности, возглавляемая викарным архиереем, если таковой имеется в епархии. Дела рассматриваются комиссией коллегиально, а при необходимости – с выслушиванием сторон. Решение о бракорасторжении принимается в епархии по месту фактического проживания супругов. В случае проживания супругов в разных епархиях бракорасторжение может совершаться в той или в другой епархии.
ПРИЛОЖЕНИЕ
О кровном родстве и свойстве
В кровном родстве по боковой линии в степенях, при наличии которых брак запрещен без возможности исключения, состоят:· во второй степени —братья и сестры, в том числе единокровные и единоутробные (здесь и далее);
· в третьей степени — дяди и тети с племянниками и племянницами;
· в четвертой степени —
- двоюродные братья и сестры между собой;
- двоюродные дедушки и бабушки с внучатыми племянницами и племянницами (то есть с внуками или внучками своих братьев или сестер).
В кровном родстве по боковой линии в степенях, при наличии которых брак может быть совершен по благословению архиерея, состоят(в этом и в следующих перечняхприводятся все возможные родственные связи каждой степени при том, что браки в некоторых случаях невозможны даже теоретически, учитывая разницу в поколениях):
· в пятой степени —
- данное лицо с детьми своих двоюродных братьев или сестер;
- данное лицо с правнуками и правнучками своих братьев или сестер;
· в шестой степени —
- троюродные братья и сестры между собой;
- данное лицо с внуками и внучками своих двоюродныхбратьев или сестер;
- данное лицо с праправнуками и праправнучками своих братьев или сестер;
· в седьмой степени —
- данное лицос детьми своих троюродных братьев или сестер;
- данное лицо с правнуками и правнучками своих двоюродных братьев или сестер;
- данное лицо с прапраправнуками и прапраправнучками своих братьев или сестер.
В свойстве от двух родов (двухродном свойстве) при единобрачии обоих супругов состоят:
· в первой степени —супруг и родители другого супруга;
· во второй степени —
- супруг и бабушки, дедушки, братья и сестры другого супруга;
- родители мужа и родители жены между собой;
· в третьей степени —
- супруг и прадеды, прабабушки, дяди, тети, племянники, племянницы другого супруга;
- родители одного супруга и бабушки, дедушки, братья и сестры другого супруга;
· в четвертой степени —
- супруг и прапрадеды, прапрабабушки, двоюродные дедушки и бабушки, двоюродные братья и сестры, внучатые племянники и племянницы другого супруга;
- родители одного супруга и прадеды, прабабушки, дяди, тети, племянники, племянницы другого супруга.
В свойстве от двух родов (двухродном свойстве) при двубрачии одного или обоих супругов состоят:
· в первой степени — отчим и мачеха с пасынками и падчерицами;
· во второй степени —
- данное лицо с пасынками и падчерицами сына или дочери;
- сводные братья и сестры;
· в третьей степени —
- данное лицо с пасынками и падчерицами внуков или внучек;
- данное лицо с детьми своих сводных братьев и сестер;
· в четвертой степени —
- данное лицо с пасынками и падчерицами правнуков или правнучек;
- данное лицо с внуками своих сводных братьев и сестер;
- дети сводных братьев и сестер между собой.
В свойстве от трех родов (трехродном свойстве) в первой степени состоят:
· отчим и жена его пасынка; мачеха и муж ее падчерицы;
· муж и свекровь его жены от другого её брака; жена и тесть её мужа от другого его брака.
[1] «Такие сожительства греховны, а их распространение в мире является противлением замыслу Божию о человеке, опасно для института брака и не может получить никакого признания со стороны Церкви» (Об участии верных в Евхаристии, V).
[2] См. документ«О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви». II, 2.
[3] Срав. документ«О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви». II, 1.
[4] В кровном родстве по прямой линии состоят родители и их дети, дедушки и бабушки с внуками.
[5] Пояснения относительно степеней кровного родства в боковой линии см. в приложении к настоящему документу.
[6] Отношения свойства возникают из брачного союза представителей двух родов: между супругом и родственниками другого супруга и между родственниками супругов.
[7] Пояснения относительно степеней свойства см. в приложении к настоящему документу.
[8]Укaзом Святейшего Синодa от 31 декaбря 1837года было признано несуществующим родство между восприемником и восприемницей.
[9] См. также раздел III настоящего документа.
[10] Определения Священного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918гг. «О поводах к расторжению брачного союза, освященного Церковью», п.10.
[11] Чин утвержден решением Священного Синода от 5 мая 2015 года (журнал № 29).
[12]Основы социальной концепции, Х.2.
[13]Основы социальной концепции, Х.2.
[14] «Осуществляя наблюдение за каноническим порядком и церковной дисциплиной, епархиальный архиерей … в соответствии с канонами решает вопросы, возникающие при заключении церковных браков и разводов» (Устав Русской Православной Церкви, глава XV, 19 (г)).
Re: Таинства.
Встретил у Кураева.
http://m-yu-sokolov.livejournal.com/3175616.html
Диакон А. Кураев, очередной раз обличив содомитов (или тех, кого он таковыми считает), спрашивает: "Богословский вопрос остается открытым: что держит в руках вот тот дядя по центру, ценитель и покровитель красивых юношей -- Тело Христа или просто хлебушек?".
http://diak-kuraev.livejournal.com/1062781.html?style=mine#comments
В православии -- в отличие от раннехристианских ересей донатизма и монтанизма -- вопрос не считается открытым, ибо действительность таинства не зависит от личного недостоинства это таинство совершающего.
"Веруйте - научает св. Иоанн Златоуст, что и ныне совершается та же вечеря, на которой Сам Иисус Христос возлежал. Одна от другой ничем не отличается. Нельзя сказать, что эту совершает человек, а ту совершает Он Сам. Когда видишь, что священник преподает тебе дары, представляй, что не священник делает это, но Христос простирает к тебе руку. Как при крещении не священник крестит тебя, но Бог невидимою силою держит главу твою, и ни ангел, ни архангел, ни другой кто не смеет приступить и коснуться, - так и в причащении". Случается, - говорит тот же св. отец, - что миряне живут в благочестии, а священники в неправде, и потому чрез них не надлежало бы совершаться ни крещению, ни причащению тела Христова, если бы благодать искала везде только достойных. Но ныне Господь обыкновенно действует и чрез недостойных, и благодать крещения ни мало не оскорбляется, жизнью священника. Говорю это, чтобы кто-либо, строго рассматривая жизнь священника, не стал соблазняться в рассуждении им совершаемого в таинствах. Ибо человек ничего не привносит от себя в предлагаемое, но все это есть дело силы Божией и Бог действует на нас в таинствах". "И праведный священник никакой пользы не принесет, когда ты неверующ, ни злой нимало не повредит, когда ты - верующ... Житие ли священническое, добродетель ли споспешествует столь великим делам? Нельзя тому, что дарует Бог, совершаться от добродетели священника. Все - дело благодати; дело священника отверзть уста, все делает Бог; священник исполняет только образ". То же утверждали и другие отцы Церкви, напр. св. Кирилл Иерусалимский, св. Амвросий, бл. Августин.
Как апологет о. диакон теряет квалификацию на глазах.
***
В апологеты содомитов я все же никогда не записывался. А вопрос о том, обречен ли Дух Святой жить в похотливых ручонках тех, кто мнит себя "преемниками апостолов", все же открыт.
Раз уж Максим Юрьевич желает перебрасываться "богословскими" цитатами, то я не возражаю.
1. Что позволено нам исповедоваться монаху, не имеющему священства, найдешь это происходящим со всеми с тех пор, как одежда и обличье [монашеские] были дарованы от Бога наследию Его и монахи получили свое имя, как это написано в боговдохновенных писаниях отцов, вникнув в которые ты найдешь, что сказанное — правда. Прежде же [монахов] одни лишь архиереи по преемству от божественных апостолов получали власть вязать и решить, но по прошествии времени и когда архиереи стали негодными, это страшное поручение перешло к священникам, имеющим непорочную жизнь и удостоенным божественной благодати. Когда же и они, священники вместе с архиереями, смешались с прочим народом и уподобились ему, и когда многие, как и ныне, подпали [под действие] духов заблуждения и суетного пустословия и погибли, оно было передано, как сказано, избранному народу Божию — я говорю о монахах; оно не было отнято от священников и архиереев, но они сами сделали себя чуждыми ему.
Как уже было сказано, святые апостолы по преемству передавали эту власть тем, кто принимал их престолы, так как никто из остальных не смел даже подумать что-либо такое. Таким образом ученики Господа строго сохраняли [за собой] право этой власти. Но, как мы сказали, по прошествии времени достойные растворились среди недостойных, смешались с ними и скрылись под большинством, один у другого оспаривая первенство и притворяясь добродетельными ради председательского [места]. Ибо с тех пор, как воспринявшие престолы апостолов оказались плотскими, сластолюбивыми, славолюбивыми и склонными к ересям, оставила их божественная благодать, и власть эта отнята от таковых. Поэтому так как они оставили все другое, что должны иметь священнодействующие, одно только требуется от них — хранить православие. Но думаю, что и это они не [соблюдают]; ибо не тот православный, кто не вносит новый догмат в Церковь Божию, но тот, кто имеет жизнь, согласную с правым учением. Но такого и такового современные патриархи и митрополиты или, поискав, не находят, или, найдя, предпочитают ему недостойного, требуя с него только одного — письменно изложить Символ веры, и тем одним довольствуются, что он — ни добра не ревнитель, ни со злом не борец. Тем самым они будто бы сохраняют мир Церкви, но этот [мир] хуже всякой вражды и является причиной великого беспорядка. От этого и священники испортились и стали, как народ. Ибо, как сказал Господь, никто из них не является солью (Мф. 5:13), чтобы посредством обличений связывать и хоть как-то сдерживать нравственный распад, но, напротив, сознавая и скрывая страсти друг друга, они сделались хуже народа, а народ хуже их. Некоторые же из народа оказались даже лучше священников, являясь словно бы углями на фоне беспросветного мрака последних. Ибо если бы священники, по слову Господа, сияли жизнью, как солнце (Мф. 13:43), не были бы заметны раскаленные угли, но казались бы почерневшими в сравнении с более ярким светом. Поскольку же только обличье и одежда священства остались в людях, а дар Духа перешел на монахов, и благодаря знамениям и чудесам стало очевидно, что делами [своими] они вступили на [путь] жизни апостольской, то и здесь, опять же, диавол сделал свойственное ему. Ибо, видя их, что они, как некие новые ученики Христа, снова явились в мире и просияли жизнью и чудесами, он ввел [в их среду] и смешал с ними лжебратьев и свои собственные орудия; и, мало помалу умножившись, они, как видишь, стали негодными и сделались весьма не монашествующими монахами.
Итак, ни монахам по внешнему облику, ни рукоположенным и включенным в степень священства, ни удостоенным архиерейского сана, — патриархам, говорю, митрополитам и епископам, — просто так, только из-за рукоположения и его достоинства, не дается от Бога отпускать грехи — да не будет! Ибо им дозволено только священнодействовать, но думаю, что и это — не многим из них, — чтобы, будучи сеном, они из-за этого не сгорели дотла, — а только тем, кто из священников, архиереев и монахов может быть сопричислен к ликам учеников Христа за чистоту.
Симеон Новый Богослов. Послание об исповеди.
http://st-jhouse.narod.ru/biblio/stsymeon/ispoved.htm
2. св. Киприан Карфагенский:
Да не обольщает себя народ мыслию, будто он может быть свободен от греховной заразы, имея общение со священником-грешником и своим согласием способствуя неправедному и незаконному епископству своего предстоятеля. Народ, повинующийся Божественным Заповедям и боящийся Бога должен отделиться от грешника-предстоятеля… тем более, что он имеет власть избирать священников достойных и низлагать недостойных
Письмо 56 К клиру и народу испанскому о Василиде и Марциане
http://odinblago.ru/kiprian_1/56
3. Григорий Богослов:
Ты можешь довериться льву, леопард может стать ручным И даже змея, возможно, побежит от тебя, хотя ты и боишься ее; Но одного остерегайся - дурных епископов, Не смущаясь при этом достоинством их престола! Ведь всем доступно высокое положение, но не всем благодать. Проникнув взглядом сквозь овечью шкуру, разгляди за ней волка.
4. Житие Василия Великого:
Имел святой Василий Великий и такой благодатный дар. Когда он во время литургии возносил святые дары, то золотой голубь с божественными дарами, висевший над святым престолом движимый силою Божьею, сотрясался три раза. Однажды, когда Василий служил и возносил святые дары, обычного знамения с голубем, который своим сотрясением указывал сошествие Святого Духа, не было. Когда Василий размышлял о причине сего, то увидел, что один из диаконов, державших рипиды(40), смотрел на одну женщину, стоявшую в церкви. Василий повелел тому диакону отступить от святого жертвенника и назначил ему епитимию - семь дней поститься и молиться, проводить целые ночи без сна в молитве и из имения своего раздавать милостыню нищим. С того времени святой Василий повелел устроить в церкви пред алтарем завесу и перегородку, для того чтобы ни одна женщина не могла смотреть в алтарь во время совершения божественной службы; непослушных же повелел выводить из церкви и отлучать от святого причащения.
http://theme.orthodoxy.ru/saints/vasiliy_velikiy.html#041
5. Древний патерик 18,32:
Рассказывал один из отцев:
когда приносили клирики святые дары в Ските, нисходил как бы орел на просфору Дух Святый, и никто Его не видал, кроме клириков. В один день попросил чего-то один из братии у диакона, и говорит ему: недосуг теперь. Когда же пошли они на приношение даров, не сошло подобие орла по обычаю. И сказал пресвитер диакону: что это значит, что не сошел орел по обычаю? И сказал пресвитер диакону: поистине, или во мне есть пригрешение, или в тебе; отступи от меня немного, и если сойдет, очевидно будет, что ради тебя не сходит. А если нет, то ясно будет, что ради меня не сошел. И когда отступил диакон, тотчас сошел орел. И когда окончилась служба, сказал пресвитер диакону: скажи мне, что ты сделал. Он же объясняя ему, говорил: я не сознаю себя согрешившим, кроме разве того, что приходил ко мне брат и просил у меня чего-то, и я отвечал: мне недосуг. И говорит ему пресвитер: поистине ради тебя не сходил орел, потому что ты огорчил брата; и пошедши диакон покаялся пред братом.
6. Житие Епифания Кипрского:
Этот великий архиерей Божий имел от Господа ту благодать, что удостаивался во время приношения бескровной жертвы видеть наитие Святого Духа на предложенные Святые Дары, и никогда не оканчивал молитвы возношения, не видя нисшествия Божественного Духа. Когда он однажды служил и говорил обычную молитву возношения, то не увидел знамения нисшествия Святого Духа.
Тогда он, не окончив молитвы, опять начал читать ее сначала, но и тогда не пришел Дух Святой. Сделав это в третий раз и дивясь тому, что не видит Духа Святого, он стал плакать и умом молиться Богу, чтобы Он известил его, по какой причине лишаются Святого Духа предложенные дары. Взглянув же на диакона, стоявшего, по левую сторону и державшего рипиду, он увидел, что лицо его черное, страшное, будто проказа на челе у него. Тогда он взял у него рипиду и с кротостью сказал ему: "Не принимай ныне причащения Божественных Даров, а иди домой". Когда же отступил диакон от божественного алтаря, тотчас увидел Епифаний благодать Духа Святого, сошедшего на предложенные дары. По окончании божественной литургии святитель, призвав диакона, спросил у него: "Какой-то был грех, который мешал пришествию Духа Святого на честные дары?". Он же чистосердечно признался, что в прошедшую ночь был с подругой своей в единении супружеском. Тогда святой Епифаний, созвав всех пресвитеров, диаконов и весь клир свой, сказал им: "Если кто из вас, чада мои, сподобится алтарного служения, снимите сапоги плотских, бессловесных страстей, не подходите к божественному алтарю, связанные сладострастными похотями, последуйте тому что говорит святой апостол: "имеющие жен должны быть, как не имеющие" (1 Кор. 7, 29).
***
Впрочем, из последних трех случаев можно сделать вывод, что лишь грехи диаконов могут помешать Духу. Но не епископов.
Нет, у меня нет ответа. Как и вопрос о слезинке ребенка, это "проклятый вопрос", на который нельзя выписывать легкого и легко цитируемого ответа. Конопатить больную совесть грязным пластырем не стоит. Она должна болеть. Всю жизнь. Если это жизнь человека, а не аппаратной крысы.
Веками нам говорили, что вода, текущая даже по ржавой трубе, все равно остается чистой водой (грешный священник уподобляется этой трубе). Сегодня мы знаем, что не только ржавые трубы, но и чистые свинцовые могут убивать конечных потребителей.
Должны быть в христианах боль и вопрошание не только об имидже церкви, но и о ее сути.
Вновь вспоминаю финальную фразу диалога двух священников из фильма "Дети священника" -"Что толку в том, что мы все время отпускаем грехи друг другу?". Понятно, что епископы, приступив к обсуждению этого вопроса, сразу отпускают себе все грехи и соборно постановляют, что Духу не благословляется отходить от нас, что бы мы ни творили и какими бы мы ни были.
А вот житийная литература как более народная, вновь и вновь воспроизводя с вариациями этот сюжет прогрешных диаконов, свидетельствует, что эти решения властей все равно не убеждали простой народ.
А митрополит Иларион, когда еще не был митропллитом, говорил студентам Санкт-Петербургской духовной академии: "Мы привыкли думать, что действенность церковных таинств не зависит от того, достойный священник совершает таинства или нет. Студенты духовной семинарии, изучая этот вопрос, узнают, что личная жизнь священника никак не отражается на, так сказать, качестве совершаемых им таинств и богослужений. Но нельзя забывать о том, что в молитве, которую читает священник на Литургии святителя Василия Великого, есть и такие слова: «Да не моих ради грехов возбраниши благодати Пресвятаго Твоего Духа от предлежащих даров». Это говорит священник, обращаясь к Богу, и это значит, что есть некая таинственная связь между личной жизнью священника и тем, что происходит в таинствах, той благодатью Святого Духа, которая через священника подается людям" http://azbyka.ru/tserkov/duhovnaya_zhizn/ponyatie/alfeev_vy_svet_mira_20-all.shtml
Сейчас он, конечно, будет отрицать наличие такой связи...
Вопрос вопросов
На днях известинский публицист Максим Соколов решил обличить мое догматическое невежество:http://m-yu-sokolov.livejournal.com/3175616.html
Диакон А. Кураев, очередной раз обличив содомитов (или тех, кого он таковыми считает), спрашивает: "Богословский вопрос остается открытым: что держит в руках вот тот дядя по центру, ценитель и покровитель красивых юношей -- Тело Христа или просто хлебушек?".
http://diak-kuraev.livejournal.com/1062781.html?style=mine#comments
В православии -- в отличие от раннехристианских ересей донатизма и монтанизма -- вопрос не считается открытым, ибо действительность таинства не зависит от личного недостоинства это таинство совершающего.
"Веруйте - научает св. Иоанн Златоуст, что и ныне совершается та же вечеря, на которой Сам Иисус Христос возлежал. Одна от другой ничем не отличается. Нельзя сказать, что эту совершает человек, а ту совершает Он Сам. Когда видишь, что священник преподает тебе дары, представляй, что не священник делает это, но Христос простирает к тебе руку. Как при крещении не священник крестит тебя, но Бог невидимою силою держит главу твою, и ни ангел, ни архангел, ни другой кто не смеет приступить и коснуться, - так и в причащении". Случается, - говорит тот же св. отец, - что миряне живут в благочестии, а священники в неправде, и потому чрез них не надлежало бы совершаться ни крещению, ни причащению тела Христова, если бы благодать искала везде только достойных. Но ныне Господь обыкновенно действует и чрез недостойных, и благодать крещения ни мало не оскорбляется, жизнью священника. Говорю это, чтобы кто-либо, строго рассматривая жизнь священника, не стал соблазняться в рассуждении им совершаемого в таинствах. Ибо человек ничего не привносит от себя в предлагаемое, но все это есть дело силы Божией и Бог действует на нас в таинствах". "И праведный священник никакой пользы не принесет, когда ты неверующ, ни злой нимало не повредит, когда ты - верующ... Житие ли священническое, добродетель ли споспешествует столь великим делам? Нельзя тому, что дарует Бог, совершаться от добродетели священника. Все - дело благодати; дело священника отверзть уста, все делает Бог; священник исполняет только образ". То же утверждали и другие отцы Церкви, напр. св. Кирилл Иерусалимский, св. Амвросий, бл. Августин.
Как апологет о. диакон теряет квалификацию на глазах.
***
В апологеты содомитов я все же никогда не записывался. А вопрос о том, обречен ли Дух Святой жить в похотливых ручонках тех, кто мнит себя "преемниками апостолов", все же открыт.
Раз уж Максим Юрьевич желает перебрасываться "богословскими" цитатами, то я не возражаю.
1. Что позволено нам исповедоваться монаху, не имеющему священства, найдешь это происходящим со всеми с тех пор, как одежда и обличье [монашеские] были дарованы от Бога наследию Его и монахи получили свое имя, как это написано в боговдохновенных писаниях отцов, вникнув в которые ты найдешь, что сказанное — правда. Прежде же [монахов] одни лишь архиереи по преемству от божественных апостолов получали власть вязать и решить, но по прошествии времени и когда архиереи стали негодными, это страшное поручение перешло к священникам, имеющим непорочную жизнь и удостоенным божественной благодати. Когда же и они, священники вместе с архиереями, смешались с прочим народом и уподобились ему, и когда многие, как и ныне, подпали [под действие] духов заблуждения и суетного пустословия и погибли, оно было передано, как сказано, избранному народу Божию — я говорю о монахах; оно не было отнято от священников и архиереев, но они сами сделали себя чуждыми ему.
Как уже было сказано, святые апостолы по преемству передавали эту власть тем, кто принимал их престолы, так как никто из остальных не смел даже подумать что-либо такое. Таким образом ученики Господа строго сохраняли [за собой] право этой власти. Но, как мы сказали, по прошествии времени достойные растворились среди недостойных, смешались с ними и скрылись под большинством, один у другого оспаривая первенство и притворяясь добродетельными ради председательского [места]. Ибо с тех пор, как воспринявшие престолы апостолов оказались плотскими, сластолюбивыми, славолюбивыми и склонными к ересям, оставила их божественная благодать, и власть эта отнята от таковых. Поэтому так как они оставили все другое, что должны иметь священнодействующие, одно только требуется от них — хранить православие. Но думаю, что и это они не [соблюдают]; ибо не тот православный, кто не вносит новый догмат в Церковь Божию, но тот, кто имеет жизнь, согласную с правым учением. Но такого и такового современные патриархи и митрополиты или, поискав, не находят, или, найдя, предпочитают ему недостойного, требуя с него только одного — письменно изложить Символ веры, и тем одним довольствуются, что он — ни добра не ревнитель, ни со злом не борец. Тем самым они будто бы сохраняют мир Церкви, но этот [мир] хуже всякой вражды и является причиной великого беспорядка. От этого и священники испортились и стали, как народ. Ибо, как сказал Господь, никто из них не является солью (Мф. 5:13), чтобы посредством обличений связывать и хоть как-то сдерживать нравственный распад, но, напротив, сознавая и скрывая страсти друг друга, они сделались хуже народа, а народ хуже их. Некоторые же из народа оказались даже лучше священников, являясь словно бы углями на фоне беспросветного мрака последних. Ибо если бы священники, по слову Господа, сияли жизнью, как солнце (Мф. 13:43), не были бы заметны раскаленные угли, но казались бы почерневшими в сравнении с более ярким светом. Поскольку же только обличье и одежда священства остались в людях, а дар Духа перешел на монахов, и благодаря знамениям и чудесам стало очевидно, что делами [своими] они вступили на [путь] жизни апостольской, то и здесь, опять же, диавол сделал свойственное ему. Ибо, видя их, что они, как некие новые ученики Христа, снова явились в мире и просияли жизнью и чудесами, он ввел [в их среду] и смешал с ними лжебратьев и свои собственные орудия; и, мало помалу умножившись, они, как видишь, стали негодными и сделались весьма не монашествующими монахами.
Итак, ни монахам по внешнему облику, ни рукоположенным и включенным в степень священства, ни удостоенным архиерейского сана, — патриархам, говорю, митрополитам и епископам, — просто так, только из-за рукоположения и его достоинства, не дается от Бога отпускать грехи — да не будет! Ибо им дозволено только священнодействовать, но думаю, что и это — не многим из них, — чтобы, будучи сеном, они из-за этого не сгорели дотла, — а только тем, кто из священников, архиереев и монахов может быть сопричислен к ликам учеников Христа за чистоту.
Симеон Новый Богослов. Послание об исповеди.
http://st-jhouse.narod.ru/biblio/stsymeon/ispoved.htm
2. св. Киприан Карфагенский:
Да не обольщает себя народ мыслию, будто он может быть свободен от греховной заразы, имея общение со священником-грешником и своим согласием способствуя неправедному и незаконному епископству своего предстоятеля. Народ, повинующийся Божественным Заповедям и боящийся Бога должен отделиться от грешника-предстоятеля… тем более, что он имеет власть избирать священников достойных и низлагать недостойных
Письмо 56 К клиру и народу испанскому о Василиде и Марциане
http://odinblago.ru/kiprian_1/56
3. Григорий Богослов:
Ты можешь довериться льву, леопард может стать ручным И даже змея, возможно, побежит от тебя, хотя ты и боишься ее; Но одного остерегайся - дурных епископов, Не смущаясь при этом достоинством их престола! Ведь всем доступно высокое положение, но не всем благодать. Проникнув взглядом сквозь овечью шкуру, разгляди за ней волка.
4. Житие Василия Великого:
Имел святой Василий Великий и такой благодатный дар. Когда он во время литургии возносил святые дары, то золотой голубь с божественными дарами, висевший над святым престолом движимый силою Божьею, сотрясался три раза. Однажды, когда Василий служил и возносил святые дары, обычного знамения с голубем, который своим сотрясением указывал сошествие Святого Духа, не было. Когда Василий размышлял о причине сего, то увидел, что один из диаконов, державших рипиды(40), смотрел на одну женщину, стоявшую в церкви. Василий повелел тому диакону отступить от святого жертвенника и назначил ему епитимию - семь дней поститься и молиться, проводить целые ночи без сна в молитве и из имения своего раздавать милостыню нищим. С того времени святой Василий повелел устроить в церкви пред алтарем завесу и перегородку, для того чтобы ни одна женщина не могла смотреть в алтарь во время совершения божественной службы; непослушных же повелел выводить из церкви и отлучать от святого причащения.
http://theme.orthodoxy.ru/saints/vasiliy_velikiy.html#041
5. Древний патерик 18,32:
Рассказывал один из отцев:
когда приносили клирики святые дары в Ските, нисходил как бы орел на просфору Дух Святый, и никто Его не видал, кроме клириков. В один день попросил чего-то один из братии у диакона, и говорит ему: недосуг теперь. Когда же пошли они на приношение даров, не сошло подобие орла по обычаю. И сказал пресвитер диакону: что это значит, что не сошел орел по обычаю? И сказал пресвитер диакону: поистине, или во мне есть пригрешение, или в тебе; отступи от меня немного, и если сойдет, очевидно будет, что ради тебя не сходит. А если нет, то ясно будет, что ради меня не сошел. И когда отступил диакон, тотчас сошел орел. И когда окончилась служба, сказал пресвитер диакону: скажи мне, что ты сделал. Он же объясняя ему, говорил: я не сознаю себя согрешившим, кроме разве того, что приходил ко мне брат и просил у меня чего-то, и я отвечал: мне недосуг. И говорит ему пресвитер: поистине ради тебя не сходил орел, потому что ты огорчил брата; и пошедши диакон покаялся пред братом.
6. Житие Епифания Кипрского:
Этот великий архиерей Божий имел от Господа ту благодать, что удостаивался во время приношения бескровной жертвы видеть наитие Святого Духа на предложенные Святые Дары, и никогда не оканчивал молитвы возношения, не видя нисшествия Божественного Духа. Когда он однажды служил и говорил обычную молитву возношения, то не увидел знамения нисшествия Святого Духа.
Тогда он, не окончив молитвы, опять начал читать ее сначала, но и тогда не пришел Дух Святой. Сделав это в третий раз и дивясь тому, что не видит Духа Святого, он стал плакать и умом молиться Богу, чтобы Он известил его, по какой причине лишаются Святого Духа предложенные дары. Взглянув же на диакона, стоявшего, по левую сторону и державшего рипиду, он увидел, что лицо его черное, страшное, будто проказа на челе у него. Тогда он взял у него рипиду и с кротостью сказал ему: "Не принимай ныне причащения Божественных Даров, а иди домой". Когда же отступил диакон от божественного алтаря, тотчас увидел Епифаний благодать Духа Святого, сошедшего на предложенные дары. По окончании божественной литургии святитель, призвав диакона, спросил у него: "Какой-то был грех, который мешал пришествию Духа Святого на честные дары?". Он же чистосердечно признался, что в прошедшую ночь был с подругой своей в единении супружеском. Тогда святой Епифаний, созвав всех пресвитеров, диаконов и весь клир свой, сказал им: "Если кто из вас, чада мои, сподобится алтарного служения, снимите сапоги плотских, бессловесных страстей, не подходите к божественному алтарю, связанные сладострастными похотями, последуйте тому что говорит святой апостол: "имеющие жен должны быть, как не имеющие" (1 Кор. 7, 29).
***
Впрочем, из последних трех случаев можно сделать вывод, что лишь грехи диаконов могут помешать Духу. Но не епископов.
Нет, у меня нет ответа. Как и вопрос о слезинке ребенка, это "проклятый вопрос", на который нельзя выписывать легкого и легко цитируемого ответа. Конопатить больную совесть грязным пластырем не стоит. Она должна болеть. Всю жизнь. Если это жизнь человека, а не аппаратной крысы.
Веками нам говорили, что вода, текущая даже по ржавой трубе, все равно остается чистой водой (грешный священник уподобляется этой трубе). Сегодня мы знаем, что не только ржавые трубы, но и чистые свинцовые могут убивать конечных потребителей.
Должны быть в христианах боль и вопрошание не только об имидже церкви, но и о ее сути.
Вновь вспоминаю финальную фразу диалога двух священников из фильма "Дети священника" -"Что толку в том, что мы все время отпускаем грехи друг другу?". Понятно, что епископы, приступив к обсуждению этого вопроса, сразу отпускают себе все грехи и соборно постановляют, что Духу не благословляется отходить от нас, что бы мы ни творили и какими бы мы ни были.
А вот житийная литература как более народная, вновь и вновь воспроизводя с вариациями этот сюжет прогрешных диаконов, свидетельствует, что эти решения властей все равно не убеждали простой народ.
А митрополит Иларион, когда еще не был митропллитом, говорил студентам Санкт-Петербургской духовной академии: "Мы привыкли думать, что действенность церковных таинств не зависит от того, достойный священник совершает таинства или нет. Студенты духовной семинарии, изучая этот вопрос, узнают, что личная жизнь священника никак не отражается на, так сказать, качестве совершаемых им таинств и богослужений. Но нельзя забывать о том, что в молитве, которую читает священник на Литургии святителя Василия Великого, есть и такие слова: «Да не моих ради грехов возбраниши благодати Пресвятаго Твоего Духа от предлежащих даров». Это говорит священник, обращаясь к Богу, и это значит, что есть некая таинственная связь между личной жизнью священника и тем, что происходит в таинствах, той благодатью Святого Духа, которая через священника подается людям" http://azbyka.ru/tserkov/duhovnaya_zhizn/ponyatie/alfeev_vy_svet_mira_20-all.shtml
Сейчас он, конечно, будет отрицать наличие такой связи...
Re: Таинства.
Итак в чем же суть этого вопроса вопросов?
Она в том: Верно ли мы трактуем слова Христа о праве священства "решать и вязать"?
Видим две точки зрения.
1. Священник имеет это право в любом случае, даже если сам жизнь ведёт разгульную, поскольку благодать всё перекрывает.
2. Священник имеет это право только в том случае, если сохраняет душу свою в чистоте, поскольку благодать от нечестивого отходит.
Что нам выбрать?
Она в том: Верно ли мы трактуем слова Христа о праве священства "решать и вязать"?
Видим две точки зрения.
1. Священник имеет это право в любом случае, даже если сам жизнь ведёт разгульную, поскольку благодать всё перекрывает.
2. Священник имеет это право только в том случае, если сохраняет душу свою в чистоте, поскольку благодать от нечестивого отходит.
Что нам выбрать?
Причастился ли Иуда на Тайной Вечери?
(Ин. 13) 23 Один же из учеников Его, которого любил Иисус, возлежал у груди Иисуса.
24 Ему Симон Петр сделал знак, чтобы спросил, кто это, о котором говорит.
25 Он, припав к груди Иисуса, сказал Ему: Господи! кто это?
26 Иисус отвечал: тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам. И, обмакнув кусок, подал Иуде Симонову Искариоту.
27 И после сего куска вошел в него сатана. Тогда Иисус сказал ему: что делаешь, делай скорее.
28 Но никто из возлежавших не понял, к чему Он это сказал ему.
29 А как у Иуды был ящик, то некоторые думали, что Иисус говорит ему: купи, что нам нужно к празднику, или чтобы дал что - нибудь нищим.
30 Он, приняв кусок, тотчас вышел; а была ночь.
31 Когда он вышел, Иисус сказал: ныне прославился Сын Человеческий, и Бог прославился в Нем.
Иоанн Златоуст считает, что причастился.
1. О, как велико ослепление предателя! Приобщаясь тайн, он оставался таким же, и наслаждаясь страшною трапезою, не изменялся. Это показывает Лука (Ин. 13:27), когда говорит, что после этого вошел в него сатана, не потому, что пренебрегал телом Господним, но издеваясь над бесстыдством предателя. Грех его велик был в двояком отношении: и потому, что он с таким расположением приступил к тайнам, и потому, что, приступивши, не вразумился ни страхом, ни благодеянием, ни честью. Христос не препятствовал ему, хотя и знал все, чтобы ты познал, что Он не оставляет ничего, что служит к исправлению. Поэтому и прежде, и после этого непрестанно вразумлял и удерживал предателя и словами, и делами, и страхом, и угрозами, и честью, и услугами. Но ничто не предохранило его от жестокого недуга.
БЕСЕДА 82
http://fedoseenko.com/books/ioannzlatoust/zlatoust12t/Z07/t07_2/38.htm
Но так ли это на самом деле? Если причастился, то почему предал? Ведь на нем в таком случае благодать Духа Святаго, а Дух Святой Христа предать не может.
Да и возможно ли причаститься тому, кого Господь сравнивает с диаволом?
"Иисус отвечал им: не двенадцать ли вас избрал Я? но один из вас диавол". [Ин.6:70]
Христос избрал диавола себе в ученики?
Я полагаю, что ответ в словах апостола: "Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия." [Рим.10:17]
Что такое слышание? Разве мы не все слышим слова Божии в храме или, когда дома читаем Евангелие? Очевидно, что все-таки нет, не все слышат. Наверное каждый встречал на просторах интернета людей неплохо знающих содержание Библии, но никакой веры в Христа не имеющих.
Значит слышание слышанию рознь.
Для верного слышание это еда и питие этого Слова, принятие его внутрь себя, ведь еда и питие есть употребление внутрь себя как средство для поддержание жизни человека. Здесь еда не плотская, а духовная, еда поддерживающая нашу истинную жизнь, жизнь в общении с Отцом нашим Небесным. И ухо является тем именно органом, которым мы эту пищу потребляем.
Не случайно: "Имеющий ухо (слышать) да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать сокровенную манну, и дам ему белый камень и на камне написанное новое имя, которого никто не знает, кроме того, кто получает." [Откр.2:17
И вот об этом слышании/неслышание и говорит и предупреждает апостол в своём послании:
" 20 Далее, вы собираетесь, [так, что это] не значит вкушать вечерю Господню;
21 ибо всякий поспешает прежде [других] есть свою пищу, [так] [что] иной бывает голоден, а иной упивается.
22 Разве у вас нет домов на то, чтобы есть и пить? Или пренебрегаете церковь Божию и унижаете неимущих? Что сказать вам? похвалить ли вас за это? Не похвалю.
23 Ибо я от [Самого] Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб
24 и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание.
25 Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание.
26 Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет.
27 Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней.
28 Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей.
29 Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем.
30 Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает.
31 Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы.
32 Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром.
33 Посему, братия мои, собираясь на вечерю, друг друга ждите.
34 А если кто голоден, пусть ест дома, чтобы собираться вам не на осуждение. Прочее устрою, когда приду." (1Кор.11)
Кто пришел в храм просто покушать без потребности воспоминания о Христе и Церкви Его (недостойно), тот не имеет части с Ним (Ин. 13:
Теперь мы можем понять почему с куском хлеба вошел в Иуду сатана, потому, что он не слышит истинного смысла Слова Божия, хотя и находится рядом со Христом.
А это закон такой в духовной жизни, либо Бог в человеке царствует, либо диавол. Совместного проживания не может быть. А коли так, то никакого причастия у Иуды со Христом не было. Он съел кусок обычного хлеба, а апостолы ели хлеб небесный - учение о спасении.
Об этом же и здесь: "31 Отцы наши ели манну в пустыне, как написано: хлеб с неба дал им есть.
32 Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: не Моисей дал вам хлеб с неба, а Отец Мой дает вам истинный хлеб с небес.
33 Ибо хлеб Божий есть тот, который сходит с небес и дает жизнь миру.
34 На это сказали Ему: Господи! подавай нам всегда такой хлеб.
35 Иисус же сказал им: Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда." (Ин. 6)
Почему Иоанн Златоуст этого не увидел? Не знаю.
24 Ему Симон Петр сделал знак, чтобы спросил, кто это, о котором говорит.
25 Он, припав к груди Иисуса, сказал Ему: Господи! кто это?
26 Иисус отвечал: тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам. И, обмакнув кусок, подал Иуде Симонову Искариоту.
27 И после сего куска вошел в него сатана. Тогда Иисус сказал ему: что делаешь, делай скорее.
28 Но никто из возлежавших не понял, к чему Он это сказал ему.
29 А как у Иуды был ящик, то некоторые думали, что Иисус говорит ему: купи, что нам нужно к празднику, или чтобы дал что - нибудь нищим.
30 Он, приняв кусок, тотчас вышел; а была ночь.
31 Когда он вышел, Иисус сказал: ныне прославился Сын Человеческий, и Бог прославился в Нем.
Иоанн Златоуст считает, что причастился.
1. О, как велико ослепление предателя! Приобщаясь тайн, он оставался таким же, и наслаждаясь страшною трапезою, не изменялся. Это показывает Лука (Ин. 13:27), когда говорит, что после этого вошел в него сатана, не потому, что пренебрегал телом Господним, но издеваясь над бесстыдством предателя. Грех его велик был в двояком отношении: и потому, что он с таким расположением приступил к тайнам, и потому, что, приступивши, не вразумился ни страхом, ни благодеянием, ни честью. Христос не препятствовал ему, хотя и знал все, чтобы ты познал, что Он не оставляет ничего, что служит к исправлению. Поэтому и прежде, и после этого непрестанно вразумлял и удерживал предателя и словами, и делами, и страхом, и угрозами, и честью, и услугами. Но ничто не предохранило его от жестокого недуга.
БЕСЕДА 82
http://fedoseenko.com/books/ioannzlatoust/zlatoust12t/Z07/t07_2/38.htm
Но так ли это на самом деле? Если причастился, то почему предал? Ведь на нем в таком случае благодать Духа Святаго, а Дух Святой Христа предать не может.
Да и возможно ли причаститься тому, кого Господь сравнивает с диаволом?
"Иисус отвечал им: не двенадцать ли вас избрал Я? но один из вас диавол". [Ин.6:70]
Христос избрал диавола себе в ученики?
Я полагаю, что ответ в словах апостола: "Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия." [Рим.10:17]
Что такое слышание? Разве мы не все слышим слова Божии в храме или, когда дома читаем Евангелие? Очевидно, что все-таки нет, не все слышат. Наверное каждый встречал на просторах интернета людей неплохо знающих содержание Библии, но никакой веры в Христа не имеющих.
Значит слышание слышанию рознь.
Для верного слышание это еда и питие этого Слова, принятие его внутрь себя, ведь еда и питие есть употребление внутрь себя как средство для поддержание жизни человека. Здесь еда не плотская, а духовная, еда поддерживающая нашу истинную жизнь, жизнь в общении с Отцом нашим Небесным. И ухо является тем именно органом, которым мы эту пищу потребляем.
Не случайно: "Имеющий ухо (слышать) да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать сокровенную манну, и дам ему белый камень и на камне написанное новое имя, которого никто не знает, кроме того, кто получает." [Откр.2:17
И вот об этом слышании/неслышание и говорит и предупреждает апостол в своём послании:
" 20 Далее, вы собираетесь, [так, что это] не значит вкушать вечерю Господню;
21 ибо всякий поспешает прежде [других] есть свою пищу, [так] [что] иной бывает голоден, а иной упивается.
22 Разве у вас нет домов на то, чтобы есть и пить? Или пренебрегаете церковь Божию и унижаете неимущих? Что сказать вам? похвалить ли вас за это? Не похвалю.
23 Ибо я от [Самого] Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб
24 и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание.
25 Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание.
26 Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет.
27 Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней.
28 Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей.
29 Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем.
30 Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает.
31 Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы.
32 Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром.
33 Посему, братия мои, собираясь на вечерю, друг друга ждите.
34 А если кто голоден, пусть ест дома, чтобы собираться вам не на осуждение. Прочее устрою, когда приду." (1Кор.11)
Кто пришел в храм просто покушать без потребности воспоминания о Христе и Церкви Его (недостойно), тот не имеет части с Ним (Ин. 13:
Теперь мы можем понять почему с куском хлеба вошел в Иуду сатана, потому, что он не слышит истинного смысла Слова Божия, хотя и находится рядом со Христом.
А это закон такой в духовной жизни, либо Бог в человеке царствует, либо диавол. Совместного проживания не может быть. А коли так, то никакого причастия у Иуды со Христом не было. Он съел кусок обычного хлеба, а апостолы ели хлеб небесный - учение о спасении.
Об этом же и здесь: "31 Отцы наши ели манну в пустыне, как написано: хлеб с неба дал им есть.
32 Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: не Моисей дал вам хлеб с неба, а Отец Мой дает вам истинный хлеб с небес.
33 Ибо хлеб Божий есть тот, который сходит с небес и дает жизнь миру.
34 На это сказали Ему: Господи! подавай нам всегда такой хлеб.
35 Иисус же сказал им: Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда." (Ин. 6)
Почему Иоанн Златоуст этого не увидел? Не знаю.
Страница 3 из 3 • 1, 2, 3
Страница 3 из 3
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения
Чт Ноя 25, 2021 5:43 am автор Admin
» Хам. За что?
Чт Ноя 25, 2021 5:21 am автор Admin
» Стихи разные.
Вт Июл 06, 2021 12:20 pm автор Admin
» Цитаты разных людей.
Пн Ноя 23, 2020 6:01 pm автор Admin
» Это интересно.
Сб Сен 19, 2020 9:58 am автор Admin
» Кураев.
Сб Июл 25, 2020 10:19 am автор Тамара
» Интересные соображения.
Чт Июл 23, 2020 1:17 pm автор Тамара
» Украина конечно.
Чт Июн 25, 2020 10:49 am автор Тамара
» Сатана в Церкви
Сб Июн 06, 2020 11:58 pm автор Admin