Православный Календарь
Библия программа
http://www.biblezoom.ru/ полезный продуктИкона дня
Статьи
http://www.proza.ru/avtor/afanasii2Гнев.
Участников: 3
Страница 1 из 1
Гнев.
Словарь нам говорит: Гнев – потеря душевного равновесия, желание зла огорчившему; является четвёртой из восьми главных страстей.
Но:
блаженный Диадох: иногда гнев приносит величайшую пользу... когда мы невозмутимо пользуемся им против нечестивых или каким бы то ни было образом нагло поступающих, дабы они или были спасены или пристыжены.
св. Иоанн Дамаскин: Существует три вида гнева: раздражение, злоба и мстительность. Раздражением называется гнев, начинающийся и возбуждающийся. Злобою – гнев длительный, или злопамятство; мстительность есть гнев, выжидающий случай для мщения.
прп. авва Дорофей: Невозможно кому-либо разгневаться на ближнего, если сердце его сперва не вознесётся над ним, если он не уничижит его, и не сочтёт себя высшим его.
священник Александр Ельчанинов:
Когда тебя охватит чувство злобы к кому-либо, то представь себе, что и ты и он должны умереть, – и как перед этим станет ничтожна его вина и как не права твоя злоба, как бы она ни была права формально.
святитель Феофан, затворник Вышенский:
Гнев и обидчивость от самоцена, по которому мы признаем себя стоящими немало; потому, когда кто дерзнет не воздать нам должного, кипятимся и замышляем отмщение… Постарайтесь делать так, чтобы, и минуты не пропуская, взяться за себя и разорить свой самоцен. Положите законом:
1) всякую минуту ждать неприятность и, когда придет, встречать ее, как жданную гостью;
2) когда деется что, готовое огорчить и раздражить вас, скорее бегите вниманием к сердцу и, сколько можете, напрягайтесь не допускать возродиться тем чувствам. Напрягайтесь и молитесь. Если не допустите породиться тем чувствам, всему конец; ибо всё от чувств;
3) не смотрите на обидчика и обиду; тут вы найдете только большую опору обидчивости и мести; но выбросьте это из головы. Это очень важно. Если не будет этого, чувство злости не может улечься;
4) ко всем молоткам сим приложите: держать любовный взор, любовный тон речи, любовное обращение и, главное, всевозможно избегайте чем-либо напомнить обидевшим вас о их несправедливости.
И ещё: [Мф.5:22] А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: 'рака', подлежит синедриону; а кто скажет: 'безумный', подлежит геенне огненной.
Значит гневаться можно в некоторых случаях?
А как тогда быть с этим?
Главных страстей восемь:
Но:
блаженный Диадох: иногда гнев приносит величайшую пользу... когда мы невозмутимо пользуемся им против нечестивых или каким бы то ни было образом нагло поступающих, дабы они или были спасены или пристыжены.
св. Иоанн Дамаскин: Существует три вида гнева: раздражение, злоба и мстительность. Раздражением называется гнев, начинающийся и возбуждающийся. Злобою – гнев длительный, или злопамятство; мстительность есть гнев, выжидающий случай для мщения.
прп. авва Дорофей: Невозможно кому-либо разгневаться на ближнего, если сердце его сперва не вознесётся над ним, если он не уничижит его, и не сочтёт себя высшим его.
священник Александр Ельчанинов:
Когда тебя охватит чувство злобы к кому-либо, то представь себе, что и ты и он должны умереть, – и как перед этим станет ничтожна его вина и как не права твоя злоба, как бы она ни была права формально.
святитель Феофан, затворник Вышенский:
Гнев и обидчивость от самоцена, по которому мы признаем себя стоящими немало; потому, когда кто дерзнет не воздать нам должного, кипятимся и замышляем отмщение… Постарайтесь делать так, чтобы, и минуты не пропуская, взяться за себя и разорить свой самоцен. Положите законом:
1) всякую минуту ждать неприятность и, когда придет, встречать ее, как жданную гостью;
2) когда деется что, готовое огорчить и раздражить вас, скорее бегите вниманием к сердцу и, сколько можете, напрягайтесь не допускать возродиться тем чувствам. Напрягайтесь и молитесь. Если не допустите породиться тем чувствам, всему конец; ибо всё от чувств;
3) не смотрите на обидчика и обиду; тут вы найдете только большую опору обидчивости и мести; но выбросьте это из головы. Это очень важно. Если не будет этого, чувство злости не может улечься;
4) ко всем молоткам сим приложите: держать любовный взор, любовный тон речи, любовное обращение и, главное, всевозможно избегайте чем-либо напомнить обидевшим вас о их несправедливости.
И ещё: [Мф.5:22] А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: 'рака', подлежит синедриону; а кто скажет: 'безумный', подлежит геенне огненной.
Значит гневаться можно в некоторых случаях?
А как тогда быть с этим?
Главных страстей восемь:
- Чревоугодие
- Блуд
- Сребролюбие
- Гнев
- Печаль
- Уныние
- Тщеславие
- Гордость.
Re: Гнев.
Ну наверное и по всем остальным пунктам, тоже не много можно
Никодим Скромный- Сообщения : 1028
Дата регистрации : 2014-05-06
Возраст : 50
Откуда : Переславль Залесский
Re: Гнев.
Понимаем абсурдность вопроса.... это радует.
Никодим Скромный- Сообщения : 1028
Дата регистрации : 2014-05-06
Возраст : 50
Откуда : Переславль Залесский
Re: Гнев.
Схиархимандрит Гавриил (Бунге). Гнев, злоба, раздражение. http://www.pravoslavie.ru/sm/73106.htm
Схиархимандрит Гавриил (Бунге). Гнев, злоба, раздражение: Учение Евагрия Понтийского о гневе и кротости / Пер. с нем. свящ. Владимира Зелинского. — М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2014. — 224 с.
Евагрий Понтийский (345 — ок. 399), как никто другой, разработал учение о гневе. Он был и великим учителем молитвы и мистической жизни. Схиархимандрит Гавриил анализирует то духовное ведение, которого достиг понтийский монах.
ОГЛАВЛЕНИЕ
- Введение
Агрессивность — вещь вполне естественная? 9
- ГЛАВА ПЕРВАЯ
Образ человека у Евагрия 16
- ГЛАВА ВТОРАЯ Бесовский порок 33
- ГЛАВА ТРЕТЬЯ
Гнев среди восьми
греховных помыслов 53
- ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ
Определение сущности порока 67
- ГЛАВА ПЯТАЯ
Последствия 78
- ГЛАВА ШЕСТАЯ
Гнев и молитва 91
- ГЛАВА СЕДЬМАЯ
Ослепление ума 105
- ГЛАВА ВОСЬМАЯ
Средства исцеления 119
- ГЛАВА ДЕВЯТАЯ
«Чистая молитва» 148
- ГЛАВА ДЕСЯТАЯ
Беседа с Богом 161
- ГЛАВА ОДИННАДЦАТАЯ
Добродетель Ангелов 172
- ГЛАВА ДВЕНАДЦАТАЯ
«... ибо учение его было
очень кротким» 195
- Эпилог 209
- Труды Евагрия 220
- Другие источники 222
Приводим отрывок из книги:
Агрессивность — вещь вполне естественная?
Мир, в котором мы живем, во все времена был отмечен насилием: насилием между людьми, насилием даже над нерожденной жизнью, насилием, царящим в отношениях между народами, наконец, насилием над природой, над окружающей средой, от которой зависит наше существование. С тех пор как Каин убил своего брата, господствует закон насилия.
Современная психология даже пыталась истолковать эту вездесущую «агрессивность», то есть желание нападать, как нечто совершенно «естественное» и чуть ли не неизбежное. Однако от этого ничего не улучшилось. Инициативы, предпринимаемые с самыми добрыми намерениями, если взять, скажем, ООН, пытаются как-то ограничить всеобщее насилие между народами, но до сих пор это происходит опять-таки путем насилия. Увы, человеческая агрессивность от этого нисколько не уменьшилась, скорее наоборот. Кажется, что в цивилизованных и «миролюбивых» государствах насилие над людьми и вещами неудержимо возрастает. Словно «дьявола отпустили на свободу».
Так оно и есть. Весь мир лежит во зле ([url=http://jesuschrist.ru/bible/?q=1 %D0%98%D0%BD 5, 19]1 Ин 5, 19[/url]), не в каком-то безликом зле или злобе, но во власти зла личностного, то есть сатаны. Правда, многие просвещенные умы не хотят слышать об этом сегодня, когда некоторые уже официально «простились с дьяволом». Слишком уж это попахивает обскурантизмом и как будто только содействует все более распространяющейся «культуре зла». Говорит ся, что не следует поминать черта. Совсем наоборот! Зло следует называть по имени во всех его формах, и прежде всего зло персонифицированное, ибо только так можно раскрыть все его уловки.
Конечно, сатана ничего не имеет против разговоров о «естественной агрессивности» человека, ибо под этим выражением может скрываться очень многое. И поскольку в соответствии с современным пониманием эта агрессивность «естественна», то, стало быть, в основе своей она не подлежит оценочному суждению, так что поневоле приходится с ней смиряться. И так, ко всеобщему ущербу, живет большинство людей даже и в Церкви. Удивительно то, что в определенном смысле так было всегда, даже и тогда, когда не существовало современного понятия агрессивности, о вспыльчивости (thymikón) говорили как о свойстве души, однако гнев (thymós) и ярость (orghé) считались пороками. История Церкви, основанная Тем, Кто сказал о Себе: Я кроток и смирен сердцем ([url=http://jesuschrist.ru/bible/?q=%D0%9C%D1%84 11, 29]Мф 11, 29[/url]) и Кто учил нас, что именно этому мы должны научиться от Него, вся пронизана насилием.
Здесь мы не имеем в виду такие события Средневековья, как крестовые походы или сожжение ведьм, на которые обычно ссылаются в данном контексте. Гораздо удивительней агрессивность, которую обнаруживали многие церковные люди в отношении к себе подобным, в особенности тогда, когда можно было обвинить другого в ереси или хотя бы навлечь на него тень подозрения в ней. Тогда даже известные отцы Церкви не находили ничего дурного в том, чтобы, по крайней мере на словах, излить на другого ничем не сдерживаемую агрессивность.
Известной жертвой этой внутрицерковной агресссивности был человек, который сам немало размышлял над «гневом» — Евагрий Понтийский (345 – ок. 399)[1], сначала ученик Василия Великого и Григория Назианзина, а позднее, как монах египетской пустыни, — Макария Великого и его тезки Макария Александрийского. У Евагрия мы находим исключительно разработанное учение о гневе, над которым стоит как следует поразмыслить. Евагрий был также великим учителем молитвы и мистической жизни, которую — непосредственно или косвенным образом — копировали в последующие времена. Так вот, неконтролируемая агрессивность, что понимают только немногие, — это величайший враг духовной жизни в целом и в частности, смертельный враг молитвы.
«Если наилукавейший бес, многие употребив [хитрости], не может помешать молит ве праведника, то он немного отступает, но затем, когда молитва закончена, мстит ему. Ибо этот бес либо возжигает гнев в нем, разрушающий наилучшее состояние [души], возникшее в результате молитвы, либо побуждает к неразумному наслаждению и глумится над умом»[2].
***
В мои намерения не входит научная или хотя бы исчерпывающая разработка темы гнева у Евагрия. Мне кажется гораздо более важным попытаться проанализировать то духовное ведение, которого достиг понтийский монах, так, чтобы предоставить каждому возможность извлечь из этого пользу для собственной духовной жизни. Ибо какой смысл в том, чтобы с полным пониманием и «удовольствием говорить о делах отцов», если при этом мы не потребуем от себя лично «поступать так же, приняв на себя те же труды»[3]? Это было бы mutatis mutandis (с определенными оговорками) то же самое, что и вера для бесов: она им совершенно без пользы (см.: [url=http://jesuschrist.ru/bible/?q=%D0%98%D0%B0%D0%BA 2, 19]Иак 2, 19[/url]).
***
Однако мы совершенно неверно поня ли бы Евагрия, если бы увидели у него лишь простое осуждение порока. Страсть, как и вообще зло, не имеет сама в себе никакого бытия. Скорее она постоянно утверждается как болезнь — по-гречески она называется также páthos (как нечто вторичное, паразитирующее на душе и ее способностях, которые по своей природе, будучи сотворены Богом, здоровы)[4]. Порок — это всегда лишь извращение существа, сотворенного добрым. Так и гнев есть не что иное, как противоестественное, извращенное проявление одного из двух иррациональных, однако самих по себе добрых[5] начал души, а именно — ее «яростной части» (thymikón). Ее действие «в соответствии с природой» есть не что иное, как противостоящая пороку добродетель.
Следовательно, невозможно ни понять порок, ни эффективно бороться с ним, если прежде не знать добродетели, противостоящей ему. Однако мы постигаем ее лишь в той мере, в какой упражняемся в ней и усваиваем ее. В случае гнева такой добродетелью будет христианская любовь (agápe)[6], которая проявляет себя как снисходительность, терпение и так далее, для Евагрия же — прежде всего как кротость (praótes).
Кроткая любовь творит именно то, чему препятствует противоестественный гнев. Если гнев является разрушителем созерцания, ибо он ослепляет[7] ум, то «мать познания»[8], кроткая любовь, делает его [ум] созерцательным[9]. И если гнев делает молитву невозможной[10], то при «совершенной и духовной любви» «осуществляется молитва в духе и истине»[11].
***
Итак, ставка в этой игре очень высока. Кто дает овладеть собой гневу, тот не может реализовать своего собственного призвания, вложенного в него при творении. Ибо ум был создан именно для того, чтобы он познавал[12], а молитва, в которой познание Бога достигает своего наивысшего выражения, есть «действие, подобающее достоинству ума, или наилучшее и подлинное его употребление»[13]. Тот, кто всеми силами стремится к «истинной молитве» и в то же время впадает в гнев или памятозлобие, подобен безумному[14]. Столь же безумному, как и тот, кто, желая лучше видеть, выжигает себе очи раскаленным железом...[15]
На карту поставлено наше достоинство творений Божиих, одаренных разумом (lógos), которые в силу этого дара обретают способность войти в непосредственные, личные отношения со своим Творцом. Ибо что остается человеку, если он не может осуществить этого истинного своего призвания?
Re: Гнев.
Гнев, это одно из проявлений зла. К сожалению, таких проявлений много. Мать всего этого - гордость. Гордость, это искажение одного из нашего дара, данного нам Богом - смирения. Есть только один способ исправить его, это в молитве просить у Бога сил изменить себя, с чувством полного недостоинства перед Ним
Михаил Викторович- Сообщения : 207
Дата регистрации : 2014-08-20
Возраст : 63
Откуда : г. Москва
Re: Гнев.
Интересно, но вот слова апостола: [Рим.12:19] Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу [Божию]. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь.
Почему апостол говорит о гневе?
И вот похожее: [1 Фес.4:6] чтобы вы ни в чем не поступали с братом своим противозаконно и корыстолюбиво: потому что Господь - мститель за все это, как и прежде мы говорили вам и свидетельствовали.
Почему апостол говорит о гневе?
И вот похожее: [1 Фес.4:6] чтобы вы ни в чем не поступали с братом своим противозаконно и корыстолюбиво: потому что Господь - мститель за все это, как и прежде мы говорили вам и свидетельствовали.
Re: Гнев.
25 февраля 201512:23
Авиапутешествие из Ханты-Мансийска в Москву закончилось неприятностями для актера Вениамина Смехова и телеведущего Леонида Якубовича. Артисты, летевшие рейсом 352 авиакомпании Utair, повздорили со стюардессой, которая не пустила Смехова, который летел в салоне эконом-класса, в туалет в бизнес-классе.
При этом уточняется, что инцидент произошел во время посадки самолета. Представители экипажа самолета обратили внимание, что это запрещено правилами безопасности, однако, по словам членов экипажа самолета, актер грубо оттолкнул вставшую на его пути стюардессу и нахамил ей.
За товарища вступился Леонид Якубович. "Нахамили Венечке — уважаемому человеку — и сделали вид, что все в порядке. Он пожилой человек", — возмутился Якубович.
После приземления самолета была вызвана полиция, и состоялось разбирательство. У Вениамина Смехова даже на некоторое время забрали паспорт. Позже Вениамин Смехов сообщил журналистам, что перед ним извинились. Правда, насколько понятно из слов актера, не члены экипажа, а полицейские.
"Небольшой инцидент произошел из-за того, что молодые люди не уважают людей постарше. Это такой пустяк, что говорить об этом нет смысла. Кто-то был невежлив, а потом подошел полицейский и сказал: "Извините, пожалуйста". И все", — прокомментировал инцидент 74-летний знаменитый артист.
Печально. Не дай Бог быть знаменитым!
Якубович и Смехов устроили разбирательство на борту самолета из-за туалета
Авиапутешествие из Ханты-Мансийска в Москву закончилось неприятностями для актера Вениамина Смехова и телеведущего Леонида Якубовича. Артисты, летевшие рейсом 352 авиакомпании Utair, повздорили со стюардессой, которая не пустила Смехова, который летел в салоне эконом-класса, в туалет в бизнес-классе.
При этом уточняется, что инцидент произошел во время посадки самолета. Представители экипажа самолета обратили внимание, что это запрещено правилами безопасности, однако, по словам членов экипажа самолета, актер грубо оттолкнул вставшую на его пути стюардессу и нахамил ей.
За товарища вступился Леонид Якубович. "Нахамили Венечке — уважаемому человеку — и сделали вид, что все в порядке. Он пожилой человек", — возмутился Якубович.
После приземления самолета была вызвана полиция, и состоялось разбирательство. У Вениамина Смехова даже на некоторое время забрали паспорт. Позже Вениамин Смехов сообщил журналистам, что перед ним извинились. Правда, насколько понятно из слов актера, не члены экипажа, а полицейские.
"Небольшой инцидент произошел из-за того, что молодые люди не уважают людей постарше. Это такой пустяк, что говорить об этом нет смысла. Кто-то был невежлив, а потом подошел полицейский и сказал: "Извините, пожалуйста". И все", — прокомментировал инцидент 74-летний знаменитый артист.
Печально. Не дай Бог быть знаменитым!
Re: Гнев.
Притча о мудрости
В Японии, в одном поселке недалеко от столицы жил старый мудрый самурай.
Однажды, когда он вел занятия со своими учениками, к нему подошел молодой боец, известный своей грубостью и жестокостью. Его любимым приемом была провокация: он выводил противника из себя и, ослепленный яростью, тот принимал его вызов, совершал ошибку за ошибкой и в результате проигрывал бой.
Молодой боец начал оскорблять старика: он бросал в него камни, плевался и ругался последними словами. Но старик оставался невозмутимым и продолжал занятия. В конце дня раздраженный и уставший молодой боец убрался восвояси.
Ученики, удивленные тем, что старик вынес столько оскорблений, спросили его:
— Почему вы не вызвали его на бой? Неужели испугались поражения?
Старый самурай ответил:
— Если кто-то подойдет к вам с подарком и вы не примете его, кому будет принадлежать подарок?
— Своему прежнему хозяину, — ответил один из учеников.
— Тоже самое касается зависти, ненависти и ругательств. До тех пор, пока ты не примешь их, они принадлежат тому, кто их принес.
Источник
Re: Гнев.
Обычно гнев у человека вызывает желание отомстить.
Мщение же Бога состоит в том, что человек сам себя наказывает. Пример тому сегодняшние гендерные отношения в Европе. Общество разлагается и обречено на исчезновение.
Мщение же Бога состоит в том, что человек сам себя наказывает. Пример тому сегодняшние гендерные отношения в Европе. Общество разлагается и обречено на исчезновение.
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения
Чт Ноя 25, 2021 5:43 am автор Admin
» Хам. За что?
Чт Ноя 25, 2021 5:21 am автор Admin
» Стихи разные.
Вт Июл 06, 2021 12:20 pm автор Admin
» Цитаты разных людей.
Пн Ноя 23, 2020 6:01 pm автор Admin
» Это интересно.
Сб Сен 19, 2020 9:58 am автор Admin
» Кураев.
Сб Июл 25, 2020 10:19 am автор Тамара
» Интересные соображения.
Чт Июл 23, 2020 1:17 pm автор Тамара
» Украина конечно.
Чт Июн 25, 2020 10:49 am автор Тамара
» Сатана в Церкви
Сб Июн 06, 2020 11:58 pm автор Admin